Нужно не латать дыры, а менять систему

И год спустя после оранжевой революции в Кировограде изменилось очень немногое. Разве что кто-то изменил «колер», кто-то публично отрекся от Кучмы и его присных, но насколько искренни подобные декларации и чего ждать от «перекрасившихся» завтра? И вот еще вопрос: а в чем, собственно, проявляет себя этот самый «кучмизм» не на высотах политического олимпа, а на уровне отдельно взятого города? И может оказаться, что для ответа на него достаточно коснуться самых обычных бытовых проблем, среди которых живут самые обычные горожане, или хотя бы заглянуть в историю одного «отдельно взятого» предприятия.

Почему в Кировограде плохие дороги? Виновны ли в этом местные дорожно-ремонтные предприятия; дураки ли, неизменно ассоциирующиеся у нас с нашей вечной бедой плохих дорог, либо есть какие-то другие, более глубокие причины? Эти вопросы cовсем не случайно возникали по ходу разговора с председателем правления ЗАО «Кировоградасфальтобетон» Григорием Пилявским и генеральным директором предприятия Александром Радченко.

«Кировоградасфальтобетон» — это, по сути, единственное дорожно-ремонтное предприятие, которое входило в свое время в некогда мощную структуру облремстройтреста, но сумело сохранить свои производственные мощности, кадровый потенциал и возможность работать в новых условиях. Парадокс, однако, заключается в том, что к 2004 году работающее предприятие оказалось в областном центре, на который оно трудилось более полувека, практически невостребованным. Для выполнения дорожно-ремонтных работ в 2004-м в Кировоград прибыл из соседней области широко разрекламированный городской властью «Ремиксер» немецкого производства. Тем самым наиболее известное и самое мощное местное дорожно-ремонтное предприятие оказалось отодвинутым в сторону. Но и это еще не все. Особенность «Кировоградасфальтобетона» связана еще и с тем, что асфальт для дорожных работ предприятие, созданное на базе кировоградского асфальтного завода, производит самостоятельно — в объемах, значительно превышающих сегодняшние потребности города. Двойной же парадокс заключается в том, что в 2004 году для «Кировоградасфальтобетона» не нашлось в возникшей при выполнении ремонтных работ кооперации места даже как производителю исходного сырья…

Эта «тихая история» развивалась незаметно для большинства кировоградцев, но не слишком ли она характерна в ряду многих других подобных историй, происходивших в Кировограде?

«Под наше уничтожение подводилась платформа»

— Ситуация сегодня такова, — начал разговор в редакции Григорий Пилявский, — что мы, коренные кировоградцы, с большим трудом находим себе применение в Кировограде. Точнее — нам здесь «не находят применения». Согласитесь, своеобразная тенденция. В частности, лишили возможности работать в Кировограде и наш «Кировоградасфальтобетон». Можно было бы говорить об уничтожении местного бизнеса как такового. Но слово бизнес к нашему предприятию неприменимо. Это производство, а не «бизнес». Вот у тех, кто наворовал в период «прихватизации», вот у них — бизнес. А я как работал на производстве, так и продолжаю работать, как делал свою работу и 20, и 30 лет назад, так делаю ее и сегодня. Однако я не хотел бы, как говорится, раздавать задним числом обвинения. С огромным трудом, но мы все же нашли в прошлом году консенсус с городской властью. Вы видели, что в 2005 году предприятие начало работать…

— Во-первых, давайте скажем прямо, что дорожно-ремонтные работы выполнял не «Кировоградасфальтобетон», а «Унидор»…

— Но «Кировоградасфальтобетон» обеспечивал выполнение этих работ.

— Во-вторых, следует признать, что работы начались только в сентябре, когда лето уже закончилось и вот-вот мог начаться сезон дождей.

— Ну… спасибо уже и за то, что хотя бы в сентябре дали возможность начать работать…

— В-третьих, одной из главных причин задержки дорожно-ремонтных работ первые лица городской исполнительной власти называли недостаточное количество заявок на участие в конкурсе на выполнение этих работ.

