Одиссея капитана Фисановича

27 июля 1944 г. патрульный самолет британской береговой охраны обнаружил в 230 милях севернее Шотландских островов субмарину, двигавшуюся в надводном положении. Лодка не подала опознавательных сигналов и при приближении самолета начала экстренное погружение. Британцы атаковали лодку бомбами, и около 9 часов 39 минут она была уничтожена, ни один из членов экипажа не спасся.

Фисанович после награждения Военно-морским крестом

Через 10 лет в британской прессе было размещено короткое сообщение об успешной атаке пилотов 18-й авиагруппы берегового командования ВВС Великобритании. Заметку случайно прочел один из немецких историков, который, порывшись в немецких архивах, пришел к выводу, что ни одной немецкой подводной лодки в этом районе быть не могло. Вскоре с помощью британских коллег немецкий исследователь пришел к выводу, что жертвой патрульного самолета могла стать подводная лодка «В-1» Северного флота советских Военно-Морских сил, которой командовал Герой Советского Союза капитан 2-го ранга Израиль Ильич Фисанович. Хотя потом высказывались иные версии гибели лодки — подрыв на мине или авария, — версия о трагической ошибке союзников стала основной.

Израиль Ильич Фисанович родился в Елисаветграде 10 ноября 1914 г. Его отец — Илья Львович — во время Первой мировой войны воевал в конной артиллерии. Вернулся домой он лишь в 1918 г. В 1922 г. семья Фисановичей переехала в Харьков, где Израиль окончил школу-семилетку и поступил в фабрично-заводское училище при заводе «Серп и молот». После окончания ФЗУ молодой человек получил комсомольскую путевку в Военно-морское училище им. М.В.Фрунзе. Первые шаги в совершенно незнакомой профессии давались Израилю тяжело, но старательность, которую проявил курсант-комсомолец в обучении и службе, не пропала даром. За четыре года курсант Фисанович заслужил 14 поощрений за учебу, бдительность в караульной службе и усердие на коммунистических субботниках.

Училище Фисанович закончил, имея только отличные оценки. Первым из выпуска он был сфотографирован на фоне развернутого флага училища. Также он был награжден серебряными часами. Лучший выпускник получил назначение на подводную лодку типа «М» («малютка») — самый маленький тип субмарин тогдашних советских ВМС. Израиль Ильич даже не успел получить офицерское звание. Так он и прибыл на свой первый корабль в курсантском обмундировании в середине 1936 г.

Уже поздней осенью 1936 г. молодой офицер заслужил славу лучшего штурмана 3-й бригады подводного плавания Балтийского флота. Осенью 1937 г. он был назначен флагманским штурманом дивизиона «малюток». Будучи самым младшим лейтенантом-подводником, он теперь отвечал за работу пяти других штурманов дивизиона.

22 июля 1938 г. Фисанович получил первый «собственный» корабль — подводную лодку М-84, командиром которой он стал. Карьера талантливого офицера развивалась быстро. Этому, правда, способствовали не только настойчивость и старательность самого лейтенанта, но и политические события в СССР, а также стремительный рост советского флота. Количество кораблей увеличивалось, а количество офицеров соответствующего ранга уменьшалось вследствие репрессий. Очевидно, поэтому Фисанович одновременно с приказом о допуске к командованию субмариной получил и другой — о присвоении ему звания старшего лейтенанта и переводе на должность флагманского штурмана штаба Северного флота (должность соответствовала званию капитана 1-го ранга).

Однако Израиль Ильич не получил ни подвод­ной лодки, ни перспективной должности. Его отца — Илью Львовича — обвинили в шпионаже в пользу Германии и арестовали. Отец офицера умер в тюремной больнице. Фисанович остался верен сыновнему долгу и поехал на похороны отца, не поверив в обвинение. В этом же году тетку его жены обвинили в потере политической бдительности и исключили из Компартии. Поэтому Израилю отказали в направлении на курсы повышения квалификации, задержали приём в партию и направили на должность с понижением — флагманского штурмана бригады подлодок Северного флота. Именно на этой должности будущий герой впервые принял участие в настоящей войне — советско-финской 1939-1940 гг. Старший лейтенант И.Фисанович организовывал работу позиционно-наблюдательной службы подводных лодок и проводку транспортов.

Только в декабре 1940 г. офицера приняли в партию и направили на высшие специальные курсы командного состава подводного плавания. 5 июля 1941 г. Фисанович успешно аттестовался на помощника командира подводной лодки и был награжден знаком «Отличник ВМС». В июле этого же года он получил звание капитан-лейтенанта и был назначен помощником командира средней подводной лодки Щ-404. Однако новая война внесла свои коррективы в судьбу морского офицера.

