«Темная» сторона СМИ

ЕЩЕ РАЗ О ТОМ, КАК ИЗ НАРОДА ДЕЛАЛИ «БЫДЛО»

В последнее время тема свободы слова в эпоху «царствования» Леонида Кучмы как-то ушла в небытие. То ли обществу стали неинтересны методы манипулирования информацией, широко использовавшиеся представителями прежнего аппарата власти; то ли вопросы эти — особенно после прошлогоднего всеобщего «прозрения» журналистов — уже не так актуальны, как тогда, в период засилья неприкрытой цензуры и «темников», четко определявших границы свободомыслия подконтрольных средств массовой информации…

Сам термин «темник» впервые использовал Николай Томенко, именно так он обозвал документы, рассылавшиеся из Главного управления информационной политики Администрации Президента Украины по всем редакциям центральных и региональных СМИ, отличавшихся или полной зависимостью от тогдашней власти, или лояльностью к ней. Авторство этой идеи приписывается главному объединенному «эсдеку» страны Виктору Медведчуку и его помощнику Сергею Васильеву. Документы содержали перечни тем (отсюда и название — «темник») для видеосюжетов и печатных материалов, которые: а) обязательно должны появиться в СМИ; б) желательно, чтобы появились в СМИ; в) никоим образом не должны появиться в СМИ. Текст таких сообщений рассылался по региональным ОГА, и дальше уже сотрудники отделов по работе с масс-медиа обл- и райгосадминистраций сами доносили смысл «темников» до руководителей местных газет и телерадиокомпаний (опять-таки, не до всех, а только лишь до подконтрольных), и, естественно, следили за их исполнением.

Не так давно, разбирая горы бумаг, доставшихся в наследство от предыдущих владельцев кабинета, руководитель пресс-службы Кировоградской ОГА Елена Кваша обнаружила в одном из сейфов три папки с самыми что ни на есть реальными «темниками». Находка, прямо скажем, в некотором роде уникальная. Имея в своем распоряжении немало времени на «отступление», руководство прежней пресс-службы наверняка постаралось уничтожить все мало-мальски компрометирующие документы, однако этим папкам удалось избежать участи быть изрезанными машинкой для утилизации бумаг.

О содержании папок узнали, когда техники-специалисты вскрыли запертый и забытый всеми металлический ящик. Читать пресловутые «темники» и сопутствующие им документы было чрезвычайно интересно, вот только после знакомства с ними до сих пор осталось неприятное ощущение, как от прикосновения к чему-то грязному и дурно пахнущему. Отмывать руки пришлось долго, тщательно и с мылом…

В папках были аккуратно сложены «ценные указания» по размещению материалов, спущенные в регионы Администрацией Президента в апреле-мае 2004 года, заказные статьи о кандидатах в президенты Украины, различные отчеты, распоряжения и прочее.

Вот один из типичных «темников». 23 апреля 2004 года начальник Главного управления информационной политики АП Сергей Васильев сообщает, что «три дня в Верховной Раде шли продолжительные дискуссии по поводу выборов городского главы Мукачево». И так как тема вызвала широкий резонанс в СМИ, «для более полного (читай: правильного — авт.) понимания к вашему сведению направляется статья “Сталинград украинской демократии”». Заместитель главы ОГА Сергей Неделько информацию к сведению принял — на документе стоит его подпись — однако ведущие печатные издания областного центра один к одному в том виде, в котором хотелось бы аппаратчикам из столицы, ее не опубликовали. Небольшая заметка в «Народному слові» от 15 мая и критический материал в «Украине-Центр» не в счет.

Другой апрельский «темник» описывает, в каком свете нужно представлять руководство Украины в связи с обострением ситуации в Ираке и гибелью в этой стране украинского миротворца. АП настоятельно рекомендует, чтобы публикации, затрагивающие эти вопросы, содержали информацию о том, что наши войска не принимают участия в военных операциях, а значит, смерть военнослужащего — всего лишь несчастный случай…

Еще один документ указывает, как лучше объяснить народу положения конституционной реформы, следующий — как растолковать некоторые эпизоды биографии премьер-министра Виктора Януковича.

