Пролетая над родным гнездом

Ровно 25 лет тому назад 190 молодых людей в отутюженной синей форме и залихватски пристроенной на макушку фуражке стояли на летном поле кировоградского аэродрома и с замиранием сердца ждали, когда же ректор произнесет их фамилии. В тот пасмурный день, 26 октября 1982 года, курсанты первого выпуска Кировоградского высшего летного училища получали летные свидетельства, путевку в небо и, конечно, думали о будущем. Как сложится их дальнейшая жизнь? Что будет с советской авиацией? Каково оно — быть не ведомым, а ведущим?.. Распределения были на руках, и уже через несколько дней вчерашние студенты покинули свою альма-матер, Кировоград, который стал для них родным домом на целых 4 года, и разлетелись, как птицы, кто куда — будущих летчиков ждали Минск, Владивосток, Севастополь, Киев, Тамбов…

Не думали, даже предположить они не могли в начале 80-х, что вместо привычных АН-26 большинство из них будут управлять огромными американскими «Боингами», которые тогда мало кто видел даже на картинках, что вместо заветных прибалтийских курортов для них обычным делом будет провести недельку-другую в Майами, Гонконге или Тенерифе… Не знали тогда ребята, что жизнь их круто изменится и, несмотря на клятвенные заверения не теряться, переписываться, перезваниваться и приезжать друг к другу, встретятся только через 25 лет. Что некоторые из того, первого выпуска уже никогда не приедут в родной вуз. Смерть досрочно унесла их жизни, они так и не спустились с небес на землю… Не могли знать об этих поворотах судьбы ребята, стоящие под моросящим дождиком 26 октября 1982 года.

…26 октября 2007 года они так же стояли на кромке знакомого аэродрома. Успешные, состоявшиеся мужчины с легкой проседью, но такими молодыми глазами съехались со всего света на юбилейную встречу выпускников и не могли скрыть мальчишеской радости при виде друг друга. Со дня их выпуска прошло — ни много ни мало — 9 тысяч 126 дней.

Мы еще встретимся, мы обязательно встретимся…

Известие о предстоящей встрече настигло первых выпускников КВЛУГА не сказать, чтобы уж совсем неожиданно. Некоторые из них приезжали в Кировоград на 20-летие выпуска, но тогда эта встреча была похожа на застольные разговоры о прошлом, нужные и понятные только им самим. Сейчас же руководство летной академии подошло к мероприятию со всей серьезностью и провело его с большим размахом. Подготовка ко встрече своих «птенцов» началась где-то за полгода, были разосланы приглашения, оповещены преподаватели, составлен сценарий, продумано все до мелочей…

С самого утра у дверей ГЛАУ толпился народ. Привычная суета пятничного учебного дня была нарушена громкими возгласами гостей. Нынешние курсанты украдкой поглядывали на своих предшественников, а те, в свою очередь, ни на кого не обращая внимания, по-мужски крепко обнимали друг друга и шумно удивлялись, если не узнавали своего соседа по комнате…

Навестить свою альма-матер приехали 86 бывших выпускников КВЛУГА. На несколько дней в Кировоград прибыла самая что ни на есть воздушная элита. Бывшие курсанты сейчас живут и работают в Белоруссии, Прибалтике, Таджикистане, России, Украине, Саудовской Аравии, Южной Корее. Большинство из них — уважаемые, сделавшие головокружительную карьеру люди — исполнительные и летные директора ведущих авиакомпаний, владельцы самолетов малой авиации, командиры воздушных судов и эскадрилий, облетевшие весь мир, работники Министерства Гражданской авиации, удачливые предприниматели…

Они прошли на аэродром и выстроились ровными шеренгами по 4 ряда каждая, как когда-то, во время учебы. Надо заметить, что строевая подготовка, впоследствии упраздненная, сыграла свою роль. За 25 лет наши гости не забыли, как это — маршировать в ногу, ходить строем, в отличие от нынешних курсантов, которые еле-еле поспевали за ними.

На аэродроме гостей ждал оркестр. Сколько же у нас есть хороших, добрых и берущих за душу песен об авиации, о которых в постоянном ритме попсы и рэпа мы забываем! Так называемый «паркет» — официальная часть, к счастью, надолго не затянулась. Выпускники с гордостью говорили о том, что они счастливы и благодарны судьбе за выпавшую им возможность учиться в лучшем летном училище Советского Союза. Что образование КВЛУГА до сих пор ценится во всем мире, а тогда, четверть века назад, летное свидетельство, выданное в Кировограде, означало — тебя готовы принять ведущие аэропорты Союза. Эта «корочка» действительно стала для них всех той самой, не пресловутой и не банальной, путевкой в небо.

