Наша малая Болгария

Ольшанский район — один из самых малонаселенных в Кировоградской области, лежащий в стороне от магистральных шоссе и железнодорожных сообщений. Более 80% территории — около 52 тыс. га — занимают пахотные земли, из 25 населенных пунктов 24 — села. Неудивительно, что львиная доля экономики района находится в аграрном секторе — на его территории действует более 70-ти частных сельхозпредприятий и фермерских хозяйств.

От Петра Великого

История региона насчитывает немало славных страниц. Поселения придунайских болгар на его территории впервые появились во времена Азовских походов Петра I и русско-турецких войн XVIII века. В течение 1768-1774 годов по велению императрицы Екатерины II на малороссийские земли нынешних Кировоградской, Николаевской областей массово заселяются сербы и болгары, создаются гарнизоны для защиты южной границы империи от турок. Болгары, в свое время побывавшие под гнетом Османской империи, охотно вступают в борьбу на стороне россиян. По окончании войны в 1783 году около 400 болгарских семей попросили у графа Румянцева «политического убежища» за свою верную службу, и осели поначалу в Аджамке и Дмитровке, а позже перебрались в места около речки Добрянка, на территорию нынешнего Ольшанского района. Однако вольготная жизнь поселенцев продлилась недолго — вместо обещанных 30 лет вольностей (освобождения от уплаты налогов и т.п.), уже через 8 лет они оказались пленниками так называемых «военных поселений» — совмещенной формы крепостничества и царской солдатчины, где 5 дней муштры в неделю в мирное время чередовались с 2 днями сельскохозяйственных работ.

Позже, во время Отечественной войны 1812 года, ольшанские, добрянские, лысогорские, песчанобродские болгары входили в состав IV Бугской уланской дивизии военных поселений. В 1820-м сюда приезжал Александр I, бывали здесь Аракчеев, Витте и другие исторические фигуры того времени.

Во время Второй мировой, которая для нас навсегда останется Великой Отечественной, на территории района действовала подпольно-диверсионная группа под началом Николая Кожемякина, члены которой не только взрывали железнодорожные пути и уничтожали оккупантов, но также изготавливали для людей, подлежащих расовым чисткам, фальшивые паспорта. За время существования группы таким образом было спасено более 200 человек. Героями Советского Союза большинство бойцов из группы Кожемякина стали посмертно — после раскрытия их диверсионной деятельности все, кроме одного, были казнены фашистами.

Все это рассказал нам в ходе короткой экскурсии директор Украино-болгарского музея Ольшанского района, историк-энтузиаст Виктор Вовченко. История самого музея также не была простой — раньше он находился в колхозе «Аврора», после развала Союза был запущен и наполовину разграблен. Только благодаря доброй воле небольшой группы неравнодушных людей, сохранившиеся экспонаты — исторические документы, предметы болгарского быта, археологические находки, памятники первых поселений в этих местах, — были перемещены в здание бывшей ольшанской пельменной, где и находятся с 2003 — года 80-летия района.

Теперешние хранители музея не только сохранили и приумножили свидетельства краевой истории, по крупицам собранные у старожилов — предметы быта, многим из которых более чем по 100 лет, старинные и современные национальные болгарские костюмы, традиционные музыкальные инструменты, один из которых — гайда — по внешнему виду и принципу действия напоминает шотландскую волынку. Многие экспонаты относятся к истории новейшей и связаны с жизнью и деятельностью уроженцев этих мест, которых судьба разбросала по всей Украине и за ее пределами.