Наставления насчет Януковича СМИ выполняли добросовестно, без халтуры. В частности, киевскими пиарщиками предлагалось делать упор на том, что факт судимостей Януковича был известен и ранее, тем не менее, это не стало преградой ни для его вступления в стройные ряды КПСС, ни для занятия руководящих должностей и в «режимное» советское время, и в независимой Украине. И что неоднозначное прошлое премьера никак не отразится на становлении демократии в государстве и международном имидже Украины (!!!). Почти сразу статьи, слово в слово соответствующие «генеральной линии партии», появились в «Народному слові» (номера за 18, 29 мая, 8 июня прошлого года), «Кіровоградській правді» (29.04.04, 20.05.04), «Вечірній газеті» (11. 06.04) и т.д. Впрочем, в таком же ключе данные о якобы снятых судимостях единого кандидата от власти преподносились подавляющим большинством украинских СМИ. Да и о грандиозных экономических достижениях правительства под чутким руководством самого знаменитого «проффесора» страны не писали только разве что детсадовские стенгазеты. «Вылизывание» шло по полной программе…

Все общественно-политические материалы ведущих региональных масс-медиа АП серьезно мониторила и оставалась очень недовольной тем, что на местах кое-кто позволял себе пренебречь указаниями свыше. В свое время Главное управление информационной политики прислало Кировоградской ОГТРК перечень видеоматериалов, смонтированных в Киеве и обязательных к использованию, которые у нас почему-то не удосужились запустить в эфир в полном объеме. Таким образом, телезрители города и области лишились возможности увидеть видеоотчет о рабочей поездке Леонида Кучмы в Днепропетровскую область, видеосюжет о заседании Совета глав правительств стран СНГ в Кыргызстане с участием Виктора Януковича и отчет о встрече главы АП Виктора Медведчука с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Но, в принципе, ничего страшного не произошло — счет обязательных видеоматериалов, судя по документам, шел на сотни (!), и пара-тройка не поставленных в эфир сюжетов особой погоды не сделали.

По итогам отчетного периода АП подбивала дебет с кредитом, и получилось, что в течение определенного периода времени во всех кировоградских масс-медиа вышли в свет, к примеру, 46 публикаций, в которых в той или иной степени освещалась деятельность президента, — из них 45 (!) позитивных, 68 публикаций о правительстве, 42 — об облгосадминистрации. К сведению, тот единственный негативный материал о Леониде Даниловиче — статья ведущего политического обозревателя «УЦ» Юрия Смирнова по мотивам выборов мэра в Мукачево… По телесюжетам КОГТРК Администрация Президента составила следующую картину: упоминаний о президенте — 9 (положительных — 9, по инициативе АП — 7), о Кабмине — 8 (8/5), об ОГА — 4 (4/0). Можете сравнить ту ситуацию с нынешней — понаблюдайте, кто, сколько и насколько объективно освещает деятельность исполнительных органов власти…

Во время избирательной кампании к обычным информационным «темникам» добавились «имиджевые» статьи о кандидатах в президенты Украины. Предлагаемые к публикации в кировоградских СМИ материалы поступали непосредственно в пресс-службу ОГА. Только в этих трех папках, чудом сохранившихся для истории, лежала очень внушительная по размерам стопка макетов заказных статей. Почти все они — из категории черного пиара. Чернее некуда! Названия материалов говорят сами за себя: «Либерализм погубит Украину» — с намеком на либеральные взгляды Ющенко (по разнарядке этот текст ушел в «Гайворонские вести»), «“Нашисты” преследуют инакомыслящих» (этот «приз» достался другой районке), «Под каблуком у Юли» (предназначался для газеты «Сільське життя») и прочее в таком же духе.

