Муссолини, амеба и хоббиты

Попробуйте вспомнить, в каком году в наших школах ввели одиннадцатилетнее образование? А совсем недавно пришел черед двенадцатилетки. На празднике первого звонка нелепо звучат переделанные стихи, где вместо «десять лет» звучит «двенадцать». Изменения внесены не только в сценарии торжественных школьных линеек, но и в программу обучения. Насколько она сложна? Интересна ли? По силам ли нашим детям, да и самим учителям? Мы задались этими несложными вопросами, не подозревая, насколько сложными окажутся ответы.

В советскую эпоху достаточно популярным был журнал «Семья и школа», в котором публиковалось множество советов родителям и учителям, моделировались всевозможные конфликтные ситуации и тут же разрешались «малой кровью». На страницах издания возникали вопросы, типичные для взаимоотношений семьи и школы того времени, а ответы были однозначными, не предполагающими вариантов или отступлений от принятых в обществе правил. Сегодня — другое время, иные требования, глобализация, принесшая свои плоды. Но люди-то остались те же! Все так же переживают мамы и папы по поводу низких отметок своих детей и большой нагрузки в школе. И ученики по-прежнему уверены в своей правоте, ища оправдания собственной неуспеваемости во внешних факторах и ни в коем случае не допуская, что причиной неудач может быть леность или невежество.


Первоклассника тащат в школу. Он вовсю упирается и кричит: «Двенадцать лет!!!
За что???»


Какие плоды принесет государству нынешняя начальная школа, мы сможем сказать лет через шесть-семь, поскольку те, кто начал учиться по двенадцатилетней программе, то есть с шести лет, сегодня перешли в шестой класс. Чем отличается сегодняшняя программа от прежней? Во-первых, то, что раньше изучалось за три года, сегодня растянуто на четыре. Если по старой программе в первом классе букварь проходили до нового года с обязательным праздником прощания с этой милой книжицей, то теперь штудируют буквы до начала мая и переходят к так называемому «Послебукварику». Насколько это целесообразно, сказать сложно. Но, учитывая то, что уже из детского сада первоклассники приходят с определенным багажом знаний, и букв в том числе, то изучение этих самых букв в течение целого года может показаться топтанием на месте.

Еще одно отличие: в первом классе аттестация вербальная. То есть оценки ученикам не ставятся, учитель ограничивается словами похвалы или рекомендациями подучиться и подтянуться. Со второго класса вступает в силу двенадцатибалльная система. Это еще один спорный вопрос, отрицательное отношение к которому намного превосходит положительное. В связи с новой системой ученика нельзя оставить на второй год за неуспеваемость, так как ребенок, который может разделять объект изучения и отображать некоторые его элементы, уже заслуживает один балл, а это уже оценка, и значит, он аттестован.

Учителя начальной школы страдают оттого, что где-то наверху, в министерстве, сидят теоретики, а не практики, которые считают своим долгом придумать что-нибудь эдакое, причем в середине учебного года, и настоятельно рекомендуют применять это в школах. Например, правила ведения классных журналов за год меняются несколько раз. И главное назначение учителя — учить — превращается в бесполезное ведение всевозможных бумаг.

Вообще эксперименты на школе очень мешают работать учителям, которым предлагаются учебники «на выбор», разных авторов. Вы могли себе представить раньше, что, например, «Русский язык» может быть в четырех интерпретациях, как это есть сегодня? Зачастую преподаватели комбинируют, находя оптимальный вариант преподавания предмета своим детям.

Из положительных моментов новой программы можно выделить введение предмета под названием «Я и Украина». Это отдаленно напоминает бывшую географию, но в новый учебник входит большой раздел под условным названием «Общество». И такая тема, как «Правила жизни в обществе», при правильном преподавании дает ребенку необходимые знания и навыки. Еще один новый предмет, введенный с первого класса, называется «Основы здоровья». Вот несколько преподаваемых тем: «Комплексы гимнастики», «Трудоспособность и отдых», «Безопасность дома», «Незнакомые люди». Яркий пример того, как окружающая действительность влияет на необходимость формирования определенных стереотипов поведения маленького человечка.

Младшие школьники уже начинают знакомиться с серьезной литературой. Наряду со специально написанными для учебников текстами ребята читают Пушкина, Плещеева, Некрасова, Бианки, Толстого, и даже Ушинского и Сухомлинского, и обязательно — Шевченко и Лесю Украинку. В этом возрасте формируется потребность читать и познавать …или отбивается охота от этого занятия на всю жизнь.

Кстати, высокие технологии как-то по-нашему, по-украински вошли в начальную школу. Конечно, идеальным вариантом было бы наличие компьютерных классов в каждой школе или даже на каждой параллели. Но наши министры решили иным способом знакомить ребят с современной техникой: на уроках труда обязательным является изготовление из бумаги модели мобильного телефона и компьютера. Невольно вспоминается Задорнов, который говорил об уникальной «соображалке» наших детей, которые из палочки могут сделать и саблю, и коня.