Так, в музее выставлен парадный мундир Александра Воинского, выходца из бедной ольшанской семьи, который, окончив в свое время военный вуз и дослужившись до генеральских погон, сейчас покинул страну и работает — ни много ни мало — советником президента Белоруссии по военным вопросам. Здесь же, рядом — живописные работы Инны Немировской, выпускницы Ольшанской СШ, на сегодняшний день — студентки литературного факультета Национального университета им. Т.Г.Шевченко и самого молодого члена Союза писателей Украины. Под стеклом — ксерокопии публикаций о другом выдающемся земляке, Василии Стойкове, проректоре Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии, на стенах — подаренные им столетние иконы. В Ольшанке побывало множество писателей, журналистов, деятелей культуры Украины и Болгарии, свидетельства всех этих визитов Виктор Вовченко бережно сохраняет, ведь все это — история его родной земли, то, что останется для потомков.

Хранители традиций

Исторически сложилось, что Ольшанка, села Доброе, Станковатое, и другие населенные пункты района стали местами компактного проживания украинских болгар, благодаря чему здешний край имеет совершенно особенный колорит. Практически в каждом доме здесь говорят на болгарском, во многих сельских школах есть уголки болгарской культуры, кружки, где дети изучают язык предков, народные обычаи, песни и танцы. В течение многих лет, еще со времен Союза, действуют программы культурного обмена, во время нашего визита очередная делегация как раз находилась в Болгарии. Также у местных налажена связь с другими территориальными общинами в Украине — дети из района учатся в лицее города Болград Одесской области, после окончания которого имеют возможность поступить в болгарские ВУЗы. Сейчас одна из ольшанских девочек учится в Софийском университете на факультете журналистики.

В школе села Станковатое и мы получили возможность приобщиться к болгарской культуре — местные дети продемонстрировали нам старинный обряд «сурвакания». Эта традиция связана со встречей Нового года, что-то вроде нашего щедрования. Сам обряд состоит в том, что вас слегка похлопывают по «мягкому месту» хворостиной, при этом произнося определенную фразу на болгарском, после чего вам нужно дать что-нибудь «сурвакающему».

В школе, рассчитанной на 205 учащихся, их сейчас всего 65 — население села, как и в целом района, постепенно уменьшается. По словам Натальи Диордиевой, директора школы и депутата райсовета, финансирование на сегодняшний день оставляет, мягко говоря, желать лучшего — если бы не помощь родителей, работать ей было бы очень трудно. Ее слова подтверждает и Мария Кордюкова, руководитель аппарата РГА: средств на содержание школ катастрофически не хватает. А кому, как говорится, сейчас легко — если в областном центре некоторые учебные заведения находятся в полуаварийном состоянии, что уж и говорить об отдаленных районах.

Все это — повседневная проза нашей сегодняшней жизни. Тем более радостно, что находятся в разных уголках Украины люди, способные думать не только о хлебе насущном. В Добровской СШ мы познакомились с Натальей Ивановой, руководителем фольклорно-этнографического ансамбля «Българка», а также с некоторыми из его участников — большая часть коллектива сейчас в Болгарии. Дети и их наставница показали нам многочисленные регалии, заработанные ансамблем на всевозможных конкурсах и фестивалях, где их исполнение болгарских песен и танцев было по достоинству оценено.

Островок духовности

Там же, в селе Добром, нам удалось посетить церковь, восстановленную по инициативе местного фермера-мецената Василия Доброва практически своими руками на средства общины. Все деревянные детали оформления он вытачивал сам, а иконы скупал по всей Украине — был и в Киеве, и в Почаеве, во множестве других мест. По словам Доброва, Бог его подготовил — в свое время теперешний фермер был авиамоделистом, руководил кружком. Вот и пригодились навыки работы с материалом. В советские времена здесь был какой-то склад, и обезглавленное здание пришлось приводить в порядок от и до. На сооружение нового купола денег, правда, не хватило, но ведь форма — не главное. Главное — то, что возрождается, наконец, духовность в народе, которому сначала насильно прививали вместо нее партийную сознательность, а после — рыночную прагматичность.

