Язык довел до олимпиады

В советские времена предметные олимпиады для школьников давали возможность поступить без экзаменов в один из престижных вузов и собирали лучших из лучших — померяться силами. Сегодняшние акценты несколько сместились — и для того, чтобы стать студентом престижного (да и не очень) вуза, в подавляющем большинстве случаев совсем не обязательно иметь во лбу семь пядей. Достаточно иметь правильного папу. Или маму. Очень хочется верить, что с повсеместным введением независимого тестирования для абитуриентов ситуация в украинском образовании изменится.

В то же время предметные олимпиады никто не отменял. Правда, масштабы их «географии» для постсоветских школьников несколько сузились — до пределов каждого отдельно взятого осколка некогда великой империи.

Что такое сегодняшние всеукраинские «срезы знаний», какие перспективы открываются для лучших из лучших? С этими вопросами мы обратились к Анне Бродской, недавно взявшей «золото» четвертого, завершающего этапа всеукраинской (!) олимпиады по немецкому языку.

Среди всех предметов, знаниями которых меряются сегодняшние школьники, иностранные языки занимают особое место, и борьба между их знатоками разгорается не на жизнь, а на смерть — победа в финальных турах дает шансы получить образование за границей. Правда, это касается только выпускных классов.

Для четырнадцатилетней Ани, подобная перспектива еще пока достаточно далека. Да и вообще — прожив и проучившись несколько лет в Германии, она с уверенностью заявляет: уровень знаний, которые дают здесь, намного выше. Поэтому, скорее всего, она выберет один из украинских вузов, а пока собирается поступить в Кировоградский техникум им. Сая на одну из экономических специальностей. Немецкий язык для девочки — хобби, а не «средство передвижения».

Что же касается самой олимпиады, то рассказ ее победительницы производит двоякое впечатление. С одной стороны, предметная часть была организована просто отлично — «жюрили» участников настоящие немцы, что, во-первых, давало возможность потренироваться в общении с людьми, для которых немецкий является родным. Детей пытались «разговорить» на отвлеченные темы — политика, новости культуры и спорта, читательские интересы, личные хобби… Во-вторых, таким образом была обеспечена стопроцентная объективность оценок, что для нас пока, увы, очень актуально.

А с другой стороны — многих, особенно родителей, сопровождавших своих чад в поездке, достаточно неприятно поразил уровень «приема» участников местными наробразовцами — архаичный термин вполне уместен, если учесть, что «самых умных» поселили в интернате, где санитарные условия оставляли желать много лучшего. Финалисты всеукраинской олимпиады не имели возможности принять горячий душ, да и столовская «кормежка» многих заставила бы вспомнить советские времена — дети вспомнить их не могли по понятным причинам.

В заключение хотелось бы отметить, что вопреки распространенному (в том числе и среди работников образования) мнению, умники и умницы среди украинских, да и наших, местных школьников не перевелись — в этом году победителями финальных этапов предметных олимпиад всеукраинского масштаба стали кроме Ани еще четверо юных кировоградцев, также в активе «наших» — 5 вторых и 9 третьих мест. К ним вопросов нет — молодцы!

А вот к профильному министерству, да и к руководству «на местах» они есть. Точнее, есть один: когда же, черт возьми, уровень материального обеспечения нашего образования начнет отвечать широко и громко заявленному уровню знаний, которые оно, несмотря ни на что, продолжает давать? Вопрос этот, правда, из области риторических…

Добавить комментарий