Третье возрождение “Красной Звезды”

Завтра, 10 июля, свою очередную годовщину с момента основания отпразднует старейшее и, пожалуй, самое известное машиностроительное предприятие Кировограда — без преувеличения символ города — ОАО “Красная звезда” исполняется ровно 130 лет.

Привычное поколению наших отцов словосочетание “Красная звезда”, пришедшее на смену классическому “Завод Эльворти”, еще в те времена, когда красные звезды были символом эпохи, стало теперь настоящей торговой маркой, известной далеко за пределами Кировограда. Сеялки, сделанные на “Красной звезде”, работали практически в каждом колхозе Советского Союза (многие так и продолжают работать), в тысячах коллективных хозяйств наших бывших братьев по соцлагерю и даже по ту сторону Атлантики — в Бразилии и Аргентине. За свои насыщенные событиями 130 лет жизни (из них — 11 ударных пятилеток!) легендарный завод повидал многое: замена мирного профиля изделий на милитаристский во время Первой мировой войны; восстановление после гражданской войны, бурное строительство периода индустриализации; эвакуацию, разруху Великой Отечественной; повторное восстановление и десятилетия стабильной работы “по плану”.

Смена эпох отражалась как на заводе, так и на десятках тысячах кировоградцев, так или иначе связанных с предприятием. К сожалению, один из периодов новейшей истории “Красной звезды” — время становления украинской независимости, окрашен в мрачные тона: катастрофически падают объемы продаж и производства; безработными становятся тысячи рабочих, инженеров; завод балансирует между жизнью и смертью… Для того, чтобы поднять предприятие с колен потребовались недюжинные усилия всего коллектива — от руководства до рабочего. И уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что вложенные в фактически третье восстановление завода силы и средства не пропали даром — в начале XXI века “Красная звезда” вновь, как и 100, и 50 лет назад, занимает лидирующие позиции в сфере производства с/х техники.

По прошествии лет всегда легче оценивать минувшие события. Поэтому беседа корреспондента “УЦ” с генеральным директором ОАО “Красная звезда” Александром Саинсусом началась с небольшого “ворошения прошлого”, а именно — с выяснения причин, приведших в начале 90-х к последнему (так и хочется выделить ПОСЛЕДНЕМУ) кризису производства.

Из досье “УЦ”:

Саинсус Александр Дмитриевич. Родился в Кировограде в 1948 г. В 1973 году окончил Кировоградский институт сельскохозяйственного машиностроения, получил специальность инженера-механика. На “Красной звезде” работает с 1967 года. Прошел путь от рабочего, инженера-технолога, зам. начальника, начальника планово-экономического отдела до коммерческого директора предприятия. С 1995 года — глава правления, генеральный директор ОАО “Красная звезда”. Президент областного отделения Союза промышленников и предпринимателей Украины (УСПП). В 1999 году Александру Саинсусу присвоено почетное звание “Заслуженный работник промышленности Украины”.

— Александр Дмитриевич, “Красная звезда” всегда считалась мощным и сильным предприятием. И вдруг — завод оказался на грани закрытия. Почему так случилось?

— Любой процесс реформирования, то ли в стране, обществе, то ли на отдельно взятом предприятии, сопровождается определенными неудобствами и неизбежно приводит к спаду. Система бывшего Советского Союза была похожа на четко отлаженный механизм: экономика, законодательная база, деятельность всех уровней управления, — все это было буквально разложено по полочкам. И вот система, существовавшая десятки лет, рушится в одночасье: появляются границы, самостоятельные государства, в каждом из которых создаются свой собственный уклад жизни, своя собственная экономика. “Красная звезда” — пример предприятия-монополиста, предназначенного обеспечивать определенной продукцией весь Советский Союз. В 80-х годах завод производил более половины общесоюзного объема зерновых сеялок и все 100% кукурузных, свекловичных и овощных сеялок.

В период реформирования коллективные хозяйства, оказавшиеся в бедственном положении, приобретали нашу продукцию все в меньших и меньших количествах. Стало очевидным, что такие объемы производства, как раньше, уже не нужны. Где-то с 90-го тяжелая ситуация сложилась на машиностроительных предприятиях всех республик бывшего Союза. На себе пик этого кризиса мы ощутили в 1992 году, когда “Красная звезда” остановилась — впервые после Великой Отечественной войны.

— За счет чего предприятию удалось преодолеть кризис?