После торжественной «линейки» выпускники отправились в ДК «Авиатор», где у них была возможность посмотреть фильм об истории своего учебного заведения, вспомнить, какими они были 25 лет назад, — по фотографиям, которыми так часто перемежались документальные съемки четвертьвековой давности, по рассказам преподавателей. Своего «отца», как до сих пор они называют тогдашнего командира выпуска, начальника организационно-строевого отдела Александра Александровича Дмитренко, любовно именуемого Сан Санычем, ребята доставили из Краматорска. Бывший преподаватель уже старенький, сейчас на заслуженной пенсии, и вряд ли бы он сам приехал в Кировоград. Его ученики поехали за ним, оплатили приезд и привезли его с собой в Кировоград.

Жизнь и судьба каждого из 86 выпускников «летки» — тема отдельных материалов и публикаций, настолько она интересна и полна неожиданных поворотов. Но газетная площадь не в состоянии разместить рассказы всех пилотов, с которыми посчастливилось пообщаться корреспонденту «УЦ». Поэтому нашими героями станут всего несколько человек; их истории, уверена, являются зеркальным отражением многих судеб того времени и этой профессии.

Любите, девушки, простых романтиков!

Игорь Никулин сейчас работает пилотом в российской авиакомпании «Сибирь». В Москву переехал недавно. А после вузовского распределения попал в Якутию, где и прожил более 20 лет. Когда узнал о предстоящей встрече выпускников — ни минуты не колебался, ведь в Кировограде не был со дня выпуска, столько же не видел своих «братьев»-однокурсников. С большим теплом вспоминает молодость:

— Мне было, по большому счету, все равно, куда ехать на работу. Но в Якутию особенно хотелось, там меня ждала невеста. Познакомились случайно, я во время учебных полетов прилетел на Север, и одна знакомая попросила с оказией передать письмо своей якутской подруге. Я занес записку, поговорили… До сих пор вместе!

Профессия пилота априори романтична. Мне особенно запомнилась история одной любви, рассказанная во время встречи выпускников. Курсант «летки» и кировоградская девушка встречались, планировали создать семью. Но что-то не склеилась, не срослось — они расстались. Он уехал в Россию, она осталась в Кировограде. Семейная жизнь, как впоследствии выяснилось, ни у него, ни у нее не сложилась. 5 лет назад пилоты приехали в КВЛУ на 20-летие выпуска. В Кировограде встретились, поговорили… Через год расписались. Сейчас вместе приехали на 25-летие…

Самое яркое впечатление со времен учебы, по словам Никулина, это выбор неправильных ориентиров.

— Нас тогда несколько человек отобрали. И говорят: выбирайте, в какую секцию записываться — на футбол или углубленно учить английский. Я долго взвешивал и решил — ну зачем мне этот иностранный, все равно по Союзу летать? И выбрал футбол. До сих пор жалею! Не думал же, что когда-то заграница будет обычным делом!

— Моя работа — мечта любого человека! — уверен мой собеседник. — Все знакомые мне втайне завидуют. Я летаю куда хочу и когда хочу — в общем, вольный художник. Мир после окончания летного училища стал очень маленьким. Кто бы что ни говорил — все сконцентрировано в двух словах: «небо» и «земля». Разве это много?

Последнее небо

Кода я подошла к Василию Кирику, высокому, статному и такому молодому пенсионеру, он сразу предупредил: «Я сейчас своего друга позову. Мы все время вместе, и история у нас общая…»

29 лет назад еще на вступительных экзаменах в высшее летное училище познакомились три абитуриента, которые впоследствии стали друзьями-не разлей вода, — Вася Кирик, Валера Потетенькин и Сережа Воронин. Вместе учились, вместе жили в одной комнате, вместе убегали в самоволки, «строили» молодых… По окончании училища втроем распределись в крымскую авиацию. И тут не расстались — даже когда приехали в Симферополь по распределению, до того, как получить комнаты в общежитии, долгое время все вместе прожили в гостиничном номере.

Кирик и Потетенькин в одно время и на пенсию ушли, по выслуге лет, сейчас оба — авиационные функционеры высшего эшелона. А вот судьба Сергея Воронина сложилась иначе.

— Вы о нем, пожалуйста, напишите. Расскажите людям, каким катком по нам проехался развал советской авиации, как люди складывали головы, чтобы прокормить семью, — попросили друзья.

Сережа Воронин смотрит на нас с фотографии широко открытыми глазами, в которых пляшут озорные искорки. На снимке ему 22 года. Через 18 лет Воронина не станет.

В 2000 году над Цейлоном его самолет сбили экстремисты сепаратистской антиправительственной организации «Тигры освобождения Тамил Илама». Весь экипаж погиб в небе.

