Тендерная яма: в заложниках — страна

Ни для кого не секрет, что «черные дыры», в которых исчезали деньги из госбюджета Украины, существовали всегда. Об одних только «свободных экономических зонах», на время прикрытых, но активно возрождаемых теперешним правительством в «своих» регионах, написано и наговорено столько, что хватило бы не на одну «Войну и мир».

Однако то, что происходит в сфере госзакупок сейчас, заставляет говорить о реально близящемся коллапсе этой системы, а вслед за ней — и в целом государственного управления страной. Согласно недавно озвученному прогнозу харьковского губернатора Арсена Авакова, до этого момента осталось каких-нибудь два месяца.

Возможно, глава администрации одной из восточных областей несколько сгущает краски, но то, что основания для очень серьезного беспокойства есть, очевидно. Это подтверждают факты, информация о которых легла в основу написания этого материала.

Недавно журналист «УЦ» побывал в Управлении градостроения, архитектуры и ЖКХ Кировоградской ОГА — для того, чтобы узнать, какую часть из заявленных вице-премьером Рыбаком 300 миллионов гривен, выделенных на нужды жилищно-коммунального хозяйства регионов, получила область и на что именно пойдут эти деньги.

Деньги, как выяснилось, действительно перечислены, конкретно нашему региону из них причитается 5 миллионов. Немного, конечно, но… В планах управления — вложить эти средства в ремонт наиболее остро нуждающихся в этом коммунальных объектов, во внедрение энергосберегающих технологий, в частности, на водоводе «Днепр-Кировоград» и другие работы, которые «просятся» уже не первый год.

Однако, по словам заместителя начальника управления Леонида Аколишнова, не все так просто. То есть деньги вроде бы есть, вот только сразу взять их и пустить в работу нельзя. Причем «сразу» — это очень мягко сказано.

Причина в том, что между государственными средствами и их конкретным применением в регионах стоит посредник в лице Тендерной палаты Украины. И творятся в этой самой палате дела достаточно странные…

«Що воно таке?»

В суматохе и неразберихе, царящих в политикуме в последнее время, все как-то забыли о беспрецедентном не только в украинской, но и в европейской практике событии, произошедшем 21 мая текущего года. Тогда сразу несколько муниципалитетов полностью прекратили (правда, только на один день) выделение бюджетных средств — в знак протеста против закона о государственных закупках, на тот момент всего 2 месяца как вступившего в силу. «Фактически местное самоуправление Украины заявило о невозможности исполнять свои обязательства перед гражданами. Не из-за отсутствия средств — из-за невозможности ими распорядиться», — пишет об этом газета «Зеркало недели».

Собственно закон, о котором идет речь, принимался с самыми благими намерениями: сделать невозможным применение «кулуарно-кабинетно-откатных» схем в сфере госзакупок. Простым и давно известным способом — путем проведения открытых конкурсов, так называемых тендеров, проведение которых и контролирует эта самая палата.

То есть хочешь что-то поставлять (строить, ремонтировать и так далее) по заказу государственной (бюджетной) структуры — прими участие в конкурсе вместе с другими предпринимателями или предприятиями, готовыми выполнить для тех же структур те же работы. Все красиво и прозрачно, и даже коррупции вроде как практически негде притаиться…

Так отчего же бьют в набат госчиновники и управленцы? Неужели такие прожженные коррупционеры — жить не могут без «откатов», не хотят, понимаешь, приобщаться к передовой практике, принятой в развитых странах, ретрограды?! Причина, как оказалось, совсем в другом…

На деле

На деле участие в тендере начинается для строителя, производственника, поставщика и так далее, желающего заключить договор с районной или областной администрацией, муниципалитетом, больницей — любой бюджетной структурой, — с того, что участник процедуры должен зарегистрироваться в тематическом каталоге консалтингового агентства, существующего при Тендерной палате и являющегося (как и сама Палата) государственным монополистом в сфере предоставления такого рода услуг. Стоит это удовольствие — ни много ни мало, — около 5 тысяч(!) гривен. Срок действия регистрации — 1 год.

Зачем и кому этот каталог нужен, ни сами управленцы, ни подрядчики не знают. Равно как неведомо никому (кроме, наверное, учредителей агентства), каким образом сформирована и обоснована стоимость сомнительной услуги.

