Неужели всё дело в гендере?

Как живет и чем дышит среднестатистический журналист в Швеции? Сколько изданий в этой стране примерно приходится на город с населением в четверть миллиона жителей? В чем секрет успешности и престижности европейского медиа-бизнеса? Ответы на эти и другие вопросы, а также рецепт «Как сделать газетное дело прибыльным» на минувшей неделе привезла с собой в Кировоград шведская журналистка и писательница Анне Ялакс. Зарубежная коллега приезжала к нам в рамках фестиваля студенческой журналистики «Медиа-Фест 2», который недавно проходил в КГПУ им. Винниченко, и с удовольствием общалась не только с будущими, но и состоявшимися коллегами.

— Пани Анне, как часто вы бываете в Украине и какова цель вашего нынешнего визита?

— Это мой шестой приезд в Украину. И в этот раз моя задача — подготовить молодых журналистов по вопросам гендерного равенства. Доказать им, что присутствие мужчин и женщин в средствах массовой информации должно быть равноценным. Я провела три мастер-класса для будущих журналистов — участников фестиваля.

— А почему вы считаете, что шведский журналист может заинтересовать этой темой украинскую аудиторию? Ведь жизнь в Украине, как вы заметили, сильно отличается от вашей и тема гендерного равенства не стоит здесь в списке первоочередных…

— Всякий раз, когда я приезжала в Украину по специальному приглашению, находились журналисты, которые говорили, что им эта тема неинтересна и вряд ли когда-нибудь заинтересует. Но после нашего пусть даже не очень продолжительного общения для всех становится предельно ясно, что вопрос гендера — это на самом деле вопрос демократии в СМИ. Судите сами: 50% процентов населения земли — это представители слабого пола. Но в газетах, в теленовостях доля интервьюируемых женщин — всего лишь 15% в общей сложности. Так нельзя, это неправильно…

— Как реагирует на тему ваших лекций украинская аудитория, мне понятно. А приходилось ли вам сталкиваться с другой реакцией? Наверняка с этой темой вы побывали не в одной стране.

— Я работала с темой равенства мужчин и женщин в Казахстане, Таджикистане, Грузии. И в каждой стране было по-разному. Но я с большим уважением отношусь к своим коллегам в любом месте. Помню, я и сама, когда начинала работать репортером новостей, не совсем понимала важность гендера. В моей газете (Анне работает в популярном шведском издании Correspondenten — авт.) мы с коллегами много обсуждали эту тему. И заметили, что, когда приблизились к ней вплотную, это оказалось интересно и нашим читателям. Люди стали нам звонить, писать, искать с нами общения. Есть масса примеров, когда тема гендера становилась даже прибыльной для газеты. Самый большой тираж в Швеции сегодня у газеты, в которой женщины упоминаются так же часто, как и мужчины. Это как способ привлечь к себе внимание женщин-читателей! Что-то подобное я однажды наблюдала в такой гендерно «далекой» стране, как Киргизстан. А взять Кировоград. На что похожа жизнь женщин в Кировограде? Отличается ли здесь жизнь безработной женщины от жизни безработного мужчины? Кто является политиками в Кировограде? Что здесь происходит после выборов? И почему так происходит? Правда ли, когда говорят, что у вас нет компетентных женщин для политики? Все эти вопросы СМИ могут исследовать. Я думаю, те журналисты, которые первыми поймут важность этого вопроса, будут иметь большое преимущество перед своими коллегами.

— Расскажите немного о себе, о вашей профессиональной деятельности?

— Прежде всего я — журналист. Кроме того, пишу книги, сейчас работаю над книгой о равенстве полов. Еще консультирую по вопросам гендера, занимаюсь подготовкой студентов, журналистов в Швеции.

— Еще лет 15 назад Украину относили к одной из самых читающих стран мира. А насколько читающая Швеция, особенно шведская молодежь?

— В Швеции, конечно, читают. Но в основном газеты, журналы. У нас достаточно внушительные тиражи периодических изданий. Хотя все чаще звучат разговоры о кризисе литературы — молодежь сидит за компьютерами. Но, тем не менее, еще ни одно издательство у нас не прогорело и не обанкротилось. Наоборот, тиражи книг растут с каждым годом. Поэтому нельзя сказать, что чтение у нас отмирает — кто-то же эти книги читает?

— А какая литература у вас считается сейчас самой популярной? Например, в Украине пошла мода на романы Паоло Коэльо, затем все читали «Код да Винчи» Дэна Брауна. А как эти книги отметились в Швеции?

— Когда я уезжала, «Код да Винчи» стоял у нас во всех супермаркетах. Мы ведь живем в глобальном мире, и у нас в ходу одни и те же книги, только я бы добавила сюда и «Гарри Поттера». А еще шведы очень любят детективы, криминальные истории всякие, любовные романы…

— На наш сравнительно небольшой город приходится с полсотни различных изданий. По шведским меркам, это много или мало?

— Это очень много! Для такого города, как ваш Кировоград, в Швеции хватило бы двух ежедневных газет тиражом в 50-100 тысяч экземпляров. В идеале даже одной, но очень толстой, как Daily newspaper, например. Еженедельники у нас не очень распространены. В Швеции умерло много газет из-за своей неприбыльности, они не могли привлечь нужного количества рекламы. Так что, если у вас возникнет желание открыть в Швеции новую газету, это практически невозможно. А ежедневную газету я даже не знаю, кто может себе позволить, это необыкновенно дорогое удовольствие.

Зато у нас выходит много небольших журналов тиражом в полторы-две тысячи. И, в отличие от вас, у нас очень распространена подписка, особенно на ежедневные газеты. В розницу, как правило, уходят вечерние газеты, их запросто можно найти в киосках.

В отличие от большинства ваших местных газет, наши почти все толстые. К примеру, национальная шведская газета тиражом в 500 тысяч состоит из 40 страниц. Плюс вкладыш со спортивными новостями. Я привезла с собой один номер показать, что можно писать статьи даже про обычный день в обычной школе. Вот, например, здесь (показывает полноцветную страницу с фотографиями — авт.) ученики старших классов протестуют против сексуальных домогательств в школе. И в общей сложности четыре страницы номера посвящены этой теме.

— Сколько журналистов работает в этой газете?

— Возможно, сотня. Я точно не знаю, но около того.

— Насколько престижна и популярна в Швеции профессия журналиста? И что может позволить себе начинающий репортер?

— У нас это очень популярная и престижная профессия. Но будущее ее предсказать сложно. Дело в том, что студентов, постигающих азы журналистики, в настоящий момент больше, нежели возможностей обеспечить их работой. Но действующие представители СМИ очень надежно защищены социально.

Например, если редактор не разделяет мнение своего журналиста, он не сможет его просто так уволить. Это почти невозможно, в Швеции очень хорошо выписаны законы. Разве что издание совсем закроется и журналист попадет под сокращение. Государство не может требовать у нас, чтобы мы раскрывали свои источники информации, полностью соблюдается тайна информации. Больше года нам можно сидеть дома с ребенком и получать зарплату в полном объеме. То же самое по причине болезни. Мы каждый год можем уходить в отпуск на пять недель.

В материальном плане журналист, как и учитель, находится где-то посредине социальной лестницы. У начинающего репортера хватит денег, чтобы снять квартиру или взять кредит в банке на ее приобретение. Журналист может купить подержанный автомобиль, может поехать в отпуск за границу. Тяжело разбогатеть, будучи журналистом, но жить неплохо можно. И при этом нет надобности еще где-то подрабатывать…

Добавить комментарий