Власть — по законам экономики

Открытия не делаем — сегодня все больше преуспевающих бизнесменов идут во власть. Но если одни стремятся занять кресло чиновника, чтобы обеспечивать «зеленый свет» прежде всего собственному бизнесу или уничтожить конкурента, то другие в подобном усилении своей влиятельности не нуждаются. Причем наука управления для них не нова, более того, деловые люди косную чиновничью бюрократию заменяют четкими законами бизнеса, где нет места косности и демагогии, а их решения продиктованы исключительно соображениями здоровой выгоды — как ранее для возглавляемых ими трудовых коллективов, так потом — для всех жителей общины. В успешности бизнеса Александра Табалова сомневаться не приходится — торговые марки его предприятий известны и популярны далеко за пределами нашего города и региона. Теперь опытный коммерсант берется за новое дело: сделать Кировоград не менее престижным и раскрученным брэндом.

— Александр Николаевич, главным испытанием для кировоградских властей в нынешнем году стало, безусловно, вступление города в зиму. А вопросом №1 — повышение тарифов на тепло. Как вы оцениваете степень необходимости этого шага?

— Я думаю, в этом вопросе следует руководствоваться исключительно соображениями менеджмента. Взять, к примеру, наши предприятия: если мы не можем заработать на социальном продукте, то ищем возможности для снижения его себестоимости. Проще говоря, где невозможно увеличить доход, необходимо сократить расходы. Этот же принцип вполне можно применить и на предприятиях, поставляющих тепло и другие коммунальные услуги. Уверен — даже увеличенный тариф можно минимизировать, тщательно проанализировав все его составляющие… И, кстати, я намерен сделать это независимо от того, какой тариф будет действовать к этому времени.

— Сейчас многие в открытую говорят о попытках шантажа, которые предпринимают арендаторы коммунальных предприятий, требующие увеличения тарифов на свои услуги. И предлагают вернуть объекты в распоряжение городской общины. Каково ваше отношение к таким заявлениям? И какими, на ваш взгляд, вообще должны быть отношения руководства города и коммунальников-арендаторов?

— В любом деле важны отношения партнерские, а значит, взаимовыгодные. Если они являются таковыми и неукоснительно соблюдаются обеими сторонами, если предприятия работают в интересах города, то нет необходимости кардинально их менять. Однако, опять-таки, необходимо подробно проанализировать все аспекты этого сотрудничества. И если окажется, что другие условия будут более выгодными для города, то, безусловно, нужно такие условия создать.

— Нужен ли такой анализ и в «земельном вопросе»?

— Безусловно. И главное здесь даже не то, что городская земля фактически полностью роздана, а то, что она используется неэффективно — во многих случаях арендаторы не намерены ее использовать и всего лишь ожидают более выгодной сделки, от которой можно получить прибыль. Начнем с того, что арендная плата за землю, принадлежащую городу, должна быть обоснованно дифференцированной, в том числе в зависимости от ее удаленности от центра города, степени эффективности коммерческого использования. Также при выделении земли арендатору власти должны получить от него четкий бизнес-проект с указанием его сметной стоимости и сроков реализации. Если эти сроки не будут выполняться, значит, арендатор неэффективен и договор необходимо пересмотреть. Кроме того, в других городах есть практика, когда от сметной стоимости проекта 10-15 процентов перечисляется в городской бюджет. В Кировограде же я не знаю ни одного такого случая!

— Не станет ли такой перспективный источник пополнения городской казны соблазном для власти раздать и те немногочисленные участки земли, которые еще остались в пользовании города?

— Все зависит от того, кто будет руководить городом. Я очень хорошо отношусь к Кировограду, прекрасно знаю и ценю его историю, культуру. Поэтому одной из своих стратегических задач вижу воссоздание центра города в его историческом облике, неповторимом стиле. Причем совершенно не обязательно на эти цели тратить средства городского бюджета! Есть бизнес-структуры, которые готовы выполнять эту работу, ничего не требуя взамен. К примеру, это предприятие «Формула», которое неоднократно пыталось искать выходы и на мэра, и на губернатора, чтобы восстановить полуразрушенный музей Шимановского на улице Гоголя, разместить там прекрасную коллекцию художника Петра Оссовского… Однако власти нам навстречу так и не пошли. В этой связи — еще один принципиальный для меня момент: улица Ленина снова должна стать пешеходной! Ведь раньше по вечерам здесь прогуливались тысячи людей — общались, любовались ее уникальной архитектурой…

— Помнится, некоторые прежние мэры Кировограда практиковали так называемое «социальное спонсорство», когда взамен на финансовую помощь спорту, детским учреждениям бизнес-структуры получали от мэрии определенные преференции. Каково ваше отношение к подобному сотрудничеству?