— Надо сказать, что наибольший спад производства наблюдался в течение пяти лет: с 1991 по 96 гг. — это были, без преувеличения, самые тяжелые годы для предприятия в его новейшей истории. Завод фактически не работал… Выход из сложившейся ситуации мы видели в двух приоритетных направлениях развития предприятия: повышении качества изделий и обновлении (расширении) ассортимента выпускаемой продукции.

Проанализировав производственные возможности предприятия, мы определили, что базовой продукцией “Красной звезды” должна стать посевная, почвообрабатывающая и уборочная техника: сеялки, жатки, культиваторы. Качественная, простая в обслуживании и по приемлемой цене. При разработке новой современной техники наши конструкторы акцентировали внимание на использование почво- и энергосберегающих технологий, учитывали потребности конкретного заказчика. В результате ассортимент завода расширился на 24 абсолютно новых изделия, большинство из них уже в серийном производстве, часть осваивается. В общем же, модельный ряд техники, выпускаемой в данный период на “Красной звезде”, составляет около 90 машин.

— Александр Дмитриевич, что сейчас собой представляет “Красная звезда”?

— Если сравнивать то, что есть сейчас, с тем, что было не так давно, то мы увидим следующую картину: в начале 96 года, во время выхода из кризиса, на “Красной звезде” в отдельные месяцы работало около 800 человек, работали они с разрывами во времени не более двух месяцев в течение года; объем производства составил тогда 10 млн. грн. По итогам прошлого года объем производства вырос до 172 млн. грн. Сегодня на предприятии трудятся 3,5 тыс. рабочих, они регулярно, два раза в месяц, получают зарплату. Последнее время завод перешел на двухсменный режим работы.

— Из разветвленной инфраструктуры завода: общежития, детские сады, дома отдыха — что-то сохранилось?

— Решая актуальные экономические вопросы, руководство предприятия решило освободиться по возможности от лишних издержек производства. Поэтому мы передали на баланс города заводские здания: 139 жилых домов, 6 общежитий, 10 садиков — все то, что не относилось к производственным фондам.

— В период кризиса завод покинуло большое количество специалистов, рабочих, инженеров. Как сказалась на предприятии, а, может быть, и сейчас сказывается, нехватка квалифицированных кадров?

— Как я уже говорил, в данный период на “Красной звезде” работает 3,5 тыс. человек — столько, сколько требуется при нынешних объемах производства. Сейчас потребность в нашей продукции уже не та, что была, скажем, в 80-х годах (тогда на предприятии трудилось около 13 тыс. человек, завод выпускал свыше 90 тыс. сеялок в год). Современные машины стали гораздо производительнее, они могут обеспечить большие объемы посевов. К тому же у потребителя сформировалось более бережное отношение к технике, следовательно, и машины служат дольше.

При разработке плана выхода из кризиса одной из основных задач, которые ставило перед собой руководство предприятия, — сберечь кадровый потенциал завода. Потеря станка не так болезненна — всегда можно купить новый. А высококлассные кадры нельзя приобрести, их нужно выращивать, воспитывать не один десяток лет. И нам удалось сохранить большинство ведущих конструкторов, технологов, экономистов. Сейчас гораздо более актуален вопрос не сохранения прежних специалистов, а комплектации кадров, необходимых заводу сегодня. Мы набираем как высококвалифицированных специалистов, так и молодежь (принимаем на работу выпускников высших и средних специальных учебных заведений; причем для одаренных молодых сотрудников возможно обучение в вузах за счет предприятия).

То, что сейчас наблюдается дефицит кадров — проблема не только “Красной звезды”. Это проблема большинства работающих предприятий города, проблема области, я бы даже сказал — проблема Украины. Слишком много было утеряно в тот промежуток времени, когда экономика находилась в упадке. Последствия кризисного периода видны уже сейчас: на нашем заводе количество специалистов в возрасте от 40 до 50 лет, т.е. уже опытных, “зрелых” кадров, меньше 25%, но в то же время представителей предпенсионного поколения (от 50 до 60 лет), которым в ближайшем будущем возможно придется покинуть предприятие, — более 30 % от общего числа работающих.

— За время простоя завод потерял что-то из основных фондов: производственные помещения, оборудование?