— Тогда давайте спросим: в каких случаях нужны все эти конкурсы? И для чего? Чтобы на них побеждали никому не известные, «левые» фирмы? Предприятие, из которого вырос и наследником которого стал сегодняшний «Кировоградасфальтобетон», было создано еще в 1940-х годах, почти сразу после войны. Все 211 километров внутригородских кировоградских дорог построены этим предприятием: ведь сегодня новые дороги в городе практически не строятся — речь идет о том, чтобы хотя бы сохранить уже существующие. Более 20 предприятий, входивших в облремстройтрест, в составе которого находился и кировоградский асфальтный завод, прекратили свое существование: мы выжили благодаря приватизации предприятия. Подчеркну: не «прихватизации», а приватизации, проведенной путем выкупа, в результате которой собственником предприятия стал весь его коллектив. Каждый работающий на предприятии знал, что он лично является его совладельцем, — вот за счет чего мы выстояли! Я работаю в этой структуре с 1972 года. Прошел все ступеньки: мастер, затем прораб в дорожно-ремонтном стройуправлении, с 1981 года — прораб, а затем завпроизводством на заводе. Завод приносил нормальную прибыль — и нас забрали в структуру треста. С 1991 года стал директором, затем генеральным директором, затем, при создании ЗАО, председателем правления.

Как видите, и я, и Александр Анатольевич Радченко — оба отдали дорожно-строительному производству, а если шире — коммунальной сфере Кировограда, не один десяток лет. Но что происходило с этим производством в последние годы? Да, 1990-е были трудными для всех. Но тогдашний мэр Мухин понимал, что речь идет о предприятии, нужном городу. Поскольку объема заказов внутри города недоставало, мы по согласованию с ним работали в других городах — даже в Москве на асфальтировании Садового кольца. Выстояли. Но общее улучшение ситуации в стране отнюдь не улучшило ситуацию в Кировограде. В прошлом году развалено уже и дорожно-ремонтное строительное управление, в состав которого входил в свое время асфальтный завод. И это при плюсовом балансе предприятия! 150 дорожников оказались на улице. А мы тут сетуем, что было мало заявок на участие в тендере, и чуть не за рукав тащим в Кировоград иногородние фирмы, которые якобы сработают дешевле, чем местные. Вот только неправда это, что дешевле… В чем же тогда смысл этих тендеров — чтобы не дать возможности работать собственным предприятиям? Мы с Александром Анатольевичем побывали в Луцке — там предприятие, аналогичное нашему, насчитывает 500 человек. У нас же — 100, в сезон — до 120-130 человек. И наши специалисты вынуждены искать работу в других городах.

В разговор включается Александр Радченко: — И в Луцке не ищут иногородних исполнителей: максимально загружают собственное предприятие. Фирма из другого города может получить там заказ только в том случае, если за него не берется, например, вследствие полной обеспеченности заказами, местное предприятие.

Григорий Пилявский: — А мы или выходцы с нашего предприятия продолжаем строить дороги, но почему-то уже не в Кировограде. А под то, чтобы нас уничтожить, подводилась, так сказать, платформа: якобы в Кировограде «не умеют качественно работать». А вот это полное вранье!

«Мэр нас предал»

— Практика окончательного уничтожения предприятия, — продолжает Г. Пилявский, — началась в 2003 году. Хотя еще в 2002-м мы очень надеялись на победу Николая Чигрина в борьбе за пост мэра. Он работал в городской власти еще при Мухине, а во время избирательной кампании-2002 побывал и у нас на заводе, выступал перед коллективом: давал гарантии, что предприятие будет обеспечено работой, что коллектив будет работать. Поэтому, я не стесняюсь говорить об этом, мы поддержали его на выборах. А что вышло? Возможно, сыграло свою роль мэрское окружение. Ставка была сделана на иногородние фирмы, финансовую деятельность которых невозможно проконтролировать. Ставку сделали на «Ремиксер». Но, к сожалению, кировоградцы не знают, что такую же машину, но отечественного производства, в облдорстрое применяли еще более 20 лет тому назад. Посмотрели на результаты и, по здравому размышлению, от этой машины отказались.