Не все восприняли идею однозначно. Как рассказал нам Василий Добров, когда встал вопрос о выделении жилья священнику, помогли главы соседних хозяйств, сельские общины, а «свой», добровский председатель в помощи отказал. Теперь самые большие проблемы позади, церковь практически полностью готова к встрече со своими прихожанами.

Не духом единым…

От пищи духовной — к хлебу насущному, о котором в Ольшанском районе пекутся не меньше. Побывав на полях ЧСП «Пiвденне» и пообщавшись с его руководителем Владиславом Жилой, можно смело сказать: сельскому хозяйству в Украине быть и процветать, только бы мешали ему поменьше.

ЧСП выращивает пшеницу, ячмень, кукурузу, подсолнечник и сахарную свеклу. Сейчас хозяйство владеет 5-ю тяжелыми тракторами, универсальным импортным комбайном, есть 2 жатки отечественного производства. Одной сахарной свеклы было высажено 123 га. На складах уже лежит 400 тонн семян подсолнечника — ждут нормальной цены.

Основной козырь Владислава Жилы — научный подход к работе. По его словам, в агробизнесе, который по своей природе очень сложен, нет мелочей — важно все. Что-то упустил — и вся проделанная до этого работа идет насмарку, необходим дотошный, скрупулезный подход с учетом всех нюансов. Именно поэтому ЧСП «Пiвденне» активно сотрудничает с кировоградским «Агрохимом», и руководитель предприятия не экономит на высоких технологиях, активно внедряя их в производство. Результат очевиден — урожайность на полях хозяйства на порядок выше, чем на соседних.

На предприятии постоянно работает 62 человека, к услугам сезонных рабочих здесь не прибегают. Люди регулярно получают достойную зарплату — до 1500 грн. плюс 13-ю — в декабре. Дела предприятия стабильно идут в гору, несмотря на непрогнозируемость украинской экономики и неощутимую пока помощь государства. А значит — не все так плохо в нашем доме и рано пока говорить о преждевременной смерти села.

Наша малая Болгария: 10 комментариев

  1. Моя мама Диордиева Евдокия Ивановна из вашего села.И я знаю ,что у нас и в Ольшанке и Станковатой много родственников. Очень хочется чтобы хоть кто-то откликнулся

  2. Узнала недавно, что именно мой дедушка из вашего села Опре Дмитрий Тимофеевич. Всегда знала, что есть родственники на украине, но не знала где. От своих по крупицам собираю информацию, в основном от дяди. Также относительно недавно стало откровенностью, что родственники не только на украине, но они болгары. Мама рассказывала, что когда бывала в гостях у ее бабушки, то говорили они в основном по болгарски. Сама конечно в вашем селе никогда не бывала, а так хочется хоть одним глазком взглянуть на земли предков. И маме тоже очень хочется к вам приехать.

  3. Станковатое прекрасное село.очень држное…красивое

  4. Приезжайте к нам Доброе,накормим плакетой напоим ракией

  5. Вся моя родня по отцовской линии из Ольшанки. Добров Василий Семенович, мой прадед, жил в этих местах в 20-е годы, имел землю, пару лошадей, за что в дальнейшем был сослан на Балтимор. канал как кулак.Дед -Добров Степан Васильевич бежал из Ольшанки,боясь участи отца. Хочу найти своих предков. Очень много слышала от деда и отца о этой земле, традициях, ведь они болгары.В ольшанке был у них свой дом.

  6. Мои дед и бабушка очень много лет назад жили в ваших краях!! Егоров Яков и Петрова Матрена! Знаю .что у деда отца была мельница своя… Хочу найти своих предков. побывать на их земле.Очень много слышала от них про эту землю.

  7. Доброе — самое стабильное село в мире!!
    Жека Франц)))))Превед!!

  8. ДОБРОЕ — самое прекрасное, родное место на Земле!!!

  9. дествительно ольшанка очень красивая и очень там много болгар, речка ,скалы.

  10. Да, все именно так, только меня щас там нет, я в армии 🙁

Добавить комментарий