— Знаете, Сережа был таким… И семья у него замечательная — отец в свое время руководил ОКТБ Ракетных войск стратегического назначения в Кировограде. Сергей замечательно фехтовал, хорошо играл на гитаре, пел. Был душой коллектива, его все любили: и друзья, и девушки. В конце 90-х, когда летать было негде и не на чем, многие пилоты уезжали по контракту работать за границу, чтобы как-то выжить. Часто русским, украинским пилотам предлагали управлять военными воздушными судами, они воевали за независимость чужих стран. Выхода просто другого не было.. Сережина дочка своего папу не помнит. Ей было два месяца, когда он улетел на Цейлон. Через четыре месяца его не стало…

«Мимино» и борьба с курением

А вот Андрей Подглазов и Евгений Пятницкий пережили трудное для нашей авиации время в Краснодаре. Даже тогда, в смутные 90-е, они верили, что настанут лучшие времена, надо только немного подождать. Друзья после распределения попали в «Авиалинии Кубани», там работают до сих пор.

Как рассказывает Андрей, он не сразу понял, что небо будет смыслом всей его жизни. Авиация привлекла его позже:

— Мы жили с родителями в Сибири, я уже из армии вернулся, поступил в местный политех. А в 1978-м посмотрел хит того времени «Мимино», и как обухом по голове ударило, сказал родителям: «Все, баста! Буду летчиком!» Бросил учебу, приехал в Кировоград, слава Богу, поступил…

— Мы сразу же решили, что приедем, как только позвали, — рассказывают краснодарцы. — Как это — не приехать на встречу выпускников, к тому же в Кировоград?! Интересно же посмотреть, что здесь изменилось, как живет вуз… И, знаете, я не хочу видеть новый Кировоград, не похожий на тот, в котором мы учились. Это город молодости, пусть он таким и остается…

А как не вспомнить студенческие приколы, которыми «летка» славилась на весь Союз:

— Мы вчера, когда приехали, с некоторыми нашими увиделись. И вспоминали, как нас из курилки гоняли. У нас же тогда казарменное положение было, все в летной легкой форме, в помещениях курить нельзя, вот мы и бегали в-ооо-н в ту беседку (показывает). Бывало, зима, мороз, и один майор, командир роты, нас выловит, поставит в шеренгу и давай отчитывать: «Здесь же холодно, вы простудитесь со своими сигаретами, бронхитом, воспалением легких, менингитом заболеете, это же голова — дураками станете», — накручивал себя. И так иногда разойдется, что добавляет для пущей убедительности: — «Сам болел, знаю!»

Летайте самолетами «Аэрофлота»!

Вадима Зотова однокурсники до сих пор называют душой компании и весельчаком. «Кто, как не он вам всякие байки порассказывает», — недолго убеждали меня однокурсники пообщаться с этим кудрявым длинноволосым и ослепительно улыбающимся мужчиной.

— Я даже не раздумывал, куда мне поступать, чтобы научиться летать. В Кировоград, а куда же еще, тут девчонки красивые! Вон мой друг сидит, Паша Вершковский, так он на кировоградской девочке женился, вначале в Тамбов ее увез, потом — в Москву. Сейчас жена с ним на встречу приехала, сидит в гостинице, его ждет, самого не отпускает, — рассказывает Зотов.

— Что из учебы помню? Как первый раз в небо взлетел, помню. Это был маленький ЯК-18Т. Ощущения — обалденные! Так понравилось, что до сих пор летаю! У нас у каждого общий налет — 13-15 тысяч часов. Небо — тот же наркотик! Все хотели, конечно, после училища в Москву попасть. Но там прописка нужна, жилье. Поэтому мы с Вершковским решили, что поедем в Тамбов. Отслужили там, потом в «Шереметьево» попали, теперь летаем самолетами «Аэрофлота».

— Время другое настало, — включается в разговор Павел. — Надо было осваивать новые типы самолетов. Переучивались в Дубае, во Франкфурте. Пересели на «Боинги». Я, например, летаю на дальних международных рейсах в Америку, Азию. Перелеты — часов 10 минимум. Города видел шикарные! Гонконг — вообще чудо света, Майами — интересное место, Шанхай стал в последнее время красивым… Вадим — сейчас командир «Аэробуса», по всей Европе летает. Всем, чего мы достигли в жизни, обязаны летному училищу. Мы летаем на лучших самолетах, которые есть сейчас в мире. Это такая база, с которой потом ничего не страшно. Когда нас спрашивают, что заканчивали, и мы называем вуз — больше вопросов не возникает. КВЛУГА было и остается знаком качества летной подготовки.