— Нет. Нам удалось практически все сохранить. Мы не продавали здания, сооружения, оборудование для того, чтобы сиюминутно выплатить зарплату; мы не резали на металлолом конструкции и станки. Руководство отчетливо понимало, что людям нужно будет где-то работать. Ведь восстановление производства должно было осуществиться на тех мощностях, которые оставались в наличии.

— Александр Дмитриевич, давайте от прошлого и настоящего “Красной звезды” перейдем к планам на будущее. С первого мая 2004 года страны бывшего СЭВ, куда также поставлялась ваша техника, были приняты в ЕС. И теперь в Чехии, Польше, странах Балтии действуют европейские требования к сертификации и качеству продукции. Как вы считаете, этот рынок для “Красной звезды” утерян?

— Независимо от принадлежности к Евросоюзу или СНГ, технику продавать можно везде. В любых уголках земного шара. Единственное, что для этого нужно — создать систему сервиса, систему обеспечения запчастями и т.д. В свое время “Красная звезда” поставляла собственную продукцию в 60 стран мира. Но тогда все торговые операции осуществлялись через государственные экспортные структуры. На сегодняшний день у нас такой обширной системы продаж нет.

Сейчас на предприятии полным ходом осуществляется программа подготовки к сертификации по ИСО 9001 (рассчитана до 2010 года). К этому времени мы должны будем привести в соответствие с международными требованиями нормативно-техническую документацию, систему производства, планирования и контроля продукции. Делается это для того, чтобы получить на наши изделия сертификат качества европейского образца.

Хотя главная проблема при продаже техники в страны Европы не наличие сертификационных документов (раньше ведь Советский Союз свободно продавал за границу свою технику), а требования к реальному качеству продукции. Потребителя волнуют вопросы, где он сможет отремонтировать приобретенную машину и вообще насколько часто ему придется ее ремонтировать. Наличие сервисных центров — это один из критериев системы качества изделия.

— Любопытная деталь. На вашей схеме продаж в зону полного покрытия продукцией “Красной Звезды” попадает и Краснодарский край — житница Российской Федерации. Разве в этом регионе не выпускают сельскохозяйственную технику? Тот же “Ростсельмаш”?

— Выпускают, но у нас, по сравнению с ними, гораздо лучшая система сервиса. Это одно из направлений, в котором “Красная звезда” выигрывает у своих конкурентов — система продаж и обслуживания. Сегодня с “Красной звездой” работает больше 100 дилеров и оптовых покупателей. У нас функционируют 39 сервисных центров, в том числе в Ростове, Краснодаре, Белгороде, Москве, Астане (Казахстан).

— А чем обусловлена смена “фирменного” цвета продукции с красного на синий?

— Действительно, многие хорошо помнят старые сеялки красно-коричневого цвета, как их собирали и что они собой представляли. И в самое трудное время, когда у нас не было возможности разрабатывать принципиально новую технику или использовать при производстве продукции какие-либо технологические новшества, было принято решение просто изменить цветовую гамму оборудования. Психологически доказать и себе, и клиенту, что мы все-таки можем модернизировать производство и делать что-то кардинально новое.

— Раньше кроме сеялок завод выпускал широко известные стиральные машины “Зірочка”, пылесосы и другие товары народного потребления. Какова сегодня перспектива этого вида производственной деятельности “Красной звезды”?

— Основное стратегическое направление работы предприятия — производство техники, на которой мы специализируемся. Нужно быть специалистом в одном направлении, делать только то, что мы умеем, делать это хорошо и еще лучше. Поэтому от выпуска разноплановых товаров народного потребления завод отказался.

— А почему возникла идея отпраздновать 130-летие предприятия? Это ведь не самое круглое число?

— Вы хотите сказать не совсем юбилейное… В принципе, каждый человек, каждый коллектив стремится к какому-то уровню, рубежу. К примеру, в свое время перед предприятием была поставлена задача по объемам производства перешагнуть рубеж в 100 млн. грн. В 2002-м году мы его перешагнули. Следующая задача — рубеж 200 млн. грн. Согласно нашим планам, уже в этом году завод должен произвести продукции на сумму более 200 млн. Точно так же и по датам — есть какие-то задумки, планы, приуроченные к каждой дате. В нашем случае будет повод подвести итоги — чего мы достигли к 130-летию завода… Ничего страшного, что число не юбилейное. Это ведь все равно день рождения предприятия. Это праздник. Для города, для завода, для коллектива, для всех тех, кто был и остается “краснозвездовцем”.

Добавить комментарий