Александр Радченко: — Она, конечно, отличалась от нынешнего немецкого «Ремиксера». У него, в частности, иная компоновка, но технология была та же.

Григорий Пилявский: — Идея приобретения «Ремиксера» нашим предприятием тоже обсуждалась, но мы от этого предложения тоже отказались. У нас ведь, как обычно, новое — это хорошо забытое старое. Что-то изобреталось у нас, в Советском Союзе, потом по тем или иным причинам снималось с производства, а потом вдруг нечто похожее появлялось за границей — и мы же начинали кричать: ух ты, новая технология! Тот же асфальтобетон, который выдерживает 10 лет эксплуатации, у нас изобретен. Наша улица 50-летия Октября, покрытая асфальтобетоном, выдержала 18 лет эксплуатации. В 2005 году «Ремиксером» сделан участок этой улицы на уклоне у облсуда. Давайте проверим через пару лет, в каком он будет состоянии… В 2004-м «Ремиксер» работал у нас на улице Октябрьской революции, а уже год спустя пришлось переделывать там дорожное полотно на протяжении нескольких сот метров.

— Но, как объясняли представители городской власти, причина была в поставке некачественного асфальта…

— Это они потом придумали, когда пришло время искать оправдания. На самом деле — асфальт качественный. Изготавливало и поставляло его не наше предприятие. Но мы не поленились и не пожалели денег, чтобы провести лабораторный анализ этого асфальта. Убедились — нормальный асфальт. И говорить, что асфальт «не тот», — это значит в очередной раз убеждать всех, что кировоградские предприятия «не умеют работать». А мы заказали этот анализ и из чувства патриотизма в том числе…

Александр Радченко: — Работа иногородних фирм имеет еще один аспект — куда платятся налоги? В том числе и налоги с заработной платы, которые, работай здесь кировоградское предприятие, пополнили бы местный бюджет Кировограда.

Григорий Пилявский: — Нужно добавить, что в 2004 году к 250-летию Кировограда были выделены достаточно весомые средства, более 20 млн. грн. — областной центр мог значительно поднять качество своих внутригородских дорог. Но этого не произошло. Причем есть по-настоящему парадоксальные моменты. Уже упомянутая дорога по улице Октябрьской революции построена нами еще в 1974 году, она прослужила почти 30 лет, а потом оказалось, что ее ремонт может выполнить только иногородняя фирма! А мы стали никому не нужны.

— Но, возможно, в этом есть и доля вашей вины? Давайте вспомним, сколько, например, упреков прозвучало в связи с ремонтом, который выполнен вашим предприятием на улице 40-летия Победы… Сколько было сказано о необходимости переделывать сделанную вами работу…

— Никто ее не переделывал. Дорожное покрытие служит уже 4 года и будет еще служить. Я отлично понимаю, какие грязные методы идут в ход для дискредитации предприятия. Мы уже многое пережили, в том числе силовое давление, напускали на нас налоговые органы, 3 года длились суды, но мы их выиграли.

Александр Радченко: — Если говорить о создании предприятию негативного имиджа, то можно вспомнить и историю с участком улицы Карла Маркса у спортивной школы.