Все выше, и выше, и выше…

Александр Рахманов работает в столичной авиакомпании «Аеросвiт». Где только ни побывал — бродил по главным улицам красивейших столиц мира. Хорошо помнит первое впечатление от зарубежной поездки:

— Точно помню, рейс был из Киева в Южную Африку через Загреб. Самолет небольшой, посадок много. С каждой новой «остановкой» вижу, как меняется мир, — разительно отличаются климат, язык, одежда, флора, фауна, цвет кожи людей… Потом привык, конечно. Но всего этого могло бы и не быть, если бы я 29 лет назад не поступил в кировоградскую «летку». Хотя тогда особо не раздумывал — у меня отец летчиком был. Вообще для подавляющего большинства ребят из нашего выпуска летать — это семейное. Мы с детства в этой каше варились, иную жизнь себе и не представляли. Я, например, точно знал, что хочу быть немного выше всех, в прямом и переносном смысле находиться «над землей».

Сложные 90-е спокойно пережил в Африке, какое-то время в Анголе по контракту работал. Но как только появилась возможность вернуться в Украину, домой, сразу же приехал.

— Не верьте, что за границей нам хорошо. Летчики, хоть и непоседы, хоть и непутевые, но дом для них — это святое! — убежден Александр.

…Все наши герои много рассказывали друг о друге, а на вопрос, кто же был лидером на курсе, мои собеседники, не сговариваясь, отвечали — наш старшина, Игорь Стрелец. Как только ни величали его пилоты: и «кумиром», и «батей», и «старшИм». Он тоже приехал на 25-летие выпуска в Кировоград и был приятно удивлен, что о нем взвод все еще помнит.

— Просто нужно всегда поступать по справедливости, — считает он. — Тогда и жизнь будет к тебе справедлива. То, что мы все здесь, о многом говорит. Летная дружба ни с чем не сравнима, и формировалась она еще тогда, на курсантской скамье. Любимый тост пилотов «За летное братство!». Потому я не удивлюсь и — больше скажу — уверен, что мы на этом же месте встретимся через 5, а то и через 10 лет…

Пролетая над родным гнездом: 4 комментария

  1. И я хотел бы обратиться к нынешним студентам Академии, которые обучаются на летном факультете! Самое неприятное, что осталось от встречи — это то, что курсантам не на чем летать! Сейчас, в эру компьютерных технологий, имеется очень большая возможность обгрунтовать свою позицию по получению Академией современных самолетов! Можно найти работы ученых и правительственных органов о том, что Украина пока еще является одной из 8 стран мира, которые имеют полный цикл в авиации — от проектирования и сборки, до подготовки авиаспециалистов! И выпускники КВЛУГА сейчас работают во многих странах мира из Шереметьево улетел работать наш однокурсник Андрей Шонин. А при такой подготовке летных кадров, какая ведется сейчас в Академии, детей и внуков нынешней власти Украины (Президента, Премьера, депутатов) будут возить на самолетах Украины китайские летчики.
    У вас есть студенческая организация, есть СТУДЕНЧЕСКИЙ ПРЕЗИДЕНТ! Проводите встречи, научные конференции, пишите рефераты, курсовые и отправляйте их во все инстанции!!! И Президенту Украины, и Премьер-Министру, каждому министру, всем депутатам! Можно это обосновывать как дополнение в программу "УКРАИНСКИЙ ПРОРЫВ" .
    Мы так-же делали, когда добивались справедливой пенсии! Буквально засыпали депутатские все фракции обращениями — от коммунистов, до националистов, раздавали также в самолетах эти обращения! И выступали на сессиях Верховной Рады Украины Н Витренко и Ю Тимошенко! А когда Ю Тимошенко была вице-Премьером у Премьера В Ющенко — пошла подвижка! А особенно при Премьере ЮТимошенко в 2005 году!!!!! А сейчас — вам очень даже "на руку" Программа "УКРАИНСКИЙ ПРОРЫВ" .
    Нужно грамотно обосновать какие выгоды получит экономика Украины через 5, 10, 15 и т. д. лет после обеспечения самолетами Академии. И немаловажное — с учетом нынешней ситуации желательно обращаться на украинском языке!
    Желаю успехов!

  2. Просмотрел заметку и фотографии. Большое спасибо за публикацию. Мне, к сожалению, удалось увидеть своих друзей, наставников и преподавателей только благодаря интернету. В связи с переподготовкой на 747-400 до сих пор нахожусь в Америке. Это уже пятый тип самолета фирмы Боинг который посчастливилось освоить. Читая опубликованные материалы с большой благодарностью вспоминаю коллектив КВЛУ ГА. С уважением, А. Орлов.

  3. Прочитал- будто на две недели назад вернулся. Все было великолепно! Спасибо Анне за статью и Дмитрию за рассылку. Будут новые материалы- присылайте.

  4. Большое спасибо за статью Анне Кузнецовой, молодой и талантливой журналистке! Прошу написать статью о курсанте Дмитрие, сыне первого выпускника Овсянникова! Он держит в курсе дела всех нас через интернет и естественно заслуживает на такую статью. Адрес Димы broadcaster@rambler.ru

Добавить комментарий