Дальше — больше. Для того, чтобы непосредственно принять участие в торгах, участникам, а их, согласно тому же закону, должно быть не менее трех, нужно в той же консалтинговой фирме получить выписку (небесплатно!) из этого самого каталога. В подтверждение того, что они в нем есть.

Но и на этом поборы не прекращаются. Следующим «номером программы» для конкурсантов становится оплата тендерной документации. Которая, естественно, оформляется от имени заказчика все тем же агентством. За «символическую» цену около 2 тыс. гривен. А за два дня до раскрытия тендерного предложения — извольте выложить аванс в размере 4% от стоимости работ.

Немаловажна и следующая деталь: если после раскрытия предложений окажется, что у кого-нибудь из участников что-то не в порядке с документами, торги закрываются, и все начинается сначала — с получения новой подтверждающей «выписки». Той, которая за 500 гривен.

А теперь представьте: все эти процессы замыкаются на одной-единственной структуре, находящейся в Киеве. Где подрядчики из 25 областей Украины — от строительных компаний до коммунальных предприятий — завоевывают свое право выполнять работы или поставки для сельсоветов, поселковых школ, мэрий, администраций, госпредприятий… Ощущаете масштаб и наполнение финансовых потоков?

Только в одном управлении ЖКХ Кировоградской ОГА, по информации Аколишнова, на данный момент «висит» около 70 тендерных предложений с общим объемом работ в 150 млн. гривен. Несложно посчитать, какую сумму выручат все «околотендерные» фирмы и агентства только по одному из управлений только одной администрации.

Небезынтересно, что тот самый закон определяет юридический статус Тендерной палаты — органа, контролирующего госзакупки, — как «союз общественных организаций, который не ведет какой-либо предпринимательской деятельности и не имеет права предоставлять какие-либо платные услуги». Но ничто не мешает ей создавать «в помощь себе» коммерческие структуры, нацеленные на получение прибыли. А эта возможность, как вы только что имели возможность убедиться, — самое что ни на есть золотое дно.

Естественно, при столь высокой, я бы даже сказал, абсолютной плотности потока «обслуживаемых» палатой госзаказов сроки решения вопросов там просто не могут быть сжатыми. Простой пример: предприятие, обслуживающее светофоры в городе Кировограде по заказу горисполкома, «боролось» за это право около полугода. А ведь процедуру проходят все — вплоть до поставщиков продуктов в районные больницы…

Таким образом, вместо того, чтобы стать передовым оплотом борьбы с коррупцией в сфере госзакупок, «союз общественных организаций» превратился в спрута, намертво эту сферу охватившего, парализуя, по сути, хозяйственную деятельность государственных структур на местах, а особенно — в районах. Под ударом, по сути, оказалась вся жизнедеятельность всех без исключения населенных пунктов Украины. Ведь финансирование позиций, по которым палата «не успеет» определить наиболее достойных подрядчиков до конца бюджетного года, просто останется неосвоенным, и в следующем все придется начинать с нуля. Кроме того, деятельность палаты и ее сателлитов фактически на корню уничтожает малый и средний бизнес, представители которого просто не могут себе позволить участие в тендере.

Броня крепка

Масштабы угрозы, похоже, только сейчас наинают осознавать представители высшего руководства страны. О «катастрофической ситуации в сфере госзакупок» недавно заговорили в Кабмине — как сам премьер-министр, так и его «первый зам» Азаров, возглавивший экстренное внесение изменений в существующий закон. Президент Ющенко заявляет о том, что закон не только неэффективен, но и «криминализует наш деловой мир».

Бывшие почетный президент и один из вице-президентов Тендерной палаты нардепы Раиса Богатырева и Ксения Ляпина отмежевались от этой структуры, заявляя о царящих там интригах, превращении ее в прибыльную организацию, непрозрачность руководства…

К слову, новый закон, несколько ограничивший не в меру разгулявшиеся аппетиты Тендерной палаты, таки был принят украинским парламентом 19 июня, но… Ющенко его не подписал. По его мнению, со 2 июня Верховная Рада не является легитимной. Так что воз, как говорится, и ныне там — катится под откос, и остановить этот процесс, похоже, некому. Что, ввиду немелкого «калибра» недовольных деятельностью палаты руководителей, совершенно бессильных что-либо изменить, заставляет плотно задуматься: кто же или что такое стоит за этой «общественной организацией»? Слухи на эту тему ходят самые разные…

Тендерная яма: в заложниках — страна: 1 комментарий

Добавить комментарий