Сильные духом

Все начиналось знаменитой «Рио-ритой». Это сейчас молодое поколение знает ее исключительно по фильму Говорухина, когда красавец Фокс под звуки фокстрота выбивает витрину ресторана «Астория» спиной ни в чем не повинной официантки… А для старшего поколения кировоградцев этот фокстрот был сигналом к началу (как, собственно, и концу) действа на танцплощадке Парка культуры и отдыха имени Ленина. Пары кружились под звуки вальсов, танго, полек. Особой популярностью пользовались марш «Прощание славянки» и вальсы «На сопках Муньчжурии», «Амурские волны», танго «Голубка» и «Брызги шампанского», бальные падеспань и падекатр. Играл духовой оркестр…

Немного истории

Если спросить любого человека, сколько веков, по его мнению, существуют духовые оркестры, в ответ, скорее всего, можно будет услышать — три-четыре века. В общем-то, отсчет действительно можно начинать с шестнадцатого века. В немецких городках тромбонисты и корнетисты, оттрубив на церковных башнях или ратушах положенные сигналы точного времени, собирались вместе, чтобы поиграть что-то мирское, веселое. Французская революция сделала традиционными массовые народные гулянья и демонстрации, которые, естественно, не могли проходить без бравурных мелодий духовых оркестров.

На территории Российской империи духовые оркестры появились росчерком пера Петра Великого, решившего не отставать от цивилизованной Европы и создавшего военно-оркестровую службу. Тогдашние оркестры, имевшиеся в каждом пехотном полку, состояли из двух флейт, четырех гобоев, фагота, валторны, трубы и, естественно, литавр с барабаном. О том, какую роль они сыграли в ратном деле, немногим позже как нельзя лучше сказал великий русский полководец А.В.Суворов: «Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. С распущенными знаменами и громкогласной музыкой взял я Измаил». Кстати, историки утверждают, что в Украине духовые оркестры существовали уже во времена Запорожской Сечи.

Постепенно духовые оркестры стали неотъемлемой частью культурной жизни любого города практически любой цивилизованной страны. Вряд ли в XIX веке нашелся хотя бы один городской сад, где бы не блестел медью труб местный духовой оркестр. И сейчас во многих странах мира существуют очень не похожие друг на друга танцевальные, свадебные и похоронные духовые оркестры. Вот лишь пара примеров. Во многих областях Индии просто невозможно жениться без духового оркестра. Потому не нужно удивляться, что в Дели работает более девятисот оркестров, а в любом провинциальном городке их до двухсот пятидесяти. Огромной популярностью пользуются оркестры и на Мальтийских островах, перенявших любовь к духовой музыке у англичан. Но их оркестры имеют свою особенность. Они неразрывно связаны с церковным приходом. Сколько храмов в городе, столько и оркестров. Эти оркестры играют не на танцах и в парках, а только на ежегодном празднике своего святого, которому посвящен их храм.

Но вернемся к нашей недавней истории. В советские времена духовой оркестр был «наше всё». Он являлся своеобразной витриной «уверенного и счастливого образа жизни советского человека». Без него не обходилось ни одно массовое мероприятие любого масштаба. Как можно было провести, например, парад Победы без маршей? Как без массовых песен в сопровождении оркестра отметить Первомай или очередную годовщину революции? Как без туша вручить грамоту, знак отличия или отправить парней служить? Где познакомиться и потанцевать с понравившейся девушкой, как не на танцплощадке в парке культуры и отдыха? В 40-х и 50-х именно они играли роль нынешних дискотек и клубов.