20 июля 1941 г. подводная лодка М-172 села на мель возле Мурманского побережья Баренцева моря. Причиной аварии стала паника командира субмарины старшего лейтенанта Дмитрия Лысенко, который вскоре был отдан под суд военного трибунала. Разбитая «малютка» и деморализованный экипаж были отданы под командование капитан-лейтенанта И.Фисановича.

Первым делом предстояло руководить ремонтом лодки — 11 августа лодка стала в док, и пять дней спустя ремонт был окончен. Также предстояло привести в норму экипаж. Под руководством нового командира подводники начали тренировки. Через неделю, после тщательной проверки, командование разрешило М-172 выйти в море. 18 августа 1941 г. лодка вышла в свой второй боевой поход. Действия подводников и нового командира контролировал комадир дивизиона средних субмарин капитан 2-го ранга И.О.Колышкин.

Три дня «малютка» искала противника в открытом море, но ни одной достойной цели так и не встретила. Поэтому Фисанович с Колышкиным решили прорываться в финскую гавань Лиинахамари. Лодка двигалась в подводном положении по данным акустических приборов. На входе в гавань подводники засекли небольшой корабль, который время от времени стопорил ход. Фисанович решил, что это дозорный катер, и приказал экипажу двигаться «толчками» вместе с вражеской посудиной. Удачно проскочив в гавань, «малютка» всплыла на перископную глубину, и командир увидел возле одного из причалов транспорт под погрузкой. Посоветовавшись с Колышкиным, Фисанович приказал атаковать торпедой, после чего скомандовал погружаться и менять позицию. Через минуту подводники услышали глухой взрыв, однако увидеть результаты атаки не смогли, поскольку на новой позиции им мешал мыс. Немцы после войны отрицали попадание торпеды в транспорт, утверждая, что торпеда ударилась о пирс перед судном, однако известно, что на следующий день британская авиация добила поврежденный корабль, который стоял у причала. Что это был за транспорт — неизвестно.

Гвардейская подводная лодка М-172.

На следующий день М-172 совершила свою вторую атаку, но попасть одиночной торпедой в госпитальное судно «Александр фон Гумбольдт» не смогла. Подводные лодки типа «М» были плохо приспособлены к плаванию в открытом океане. Относительно слабое волнение в 3-4 балла заливало рубку лодки. Условия работы экипажа были чудовищными: мест отдыха не было, мыться было негде и через 2-3 дня кожа подводников покрывалась «подводным загаром» — пятнами смеси пота, машинного масла и кислотных испарений из аккумуляторов. Слабеньким было и вооружение — два носовых торпедных аппарата без запасных торпед. Торпеды приходилось экономить, потому до войны отрабатывались в основном одноторпедные залпы, которые не гарантировали потопление вражеского судна.

Командам субмарин типа «М» всю войну приходилось бороться с противником, морем и собственной техникой. А в 1941 г. большинство из них только-только приобретали боевой опыт. До ноября 1941 г. М-172 четыре раза ходила в боевые походы, выполнив всего одну атаку по вражескому транспорту. Победа была засчитана, но немцы после войны утверждали, что одиночная торпеда прошла за кормой норвежского мотобота «Омульф». Из-за преследования вражескими сторожевыми кораблями подводники вновь не смогли проконтролировать результат атаки.

В ноябре 1941 г. Фисанович получил свою первую боевую награду. Ещё 28 августа командир бригады подводных лодок Северного флота капитан 1-го ранга Виноградов представил И.И.Фисановича к ордену Красной Звезды. «За проявленные смелость, решительность и настойчивость в достижении намеченной цели, что обеспечило выполнение боевого задания, тов. Фисанович заслужил и достоин высокой правительственной награды — ордена Красной Звезды. 8 ноября 1941 г. награжение было утверждено.

Следующий боевой поход был необычным — М-172 успешно сняла с берега разведчиков, ходивших в немецко-финский тыл. В 8-м боевом походе лодка сама едва не стала жертвой немецкой субмарины — вахтенный командир не обратил внимания на огни, считая их береговыми. Однако вскоре выяснилось, что к «малютке» приближается вражеская подлодка, и советским морякам пришлось срочно погружаться.

Неоднократно М-172 пытались потопить вражеские корабли. 16 мая 1942 г. в 12-м боевом походе лодка атаковала вражеский транспорт. После атаки М-172 преследовали вражеские сторожевики. На подводную лодку было сброшено более 300 глубинных бомб. Близкий взрыв любой из них мог стать для лодки смертельным. Когда она всплыла, её атаковали немецкие катера-«охотники». Они преследовали лодку почти до самого советского берега, обстреляли её из пушек и отстали только тогда, когда по ним самим открыла огонь советская береговая батарея. Однако злоключения «малютки» не кончились. Её атаковал немецкий бомбардировщик, который загнал субмарину под воду. Когда «малютка» всплыла, её снова обстреляли немецкие «охотники». Советским морякам пришлось вновь уходить под защиту артиллеристов. В конечном итоге командир и мужественный экипаж привели израненный корабль домой. Подводная лодка получила 110 вмятин, были повреждены корпус лодки, балластные и топливные цистерны, рули, привод винта, разбиты приборы и механизмы.