Из четвертого класса в среднюю школу выходят достаточно подготовленные ученики, которые являются благодатной почвой для дальнейших «экспериментов».


Мама спрашивает у Вовочки:
— Как дела в школе? — Учительница сказала, что я совсем не знаю математики, и поставила мне в дневник какую-то цифру.


Говорят, что успехи в точных науках гарантированы тем, кто имеет математический склад ума. Между тем математика и физика преподаются всем одинаково, вне зависимости от склонностей и симпатий. Но одинаково — не значит очень хорошо. Минимум того, что должен знать выпускник школы, конечно, в наших учебных заведениях преподается, — для этого есть учителя, программа и учебники. Но украинские ученые обеспокоены катастрофической, по их мнению, ситуацией с преподаванием естественных наук в школе. Они даже обратились с письмом к Президенту.

«Уровень массовой школьной подготовки в области физики и математики за последние 15-20 лет заметно снизился. Прежде всего значительно сократилось количество часов, посвященных изучению физики и математики. Снизилось качество школьных программ по этим дисциплинам. Резко обострила ситуацию отмена вступительных экзаменов по физике в большинстве высших учебных заведений. Необходимое оборудование для школ практически не закупается, а то, что было закуплено раньше, почти полностью вышло из строя. Как результат, резко снизилась подготовка выпускников школ в области физического эксперимента. Даже лучшие из них не умеют пользоваться, например, сколько-нибудь современными электроизмерительными приборами».

Согласитесь, в таких условиях даже самый что ни есть математический склад ума не сможет добиться каких-либо успехов на поприще науки. А если такой себе Циолковский живет в глухой деревне и у него в школе (если она еще не закрыта) один учитель преподает несколько предметов, то открытия, которые ребенок мог бы сделать в области физики или математики, так и останутся в зародыше. А если учесть тот факт, что выпускник такой школы не сможет поступить в вуз, то его удел — считать быстрее калькулятора, сколько сдачи ему должны дать на рынке.


Учительница спрашивает Вовочку: — Кто такой Евгений Онегин? — Hе знаю. — А Чацкий? — Hе знаю. — Так, значит, ты у нас ничего не знаешь… — Почему ничего? Шваpца знаю, Сталлоне, Чака Норpиса … — И с этими знаниями ты собираешься жить в Украине? — А где это?


Если у среднего американца спросить, где находится, например, Румыния, он скажет, что ему это знать не обязательно, поскольку есть люди, которые специально учились, чтобы это знать. Наши дети географически подкованы чрезвычайно. По крайней мере, того требует школьная программа. И если ориентирование в расположении государств в жизни может пригодиться, а знание их столиц зачастую бывает интересной и увлекательной игрой, когда одним игроком называется государство, а вторым — его столица, то есть в школьной программе некоторые вещи, которые вызывают, мягко говоря, недоумение.

Например, зачем ученику общеобразовательной школы в чистом виде геология, когда это специальный предмет? Нужно ли всем без исключения детям знать, на какой глубине какой грунт залегает? Я допускаю, что все зависит от учителя, который должен увлечь класс темой. Но в то же время слабо представляю, как должен изощриться преподаватель, чтобы тридцать учеников с упоением рассказывали о грунтах и запомнили это на всю жизнь.

Из ботаники и биологии я помню только инфузорию туфельку, пестики и тычинки и еще могу расшифровать ДНК и РНК. Хотя училась хорошо и по этим предметам имела высокие оценки. Я, конечно, получила какие-то знания в этой области, хотя навскидку не могу сказать, в какой момент жизни они мне пригодились. Авторы нынешней школьной программы пошли дальше и задачу для детей усложнили. В шестом классе, например, за один урок надо выучить не менее восемнадцати (!) терминов. В шоке учителя, дети и родители, которые все это учат дома вместе с детьми. Причина проблемы в том, что учебник составил доктор биологических наук, не адаптировав материал к детским умам. Хотя биологию сделать занимательной, мне кажется, смог бы хороший учитель обычной общеобразовательной школы, не имеющий ученых степеней.

Между прочим, и с этими предметами связаны недоразумения и разногласия в среде ученых. В прошлом году украинские учёные обратились к министру образования и к президентам академий наук Украины, ответственных за содержание учебников, с просьбой начать пересмотр учебников в плане освещения проблемы происхождения мира.

«В школах мы рассказываем детям лишь об успехах современной науки и не рассказываем о её ошибках. Нам свойственно несколько преувеличивать значение и возможности науки и замалчивать её ограниченность, замалчивать вопросы, на которые она не имеет ответов», — говорится в обращении.

По мнению ученых, в учебниках факт должен излагаться как факт, а гипотеза — как гипотеза, в частности, в теме о происхождении мира. Предлагая вниманию детей лишь одну из гипотез (эволюционную), ученые таким образом делают за них выбор, который должны сделать они сами. И если подобные споры возникают среди ученого народа, то что остается нашим детям? Штудировать, как оказалось, «неправильные» учебники и верить учителю.