Григорий Пилявский: — Совершенно верно. Зимой, во время гололеда, улицы посыпались отсевом. Весной этот отсев не убрали. И потом в этот же отсев начали, как говорится, тыкать пальцем: вы смотрите, как Пилявский асфальт кладет — он у него уже сыплется! Между тем этот участок после ремонта уже 5 лет эксплуатируется: срок гарантии уже закончился, но ничего там не «сыплется». Или на улицу Гоголя, которую мы ремонтировали, посмотрите. Мы сделали нормальный ремонт, но после этого началось разрушение сделанного нами коммунальными службами с благословения исполкома. Начался взлом дорожного покрытия для прокладки магистралей. Потом тоже будут говорить, что это Пилявский плохой ремонт сделал? Или в том, что в 2003 году на улицы выпустили артиллерийские тягачи для расчистки снежных заносов и наледей и разбили дорожное покрытие, тоже «Кировоградасфальтобетон» виноват? Думаю, негативный имидж нам создавали намеренно, а Чигрин в этой ситуации… он просто предал свои предвыборные обещания. Я с Чигриным уже два года не разговариваю. И не буду разговаривать — уже до конца. Мне так спокойнее.

«Мухин на меня обиделся»

При всех трудностях 90-х годов ситуация вокруг предприятия была иной. Мэр Мухин в свое время даже предлагал Григорию Пилявскому должность вице-мэра, курирующего городское жилищно-коммунальное хозяйство, но Пилявский тогда отказался. Почему?

— Это был сложный период акционирования предприятия. Чтобы выкупить его, коллектив должен был зарабатывать деньги. Я не мог уйти в этот период. Мухин обиделся. Кстати, не думайте, что он приветствовал нашу идею приватизации. Говорил: вы выкупитесь — и сделаете на этих площадях конфетную фабрику. Как уважающий себя мэр, он понимал, что предприятие по строительству и ремонту дорог должно быть сохранено.

— Но, насколько известно, не собираясь строить конфетную фабрику, вы, тем не менее, искали и другие сферы деятельности — причем, опять-таки, в жилищно-коммунальном хозяйстве…

— Занимались этанолом. Сегодня эта проблема в свете поворота во взаимоотношениях с Россией вновь стала актуальной. Недавно мне звонили из облгосадминистрации. А мы еще несколько лет назад были «впереди Украины всей». Задумывалось производство этанола на площадях Маловисковского спиртового завода, а мы его поддержали бы нашими производственными возможностями, обеспечивая транспортировку, хранение, реализацию и так далее.

— Это было в период, когда госадминистрацию Кировоградской области возглавлял Валерий Кальченко?

— Даже раньше. Когда он возглавлял МЧС и помогал нам в осуществлении этой идеи — и работали мы в прямом контакте с канадскими фирмами. А когда он стал губернатором, то программа производства этанола среди программ возрождения Кировоградщины занимала четвертое место. На первом и втором, естественно, стояли горно-обогатительный комбинат в Долинской и Побугский ферроникелевый комбинат.

— Почему же не реализовалась ваша программа?

— Фатальные обстоятельства. В том числе и потому, что Валерия Кальченко «ушли» с поста губернатора… В свое время при моем участии была сделана и попытка по-новому подойти к «мусорным проблемам» Кировограда: рассматривали возможность совместно с канадцами построить в Кировограде мусороперерабатывающий завод. При Мухине я участвовал в проработке идеи бестраншейного ремонта водопроводных коммуникаций. Нужная идея и для водоканала, теряющего из-за ветхости водопровода огромные объемы воды, и для дорожников, вынужденных после каждого вскрытия дорожного полотна ремонтировать его заново. Впрочем, я никогда не отделял дорожные работы от всей жилищно-коммунальной сферы, а потому приходилось так или иначе вплотную заниматься и другими проблемами, имеющими к ней отношение.

«Вернуться хотя бы в 1990-й»

Нынешнюю ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве Кировограда Григорий Пилявский и Александр Радченко расценивают как откат — по всем показателям! — на уровень 1960-х.

