“В жизни можно создать только одну школу”

8 сентября нынешнего года свое 125-летие отметила Кировоградская гимназия имени Шевченко. Интересное совпадение: это учебное заведение с репутацией элитного оказалось ровно вдвое младше нашего города, празднующего в эти дни 250-летний юбилей.

К сожалению, знаменательная дата пришлась на смутное для именинницы время. О ее прошлом, настоящем и будущем, о перспективах гимназического движения в Украине в целом мы решили поговорить с человеком, чьим именем многие кировоградцы еще долго будут называть это заведение — бывшим директором “гимназии Громового” Виктором Громовым.

— Виктор Владимирович, известно, что вы входите в число людей, стоявших у истоков новой истории старой гимназии. Как все начиналось?

— Возрождение этого учебного заведения началось в 1991-м году, был создан оргкомитет на общественных началах. Уже в следующем году гимназия начала свою работу. Мы считали, что прежняя унифицированная система образования должна приобрести необходимое разнообразие. Тем более, что гимназия существовала еще в Елисаветграде — с целой плеядой талантливых преподавателей и выпускников. Гимназическое образование в России исчезло в 1920-м не потому, что изжило себя, а в результате постановления Совнаркома о ликвидации всех гимназий и создании единой трудовой политехнической школы. В других странах — Австрии, Германии — оно и сегодня дает свои положительные плоды. Из этих соображений мы и начали возрождение гимназии в Кировограде, осознав, что учебному заведению необходимо иметь свои корни: “Хороша та гимназия, у которой рыжие стены”. С этой целью была создана книга “Елисаветградская гимназия”, которая теперь является своего рода пособием для факультативного преподавания ученикам истории родного учебного заведения.

— Продолжили ли вы традиции старой гимназии?

— Елисаветградская гимназия давала фундаментальную образовательную базу, особенно в изучении иностранных языков. Это позволяло ее выпускникам без особых трудностей продолжить учебу в любом зарубежном университете, как, впрочем, и сегодняшним нашим воспитанникам. Для преподавания иностранных языков в гимназию приглашались сами их “носители”. В середине 1880-х в Елисаветграде огромным авторитетом пользовался тогдашний директор гимназии чех Иван Федорович Прокиш, который приехал сюда преподавать классические языки …из Австро-Венгрии. Судите сами, сколько тогда в Росии зарабатывал директор гимназии, если выгодно было приехать сюда из Европы… И сейчас — английский язык в гимназии имени Шевченко преподает доброволец из Корпуса Мира.

В традициях Елисаветградской гимназии (и до недавнего времени — в гимназии имени Шевченко) также был очень ответственный подход к подбору кадров, чего, к сожалению, нельзя сказать о сегодняшнем ее руководящем составе… Претендуя на должность директора “новой-старой” гимназии, тогда, в 92-м, я прошел строгий конкурсный отбор, перед этим шесть лет проработав завучем. И при этом высказывались пожелания, чтобы на должность директора был назначен педагог со званием профессора — никак не меньше.

— Юбилею гимназии предшествовали отнюдь не праздничные события…

— К сожалению, их последствия для этого учебного заведения оказались самыми печальными. Любая школа всегда похожа на своего руководителя, сымитировать его стиль невозможно. Сегодня здесь приостановлено решение многих материальных проблем, не выполняются международные программы — партнеры гимназии отказываются работать с ее нынешним руководством. Да и нынешнюю психологическую обстановку трудно назвать нормальной — все это последствия проверок, обысков, уголовных дел… К сожалению, не выполнена и юбилейная программа, заверенная, кстати, мэром: музейная экспозиция, педконференция, конкурс ученических исследований истории гимназии, издание второго тома книги “Елисавет-градская гимназия” и т.д. Отрадно хотя бы то, что коллектив (я горжусь своими коллегами!) присвоил почетное звание “Фундатор гимназии” людям, внесшим неоценимый вклад в ее становление и развитие: многолетнему почетному опекуну этого учебного заведения, бывшему мэру Кировограда Александру Никулину и вице-президенту Киево-Могилянской академии, на протяжении многих лет возглавлявшему общественный совет гимназии, инициатору ее возрождения профессору Владимиру Панченко.

— Обучение в “гимназии Громового” всегда было недешевым удовольствием для родителей учеников…

— Когда мы создавали эту гимназию, то объединили людей, которые хотели создать более качественные условия обучения своих детей, — для придания школе статуса элитной нужны не только ум и талант, но и деньги. Спонсорство существовало в нашей гимназии с момента ее возрождения. В 99-м родители учеников сами решили организовать благотворительные взносы в фонд гимназии. До 2003 года они составляли по 10 гривен на каждого гимназиста, причем поступающие средства тщательно учитывались. В некоторых других школах частые и хаотичные сборы (по 5-10 гривен) в итоге составляют значительно большие суммы… Осенью прошлого года родители по собственной инициативе решили увеличить размер взноса до 15 гривен. Эти средства им возвращались в виде бесплатного для их детей Интернета и т. д. Кроме того, гимназия — это не только учебное заведение, но и сервисный центр, где работают медпункт, столовая с горячим питанием…

— Не кажется ли вам, что процесс превращения школ советского образца в гимназии и лицеи носит сегодня несколько искусственный характер, являясь скорее данью педагогической моде последнего времени?

— В этом предположении есть доля истины. Мы хотели возрождать гимназию на базе ее прежнего помещения — Дома офицеров. Однако это здание под гимназию не отдали, и пришлось пойти наименее желательным путем — трансформировать в учебное заведение нового типа обычную школу. Это был тяжелый и длительный процесс, занявший целых восемь лет… Но, в общем, профанация идеи гимназического образования в Украине продолжается.

Один из примеров — сегодняшняя ситуация вокруг женской гимназии в Александрии. Это уникальное учебное заведение с собственной неповторимой концепцией сегодня на грани закрытия. Его можно легко уничтожить, механически рассовав детей по другим школам. Однако здесь совсем другой уровень обучения, несовместимый с примитивными представлениями местных чиновников от образования о понятии “гимназия”. А как же психологический комфорт ребенка? Ведь школа — это сложный организм, который формируется не один год, на это нужно не менее десятилетия. Мой друг и наставник из России, директор “Школы самоопределения” Александр Тубельский сказал как-то: “В жизни можно сделать только одну школу. На большее не хватит ни энтузиазма, ни здоровья”. Я с ним полностью согласен.

— Значит, сегодняшней отечественной системе образования гимназии не нужны?

— Министерству проще руководить “нiякими” школами с “нiякими” директорами, беспрекословно выполняющими любые указания высшего руководства, даже абсурдные и не имеющие ничего общего с законом. А хорошей школой нельзя командовать. Как, впрочем, и хорошим директором.

Добавить комментарий