Учительница — Вовочке:
— Вовочка, почему у тебя в диктанте такие же ошибки, как у твоей соседки по парте Сидоpовой? — Так у нас ведь одна учительница, Маpь Иванна!


Об уровне грамотности современных школьников мы говорили неоднократно. А вот уровень общей образованности напрямую зависит от количества прочтенных книг. К сожалению, большинство детей читает в лучшем случае то, что задают в школе. Что же сегодня задают?

Украина — единственное государство на постсоветском пространстве, где в школьную программу введена зарубежная литература. Причем масштаб этой литературы впечатляет. По словам заведующей кабинетом зарубежной литературы и русского языка Кировоградского областного института последипломного педагогического образования Елены Ревнивцевой, программа «зарубежки» представляет собой микромодель истории литературы от античных времен до современности. Очень важным является культурологический момент изучения литературы, когда школьники знакомятся не только с произведением, но и со страной, в которой происходят события, обычаями народа, рассматривают написанное в контексте мировой литературы. Список рекомендуемой к прочтению и изучению литературы не может не радовать. В него входят даже Камю, Зюскинд и Коэльо! Но учителя по-прежнему жалуются, что дети не читают…

Кстати, проблема изучения Пушкина на украинском языке, похоже, ушла в прошлое, так как Министерство образования разрешило читать тексты на языке оригинала, что логично. Но то же министерство внесло в школьную программу коррективы, которые не поддаются логике. В школе теперь не будут проходить «Войну и мир» Толстого. Есть мнение, что это правильно, поскольку только единицы читают роман в школьные годы от начала до конца. Но чем мешали Грибоедов и его «Горе от ума», афоризмами из которого насыщена наша жизнь? А сказки Пушкина? И про Муму дети будут узнавать из анекдотов, а не из школьной программы. Хотя для того, чтобы понять анекдот на тему литературных героев, надо знать произведение…

Зато для дополнительного чтения в пятом классе программа рекомендует «Гарри Поттера», а в седьмом — «Властелина колец». Уже сегодня наши девочки чрезвычайно далеки от образа Наташи Ростовой. Дай Бог, чтобы мальчики не стали похожими на хоббитов.


— Скажи, сынок, какой предмет тебе больше всего нравится в школе? — Звонок, папа.


Есть в школьной программе предмет, на обсуждение которого не хватит даже разворота газеты. О преподавании в школах истории спорят все — от учителей до государственных чиновников и ученых. И я не стану давать оценку предмету, на уроках которого изучают биографию Муссолини.

Очень жаль, что современная украинская школа стала очагом разногласий, недоразумений и нестабильности. Экспериментировать на всех детях страны, по моему мнению, жестоко. Пусть это будет отдельно взятая школа добровольцев, где каждому участнику эксперимента (или его родителям) платят деньги за то, что он какое-то время будет получать не «пятерки», а «двенадцатки». И пусть он через двенадцать лет обучения расскажет, каково оно, в девятнадцать лет сидеть за школьной партой. Если все хорошо и эксперимент дал положительный результат — внедряйте по всей стране.

Вот сегодня активно заговорили о тестировании выпускников школ. Это очередной эксперимент над целым поколением. Есть мнение, что введение тестирования по математике абсолютно недопустимо — сама суть предмета этому противоречит. Рабски копируя не слишком удачный зарубежный опыт, мы рискуем лишиться последних достижений в области математического образования. Академик Арнольд рассказывал, что в стандартном школьном американском тесте есть такой вопрос: 100% от 50 долларов — это больше 50 долларов, ровно 50 или меньше? Ответы выпускников обычно делятся примерно на три равные части…


Вовочка приходит домой с двойкой в табеле. Показывает папе и, глядя на него с надеждой в глазах, говорит: — Ведь главное, чтоб все были здоровы, правда, папа?


Школьные годы длиною в двенадцать лет — это значительный отрезок жизни. Именно в эти годы формируется личность, гражданин. Наши дети воспринимают школу как должное, а родители возлагают на нее большие надежды. Каким станет для подрастающего человека новый учебный год, зависит от многих факторов. И несмотря на парадоксы школьной программы, хочется пожелать учителям оставаться все теми же сеятелями разумного, доброго, вечного.

Муссолини, амеба и хоббиты: 1 комментарий

  1. Ваша статья просто бальзам на душу, еслибы только наши чиновники, министры и ученые тоже так думали прежде чем принимать решения, да еще и касающиеся не кого нибудь, а самых незащищенных и уязвимых представителей нашего общества — детей. Я сама по образованию учитель и весь этот эксперимент поверг меня в ужас. А в этом году мой старший сын идет в первый класс и я очень переживаю. Единственная надежда, что вдруг всеже нашим ученым мужам в голову придет рациональная мысль и нашим детям не придется двенадцать лет провести за школьной партой.

Добавить комментарий