— Проблема с дорогами, — говорит Г.Пилявский, — конечно же, не единственная для Кировограда. Но даже если говорить только о дорогах, то она окажется связанной и с проблемами водопровода, канализации, уличного освещения, своевременной и качественной уборки улиц, особенно в зимнее время, о чем, похоже, все давно и «благополучно» забыли, и с проблемой нормального функционирования ливневой канализации, и со всей коммунальной сферой города. Строить или ремонтировать дороги, если не решен весь комплекс этих проблем, равносильно тому, чтобы строить сказочные дворцы на песке. А давайте посмотрим, во что превратился наш Ингул, в котором я еще мальчишкой купался сорок лет тому назад. Или что нынешняя городская власть сотворила со скверами и парками. Словно забыли, что была в свое время разработана программа развития Кировограда на 25 лет вперед, и вознамерились оставить нашим внукам каменный мешок — город, лишенный зеленых легких. А ведь это тоже часть коммунальных проблем, как и протекающие крыши или стыки в панельных домах, неработающие лифты и многое другое. Нам во всех этих проблемах нужно вернуться хотя бы к уровню 1990 года…

Неразрывно связана со всем перечисленным выше, по оценке наших собеседников, и проблема подхода к решению этих «вечных вопросов» — нет комплексного мышления и нет даже проблесков патриотизма:

— В Кировограде есть специалисты, способные обслуживать лифты, делать кровли, ремонтировать дороги и многое другое. И чтобы все это реализовать, нужны не иногородние фирмы, а воля городской власти — в том числе депутатского корпуса, избранного, давайте подчеркнем это, кировоградцами. Но все, что происходило в доме с колоннами в последние три-четыре года, оставляет весьма странное впечатление: мы ИХ избирали, чтобы они работали на пользу городской общины, но затем ОНИ делали свой выбор — не в пользу города. Но дальше так продолжаться не может — пора перестать разрушать и начать создавать.

Надежду на изменения в городе Григорий Пилявский и Александр Радченко связывают с партией «Батькiвщина», приход которой в органы местного самоуправления Кировограда сможет изменить многое. А прежде всего — разрушить нынешнюю монополию на власть вполне определенной политической силы в Кировограде:

— Кировоград устал от войн в городском совете, нам нужна не новая война, а консенсус, в результате которого будет наконец услышан голос здравого смысла.

Рупором этого здравого смысла хотят быть и оба хозяйственника, уставшие наблюдать за тем, что делала избранная ими 4 года тому назад городская власть все это время. Оба приняли решение баллотироваться в органы местного самоуправления по спискам «Батькiвщини»: Григорий Пилявский — в городской совет, Александр Радченко — в районный. Как сложится дальнейший ход событий, загадывать пока рано. Но в одном правы оба:

— Если мы не изменим ситуацию сегодня, то завтра Кировоград может оказаться городом с полностью разрушенной инфраструктурой — городом без будущего.

Нужно не латать дыры, а менять систему: 4 комментария

  1. Ох и компашку себе подобрал Валерий Михайлович!!!

  2. 95-й квартал хай не бреше, бо асфальт у Пілявского не гірше того, що армяни роблять,а Нікуліна він у тюрьмі підігрівав і сім"ї його допомагав, а садив Нікуліна якраз Перевознік і Василенко по заказу "Рижого". Про це тільки дурень не знає.

  3. Каждый год езжу в Кировоград ,и заезжаю
    в гости на Кущевку к теще . И когда на 8-й
    маршрутке вьезжаешь на Крымскую ,так сразу на повороте офигенные ямы . Хоть
    кто-нибудь заасфальтировал -местные,
    не местные все равно , но лучше местные.

  4. Грыша ещё тот "асфалтыровщык"! Все у него плохие, но куда-бы сам не сунулся, всегда заканчивается тоже плохо— как правило скандалом. Кидок любимое занятие. "Наложат" в Кировограде нам асфальта! А в прочем дело не в асфальте, дело в Пилявском, у которого вокруг одни враги, разве,что Перевозник Толя да Женя Василенко. Мухин, Чигрин. Грыша забыл еще вспомнить Сашу Никулина, и то как он его обокрал, а потом посадил. А кто на очереди???

Добавить комментарий