— Знаете, когда я покупаю оборудование, к примеру, в Харькове, а дистрибьюторы предлагают мне бонус в виде возможностей реализовывать нашу молочную продукцию в этом регионе, то я отказываюсь от подобных предложений. Ведь я получаю скидки за само оборудование, а вторая часть сделки — это уже отдельный бизнес… Впрочем, «социальное» сотрудничество возможно, но с принципиальной оговоркой: деньги должны идти не на определенный объект, дабы избежать обвинений в лоббировании и предвзятости в их выборе. Во-первых, горсовет должен утвердить четкие взаимоотношения городских властей и бизнес-структур. Для реализации этого взаимодействия необходимо создать специальный внебюджетный фонд — прозрачный, открытый, — куда будут поступать средства от такой взаимовыгодной деятельности. А уже потом депутаты будут решать, куда в первую очередь нужно направить ту или иную сумму…

— Но это — в перспективе. Однако целый ряд проблем нужно решать уже сейчас. Одна из них — мусорный хаос на улицах города…

— Как известно, сегодня городские власти этот процесс не контролируют, что, на мой взгляд, совершенно недопустимо. Да, прежнее руководство отдало коммунальное предприятие, занимающееся вывозом мусора, в частные руки, и жители города стали заложниками коммерческой структуры. Однако как бизнесмен я считаю: развитие любого предприятия — только в наличии конкуренции! Нужно либо «запустить» в город еще одно — аналогичной специализации, а мэрия выступит лицензиатом, либо создать новое коммунальное. Тогда и расценки на эту услугу неизбежно снизятся, и качество заметно улучшится…

— Подходит ли этот путь к вопросу о деятельности ЖЭКов и КРЭПов? Конкурентами которых, к примеру, могут выступить кондоминиумы, они же ОСМД (объединения совладельцев многоквартирных домов)…

— На этот вопрос однозначного ответа нет. Нужно определиться — если сохранять жилконторы, то в каком их виде? А если упразднить ЖЭКи, то что создавать взамен? Насчет перспективности ОСМД — я не уверен. Ведь возможна такая ситуация, когда денег, вложенных людьми, не будет хватать. А претензии предъявить некому — только себе самим… Город же в этом случае не несет никакой юридической ответственности. Но мы же не хотим плодить нищих и бомжей! Кроме того, власть фактически отвечает за жителей города, при этом абсолютно не участвуя в управлении их активами. Это не государственный, более того — не человеческий подход! Думаю, мэрия должна разработать четкие рекомендации на этот счет.

Сегодня строительство одного квадратного метра жилья стоит 700-800 долларов. Обратимся к схеме процентных отчислений застройщиков: с объекта в 5 тысяч квадратных метров город должен будет получить 400 тысяч! Эти деньги можно вложить в капитальные и текущие ремонты домов. Есть и другой путь. Ведь сколько в центре города одноэтажных домов, проживание в которых просто опасно для жизни: нет ни коммуникаций, ни возможностей для ремонта. Почему бы не отдать их потенциальным застройщикам, а на средства, которые, опять-таки, они перечислят в бюджет, построить новое и недорогое социальное жилье, в том числе и для отселенных из снесенных домов людей?.. Так что этот вопрос будет поставлен мной в числе первых, и я надеюсь, что отчисления застройщиков станут реальным дополнительным источником пополнения городского бюджета.

— Власть, как и бизнес, требует много времени. Сколько часов будет длиться рабочий день и сколько дней — рабочая неделя мэра Табалова?

— Знаете, когда мы создавали каждое новое предприятие, то выезжали «на место» на 2-3 месяца, едва ли не рентгеном изучали людей, с которыми собирались работать, до буквы расписывали, кто каким направлением должен заниматься… Зато сейчас я могу себе позволить руководить предприятием с оборотом в миллиард гривен по телефону — из Киева и Лондона, Нью-Йорка и Парижа. Ведь на команду, которую я создал, можно положиться в любой момент! Как и горсовет, мы ежегодно принимаем бюджет наших предприятий, правда, он гораздо жестче и сложнее, ведь мы тратим не чужие деньги, а свои. На совете директоров ежемесячно заслушиваем отчеты по каждому предприятию… Словом, ничего нового, незнакомого в этих процессах для меня нет — мне не нужно тратить драгоценное для города время на самообразование и обучение. Но все же в исполкоме, думаю, первые месяцы я буду попросту жить — пока не выстрою рабочую структуру, которая будет функционировать эффективно и справедливо.

Власть — по законам экономики: 2 комментария

  1. Если ответы А.Т. на вопросы "УЦ" считать программой кандидата, то думаю можно дать попробовать. По крайней мере историю и культуру можно сохранить.

    Предвыборные программы других кандитатов, к сожалению, не опубликованы.

Добавить комментарий