Почем поедем?

Повысится ли (возможно, уже на этой неделе) стоимость проезда во внутригородском транспорте — вопрос, волнующий кировоградцев и средства массовой информации. Пока единственный обнадеживающий прогноз (опубликованный в «УЦ» 8 сентября) касается троллейбусного сообщения. А как обстоит дело с внутригородскими автобусными перевозками?

Этот вопрос возник по ходу общения с председателем правления ОАО «Автобусный парк» 13527. Собственно, Василий Дзядух пригласил журналиста «УЦ-Репортера» на предприятие, чтобы рассказать и показать, как много сделано только за последний год для улучшения работы, для дальнейшего повышения безопасности автотранспортной техники, выходящей на линии. Но в контексте этого разговора оказалось невозможным не коснуться и проблемы тарифов.

Что заставляет автоперевозчиков ставить вопрос о повышении тарифов на пассажирские перевозки? В.Дзядух говорит об этом с цифрами в руках.

Не секрет, что в условиях подорожания бензина и дизельного топлива экономить можно было только переводя транспорт на газовое оборудование. Однако сегодня выросла цена и на газ — с 0,7 до 1,62 грн. за кубометр. Но и это не единственная статья возросших расходов для предприятия, имеющего солидную производственную базу и штат около полутысячи человек. Часть его производственных площадей отапливается предприятием «Кировоградтепло», тарифы на услуги которого городская власть намерена повысить более чем существенно. Соответственно, вырастут расходы автопарка на этот вид коммунальных услуг. Подскочила стоимость электроэнергии. Растут цены на запчасти — только шины подорожали на 20%. Выросли тарифы на водоснабжение — теперь только за воду, которая используется для мойки автобусов, предприятие платит 12 тыс. грн. в месяц. И так далее.

Но есть еще и трудовой коллектив. Очередной подъем минимальной заработной платы грядет с 1 декабря. Но даже не будь этого, необходимо принимать во внимание социальные потребности: в условиях всеобщего подорожания товаров и услуг трудящиеся должны зарабатывать достаточно, чтобы иметь возможность оплачивать не только коммунальные услуги. С этой позиции заработки в автопарке нельзя считать высокими. Средняя зарплата водителей — на уровне 800 грн. Кондукторов — 600 грн. Ремонтников — 650 грн. ИТР и служащих — 600 грн. Причем штат управленческого аппарата предельно минимизирован.

Рентабельность для каждого маршрута и каждого рейса — разная, к тому же она меняется в течение дня. В одних случаях автобус, отработав в течение смены, привозит выручку, которой хватит для компенсации стоимости горючего и зарплаты водителя и кондуктора, — и только! Есть рейсы, которые не оправдывают даже стоимости горючего. Разумеется, хороший менеджер в таких условиях ищет возможности компенсировать недополученные прибыли (либо прямые убытки) за счет других видов деятельности. Прибегает к этому и автобусный парк — в том числе и за счет того, что на маршруты №№ 111, 150 и 274 выпускает не только так называемые льготные автобусы со стоимостью проезда 50 коп., но и автобусы, работающие в режиме маршрутных такси — со стоимостью проезда 50 или 80 коп. Но… парадокс заключается в том, что работа последних приносит не доходы, а… убытки. То есть тот вид деятельности, который, по логике, должен улучшать экономические показатели предприятия, на самом деле их ухудшает.

Как сообщила Наталья Биленко, главный экономист предприятия, расчетная стоимость проезда в автобусах, работающих в режиме маршрутных такси, составляет 1,25 грн. (с десятипроцентной рентабельностью). Эта цифра и представлена Кировоградскому горисполкому для согласования.

А следует ли ожидать повышения стоимости проезда в автобусах, работающих в обычном режиме и обеспечивающих перевозку пассажиров льготных категорий? Отвечая на этот вопрос, Василий Дзядух говорит о необходимости избежать такого повышения. Сохранить стоимость проезда в автобусах, работающих в льготном режиме, на уровне 50 коп. — это еще и социальная задача, поскольку именно этого ждут от автоперевозчиков тысячи и тысячи кировоградцев.

Добавить комментарий