В кировоградском Парке культуры и отдыха имени Ленина танцевальный сезон начинался с первомайского праздника. В этот день вход на танцы был бесплатным, но уже второго числа за возможность повальсировать нужно было заплатить дореформенных три рубля, что приравнивалось к цене двух буханок черного хлеба. Народ, сэкономив на еде, шел танцевать, и площадка была забита молодежью. Играли духовые оркестры на ремонтно-механическом заводе им. Таратуты (тогдашнем заводе «Профинтерн»), в районном Доме культуры, в Парке имени Крючкова, в превращенной в клуб им. Калинина синагоге, на многочисленных летних площадках. Публика посолиднее ходила в Дом офицеров. Отовсюду лились популярные мелодии из кинофильмов «Небесный тихоход», «Кубанские казаки», «Весна», «Верные друзья»…

Каждые уважающие себя воинская часть, завод, учебное заведение или Дом культуры имели свой духовой оркестр. Были они на фабриках и в музыкальных школах, в колониях и духовных семинариях. Ведь духовой оркестр может сыграть практически всё. Его музыка завораживает, создает по-особому приподнятое или грустное настроение своими такими разными голосами. Бархатист и степенен роскошный кларнет. Прохладен свист флейты. По-особому гнусавит гобой и хрипит фагот. Звук корнет а пистона напоминает вибрирующий, раскатистый рев царя зверей. Блестящий и яркий голос трубы заставляет терять чувство времени и пространства. Душа оркестра — валторна — наполняет все вокруг мягким, поющим воздухом. А басы, как писал Михаил Аллилуев, они интимно рокочут для вашего сердца…

Последние из могикан

И все же, почему мы заговорили о духовом оркестре? Поводом послужил юбилей Кировоградского муниципального профессионального духового оркестра, которому в этом году исполнилось пятнадцать лет. Рассказать об этом особом виде музыки, о духовом оркестре мы попросили бессменного директора коллектива Владимира Соляра.

— Владимир Илларионович, давайте начнем, может, с самого грустного, но очень важного момента. По вашему мнению, почему в наши дни перестали звучать духовые оркестры?

— Причин несколько. Но первая, наверное, в засильи популярной музыки, которая льется отовсюду и которая формирует вкусы подрастающего поколения. Во-вторых, попробуйте ныне приобрести инструменты. Это чрезвычайно дорогое дело. Кто сейчас может купить, к примеру, трубу за полторы тысячи долларов?.. А с учетом того, как оплачивается ныне работа духовиков, здесь остаются только фанаты своего дела. А ведь их во все времена было мало.

— Еще недавно на любом мало-мальски крупном предприятии были самодеятельные духовые оркестры. Теперь складывается впечатление, что от них не осталось и следа…

— Увы, но мы вновь, как и в сотнях подобных случаев, заговорим не о творчестве, а об экономике. Ту же самодеятельность все равно нужно финансово поддерживать. О закупке инструментов я уже упоминал, но кроме этого должна быть хотя бы минимальная ставка для дирижера коллектива, директора. Нужны помещения для репетиций. Нынешнее руководство предприятий вряд ли думает о культурном досуге своих работников. Думаю, многие кировоградцы помнят прекрасные духовые коллективы, которые были при Доме культуры радиозавода, чугунолитейном и ремонтно-механическом заводах, мебельном комбинате. Был свой коллектив в КИСМе. Их поддерживали, присваивали звания, они участвовали во многих смотрах и конкурсах, постоянно выступали перед трудовыми коллективами своих предприятий… Но что делать, когда уже не существует и самих предприятий, как, например, «Пишмаша»? Закончилась та эпоха. С нею ушли и духовые коллективы. Из, как минимум, семнадцати самодеятельных духовых оркестров, которые существовали в Кировограде при Союзе, в «живых» остался лишь детский коллектив при ДЮЦе, работает наш муниципальный оркестр…

— Кажется, есть еще аматорский коллектив при Кировоградском юридическом институте, но вы-то являетесь профессионалами…

— Да ведь наш коллектив и задумывался как профессиональный оркестр. Само понятие «муниципальный коллектив» появилось с приходом независимости. Вы помните, что творилось в стране в начале девяностых? У людей отобрали все, но что-то же нужно дать взамен?

— Вы имеете в виду, что из «хлеба и зрелищ» решили оставить что-то из «зрелищ»?