Грязью предлагалось поливать не только Виктора Ющенко и его ближайших соратников, но и других кандидатов в президенты — Анатолия Кинаха, Александра Мороза, Михаила Бродского. Тогда как о Януковиче и его друзьях нужно было рассказывать только лишь в светлых и радужных тонах. Филонить не позволялось! Некто, скрывающийся за аббревиатурой ЦВШ (должно быть, «Центральний виборчий штаб»), напоминает адресату электронного письма (кстати, e-mail пришел на адрес trudukr@romb.net; trudukr здесь сильно смахивает на сочетание частей двух слов trud — что может означать «трудовая», и ukr — «Украина», т.е., вполне вероятно, «Трудовая Украина»), что отныне каждую высылаемую ими статью нужно размещать только один раз в одной газете. И далее категоричное — «вы обязаны публиковать все статьи, присылаемые штабом». Почему так строго — всего одна публикация каждого материала? Скорее всего, для того, чтобы более рационально расходовать средства, так как за эти статьи изданиям приходилось платить кое-какие деньги.

Если вам в начале октября прошлого года в газете «Новоукраїнськi новини» довелось прочитать проникновенное, жалостливое и в то же время гневное письмо группы ветеранов, осуждающих кандидата в президенты Виктора Ющенко, вы будете очень удивлены, узнав, что это на 100% заказной материал (в таких случаях ветеранов среди авторов текста обычно не бывает). Такая же циничная «заказуха» — письмо читателя В.Н. из Александрийского района, опубликованное примерно в это же время в «Сельском вестнике». Как и обращение «Рабочий класс — за Януковича» («Народне слово», 14.10.04 г.), как и «Молодежь Кировограда делает свой выбор» («Кіровоградська правда», 9.10.04 г. ), как и многие десятки единиц подобного текста в двух других изданиях областного центра: «Ведомости-плюс» и «Вечірня газета». Судя по обнаруженным документам, в период с 10 по 19 октября 2004 года эти газеты напечатали или «хорошо о Януковиче», или «плохо о его оппонентах» следующие объемы материалов (данные идут в квадратных сантиметрах, в скобочках — стоимость опубликованного почему-то в у.е.): «Ведомости-плюс» — 3867 (1955); «Кіровоградська правда» — 2610 (2465); «Вечірня газета» — 3497 (1619), «Народне слово» — 1989 (750). Есть в списке на почетном последнем месте и наша «Украина-Центр», которая опубликовала за тот же период три легальные рекламные (не «чернушные» — оказывается, можно было и так) статьи, официально оплаченные штабом Януковича. Для сравнения: их объем составил 742 кв. см, оценены они суммарно в $560.

Всего же за десять дней на размещение печатных материалов различного толка в СМИ не самой дорогой по расценкам Кировоградской области ответственному за распространение статей лицу пришлось потратить 12494 доллара США! Если экстраполировать всего на один месяц, получится почти 37,5 тысяч долларов. А если прикинуть с учетом на всю Украину? Да на полгода?..

Вот такие интересные документы нашлись в сейфе пресс-службы облгосадминистрации. Как говорится, все, о чем мы знали и так, но не могли написать, — в «УЦ» «темники» не присылали.

И еще. Среди общей кипы бумаг ненароком затесался перечень местных журналистов, участвовавших в акции в поддержку «5-го канала», проходившей под стенами ОГА 28-го октября прошлого года. С указанием имени, фамилии, издания, которое человек представлял. Интересно, зачем кому-то понадобился печатный список «неблагонадежных» лиц? Включить в очередь на подарки к Новому году? Или встретить с битами в подъезде? Теперь можно строить только догадки. Зато публикуем мы его с гордостью — нам за свою «неблагонадежность» не стыдно…

«Темная» сторона СМИ: 6 комментариев

  1. Ющенко то же самое творил.От родственников знаю,которые сталкивались с подобным.

  2. Тормоз, "темники" был и есть (в разных видах), но не во все газеты их рассылали и рассылают.

  3. Вы утверждаете что на сегодня "темников" нет???
    Смотрел передачу с народными депутатами в субботу по УТ-1. С уст народного депутата Пономаренко это опровергалось и Ваш коллега корреспондент просто улыбалась.

  4. А "вродь" и осталась солидной газетой. Как по мне, то статья уж больно деликатная — надо было бы пожестче пройтись по местной прессе и особенно по ТВ.

  5. Правильно, что напомнили.
    А то, у многих уж слишком короткая память стала. Плохое забывается часто очень быстро.

  6. а не пора ли перестать использовать копеечный пиар для расскручивания неудавшихся пресс-секретарей. Вродь солидная газета была….

Добавить комментарий