Что с землею нашей будет?

И вновь, в который уже раз, Украина приближается к сроку, когда должен быть отменен мораторий на продажу сельскохозяйственной земли — абсолютно антирыночный, к тому же нарушающий конституционное право частной собственности миллионов людей. В прошлый раз, год назад, его вновь продлили на год, причем с условием: мораторий канет в Лету, если до 1 января 2008-го Верховная Рада примет «всего» два закона — «О рынке земли» и «О государственном земельном кадастре». Срок скоро выходит, а законов этих пока нет…

Заработает ли наконец в стране настоящий рынок земли, обсуждали на минувшей неделе в Полтаве и Миргороде специалисты Государственного агентства земельных ресурсов из столицы и Полтавы, представители общественных организаций и журналисты из Полтавы, Харькова, Днепропетровска, Черкасс, Сум, Чернигова и Кировограда.

Самыми интересными были выступления Станислава Горбатовича, начальника Управления рынка земель и оценочной деятельности Госземагентства. Он приоткрыл завесу тайны над тем, каким будет тот самый пресловутый закон «О рынке земель», — этот вопрос волнует всех, землей владеющих и на ней или с ней работающих. Проект закона уже есть, он принят в первом чтении парламентом, а сейчас дорабатывается агентством совместно с другими подразделениями Кабинета Министров и Секретариатом Президента. В нем хватает сюрпризов:

— Раньше многие эксперты высказывали мнение, что первый вариант проекта закона о рынке земель является практически коммунальным, то есть его действие направлено на упорядочение рынка земли в населенных пунктах, разделение государственных и коммунальных земель, — говорит Горбатович. — Теперь в нем больше и о землях сельскохозяйственных. Вообще многие считают, что этот Закон «О рынке…» уже можно делить на три отдельных закона: собственно «О рынке» с общими положениями, отдельно «Об обороте сельскохозяйственных земель» и отдельно «О земельных торгах и аукционах».

В принципе все законы выписывают рамки, в которых будет функционировать рынок. Они, по общему мнению, нужны в ряде случаев. Например, обязательным будет ограничение на смену целевого назначения земли на протяжении 10 лет после продажи. Понятно, зачем это — чтобы на ценных черноземах не строили химзаводы или что-то еще. Кроме того, предусматривается, что все же в случае, если новый собственник сменил назначение земли, то ее у него можно отбирать, или, в другом варианте, он должен заплатить штраф в размере до 90% от стоимости земли.

Самым, возможно, скандальным и спорным является тот момент, что некоторые законодатели хотят ограничить право собственности на землю ста гектарами. 100 гектаров — это много для отдельного человека, но для многих действующих хозяйств — это мизер. Сегодня в Украине полно фермерских и других хозяйств, у которых десятки, сотни тысяч гектаров в аренде и собственности. Современные комбайны могут за один день убирать до ста гектаров, а сеять — вообще до 500 гектаров…

Другими положениями авторы проекта предполагают еще и ввести коэффициенты предельного владения землей для разных регионов. Потому что — тот же полтавский чернозем — одно, а где-то в закарпатской глуши такой же по размеру участок имеет совсем другую ценность. Причем иногда он может стоить копейки (неугодья), но в случае близости к горным курортам его цена может быть и вдесятеро выше центральноукраинской.

Ряд разработчиков закона считают обязательным установление минимальной цены на гектар, ниже которой продавать нельзя. В этом им видится некий механизм защиты от стихии, которая, возможно, возникнет на рынке после отмены моратория на продажу сельхозземли. С другой стороны, это не совсем соответствует Конституции, согласно которой распоряжаться частной собственностью можно в полной мере, то есть захочу — и за 10 гривен продам.

Еще спорная статья закона — о преимущественном праве покупки земли. Этим правом на сегодня обладают аж семь категорий потенциальных покупателей. Предлагается ограничить их тремя. Первая — это государство, которое имеет право для общих нужд покупать землю первым. Вторая категория — арендатор (эта норма действует давно). Третья — покупатель, гарантированно использующий эту землю для агропроизводства. То есть если есть две фирмы — потенциальных покупателя и одна из них владеет, скажем, игровыми автоматами, а другая выпускает молочную продукцию, то законное преимущественное право покупки будет у второй фирмы.

А еще (что не может не радовать) новым законопроектом предполагается уменьшение полномочий Государственного земельного агентства и его представительств на местах, отдавая больше прав местным советам.

Планируется также описать, создать юридическую базу для рынка ценных бумаг на землю. Он имеет свои нюансы, работает в большинстве стран мира, но в Украине пока акций на землю или чего-то подобного вообще нет. Но так как мы все больше интегрируемся в мировые процессы, то со временем появятся. Хотя некоторые участники круглого стола вообще считают, что речь идет о том, чего нет в природе. Например, президент Всеукраинской лиги содействия развитию рынка земли, кандидат экономических наук Виктор Заяц говорит :

— О каком рынке может идти речь?! Рынок, по определению, — это то, что само себя регулирует. Вспомните слова Адама Смита о «невидимой руке рынка», которая сама все сбалансирует. У нас же все, что только можно, зарегулировано донельзя. У нас собственник не может установить цену — государство делает свою оценку, у нас без подписей десятка бюрократов, получения десятков разрешений, землю не продать. В конце концов, может просто прийти государство и землю отобрать, типа под строительство дороги или еще чего — общественные нужды, одним словом. У нас человек не может самостоятельно решить, садить ему картошку на земле или построить парк аттракционов. И так далее, и тому подобное. Как у кого-то поворачивается язык назвать это рынком?

А вот теперь нам взамен моратория предлагают новые законы, которые вводят множество новых ограничений, которых, по-моему, будет еще больше. В этом нет ничего рыночного. Чтобы создать настоящий рынок земли, надо принять один-два максимально простых закона, просто описывающих установление границ участков, варианты сделок, еще ряд нюансов. И дайте рынку заработать самому! Да, первое время будет хаос и неразбериха, будут пострадавшие (они в любом варианте будут). Но через некоторое, причем непродолжительное время та самая невидимая рука наведет порядок…

Некоторые из участников высказывались еще более пессимистично. Глава постоянной комиссии Полтавского облсовета по земельным отношениям, директор фермерского хозяйства Валерий Капленко уверен, что любой закон пропишут под нескольких заинтересованных олигархов.

— Так всегда было. Мы десятилетие выживали, продавая молоко за гроши. Пока несколько воротил не пришли в этот сегмент агробизнеса. И они все сделали, чтобы молоко уже и по 2 гривни продавалось. И законы под это, и дотации. Так было во многих отраслях народного хозяйства. Сейчас несколько олигархов положили глаз на землю. И потому сейчас они пролоббируют законы, по которым могут скупить всю страну целыми областями, оптом. Вот увидите!

По итогам двухдневного обсуждения участники круглого стола приняли обращение к новой Верховной Раде с просьбой ускорить принятие столь необходимых стране законов о земле и не продолжать мораторий. «Дальше тянуть уже некуда», — считают все.

Добавить комментарий