— Да. Я знаю прекрасный коллектив в Полтаве, муниципальные оркестры в других городах, которые продолжают заниматься пропагандой именно этой музыки. Как говорят, власть приходит и уходит, а музыка вечна. Музыканты обычно далеки от политики…

— Но давайте снова вернемся на несколько десятилетий назад. Как люди приходили в духовые оркестры, например, после войны? Где брали инструменты?

— В свое время школой музыкантов-духовиков были военные оркестры. Например, наш Николай Фатеевич Кебал был воспитанником такого оркестра. Послевоенный период и был как раз периодом расцвета школ военных музыкантов. Когда же пошел бум самодеятельности и коллективы создавались везде, начиная от шахт и заканчивая тракторными бригадами, туда приходили самые обычные люди, любящие эту музыку. Я сам вышел из самодеятельности. Выходцем из нее был и наш известный музыкант Василий Николаевич Золотарев, который и умер на сцене.

В Кировограде очень сильная школа духовиков появилась с открытием музыкального училища. Она давала и дает кадры для многих профессиональных коллективов. Что же касается инструментов… В Ленинграде работал завод по выпуску духовых инструментов, в Киеве… Хотя среди духовиков продукция последнего не пользовалась популярностью, особой альтернативы не было. Это сейчас музыканты-профессионалы стараются приобрести инструменты таких известных фирм, как «Бах», «Ямаха», «Амати», «Вайнбах» и других. Вообще каждый музыкант ищет свой инструмент, и процесс этот может занимать годы.

— Скажите, музыка духового оркестра своеобразна — ее не отнесешь ни к классике, ни к джазу, ни к народной музыке. Какую нишу вы занимаете?

— Мы — профессиональные музыканты. Вам надо сегодня джаз? Вы только спланируйте мероприятие — музыканты сыграют вам джаз. Вам нужна народная музыка? Пожалуйста, придите, закажите. Мы сделаем инструментовку любой народной песни. И, уверен, у духовой музыки есть своя, особая ниша. Эта ниша называется профессионализм и виртуозное владение инструментом.

Наши музыканты, например, Владимир Залевский, Николай Пасичинский, Григорий и Алексей Шорсткие, Виктор Бурьяненко и многие другие являются лауреатами и дипломантами всевозможных региональных, всеукраинских и международных конкурсов. Если музыкант играл в Испании, Германии, Канаде, в знаменитой «Ла Скала», вопрос о том, что сыграть, не стоит. Репертуар нашего муниципального оркестра состоит из более пятисот произведений! Мы можем играть всё и везде. На официальных мероприятиях и корпоративных вечеринках, на свадьбах и похоронах. Духовая музыка не утратила популярности. Просто ее нужно раскручивать, вкладывать в нее деньги так же, как в попсу.

Для нас на сегодняшний день самый больной вопрос — инструменты. Мы играем на том, что осталось еще от советской власти. Они уже паяны-перепаяны сотни раз. Любой металл имеет свойство стареть, а ведь средством выражения для музыканта является звук. Да, профессионал может сыграть и на железяке (что мы, собственно, и делаем уже многие годы). Люди нас продолжают любить и слушать, но духовой оркестр, как никакой другой, нуждается в обновлении материальной базы. Нам нужны спонсоры…

Мы еще долго разговаривали с Владимиром Соляром о муниципальном духовом оркестре, его юбилее. Меня все не покидала мысль, что мы, кировоградцы, имея у себя в руках такое богатство — прекрасный профессиональный коллектив, — совсем не ценим его. Не используем его возможности. Вернее, не используют те, кому это положено по должности.

Когда, готовя статью, я спрашивала у знакомых, пошли бы они, например, в парк послушать духовой оркестр, практически все соглашались и с интересом спрашивали, где будет выступление и когда. У людей старшего поколения вообще глаза загорались. И это подтолкнуло меня еще к одной мысли. Эта музыка не ушла, она востребована. И молодые, дай им возможность, обязательно придут сами и приведут детей, чтобы послушать оркестр и посмотреть, как старики с удовольствием танцуют «Рио-риту»…

Добавить комментарий