Всего же до июля 1943 г. подводная лодка М-172 под командованием Израиля Фисановича совершила 18 боевых походов. На боевой счет М-172 было занесено 13 потопленных кораблей противника. Немецкие источники подтверждают один потопленный корабль достоверно и 3 вероятно, однако в ходе войны значительная часть немецких морских архивов сгорела во время бомбардировок портовых городов американо-британской авиацией, потому достоверность самих источников гарантировать нельзя.

Как командир, так и экипаж неоднократно были отмечены боевыми наградами СССР. 3 апреля 1942 г. Израилю Фисановичу было присвоено звание Героя Советского Союза, 2 июля он получил орден Красного Знамени. 26 января 1943 г. командир М-172 был награжден орденом Отечественной войны І степени. Вместе с ним были награждены орденами и 10 членов экипажа. В июле 1943 г. американское правительство удостоило Фисановича ордена «Военно-морской крест».

Офицерская карьера также шла в рост. В июле 1943 г. Израиль Ильич уже был капитаном 2-го ранга. Тогда же он был назначен командиром 6-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота. Под его командой была уже на одна «малютка», а несколько. Теперь уже сам Фисанович контролировал и вводил в строй молодых командиров, планировал боевые действия, отдавал приказы. Осенью 1943 г. любимая «малютка» Фисановича стала гвардейской субмариной. Хотя у неё уже был новый командир, но звание было присвоено на 15-й день его пребывания на должности. Очевидно, что и этим экипаж лодки был обязан прежнему командиру. Ещё одной маленькой радостью стало для Израиля Ильича возвращение семьи из недавно освобожденного Харькова.

Успешный моряк-подводник был разносторонне развитым человеком. Он много читал, хорошо пел, обладал определенными способностями к литературе. На его стихи композитор Борис Терентьев написал «Песню строевую подводную», которую и ныне поют, маршируя, моряки Северного флота РФ. В январе была издана книга Израиля Ильича «Записки подводника». Первые экземпляры её разошлись очень быстро, она стала настольной книгой у многих молодых командиров-подводников. В 1942 г. Фисанович стал членом Еврейского антифашистского комитета. Среди друзей моряка были известные советские писатели Лев Кассиль, Макс Зингер, Вениамин Каверин, Юрий Герман, Константин Симонов, Евгений Петров, Исидор Шток. Имя офицера часто звучало в сводках «Совинформбюро», практически в каждом поселке и городе Еврейской автономной области на Дальнем Востоке разместили портреты героя.

Не следует, однако, считать Фисановича каким-то продуктом советской пропаганды — эдакой раскрученной звездой советских ВМС. Отважного моряка уважали командиры и краснофлотцы. Главной чертой его характера были требовательность и к подчиненным, и к себе самому. Принципиальный по характеру, Израиль Ильич не прощал малейшей слабости не только подчиненным, но и членам собственной семьи. Он считал, что только так и воспитывается настоящий мужской характер. С другой стороны, он был достаточно общительным и доступным, легко привлекал к себе людей. Казалось, впереди офицера-подводника ждут одни победы и награды.

Однако, как это часто бывает, именно на пике успеха судьба человека уже намечает движение вниз. Серьезным знаком стала гибель в октябре 1943 г. гвардейской подводной лодки М-172. Первый же выход лодки в боевой поход без Фисановича оказался для неё и последним. Фисанович тяжело переживал гибель своего корабля и своих боевых товарищей из воспитанного им же экипажа, с которым он провел не один день в учебных и боевых делах. Кроме того, в боях за Латвию был смертельно ранен и умер в госпитале младший брат героя — командир минометной роты капитан Натан Фисанович. Подтвердились данные о гибели в первые дни войны дяди Израиля Ильича — капитана Наума Шехтера.

Вряд ли Фисанович как-то отслеживал линии судьбы, он просто делал то, что умел лучше всего, — воевал и командовал. В марте 1944 г. офицер получил под свое командование подводный минный заградитель Л-20. «Ленинец» был вооружен намного лучше малютки, имел большую автономность и глубину погружения. Достаточный опыт войны имел и экипаж — за плечами моряков были 12 боевых походов и 5 уничтоженных кораблей противника. Однако покомандовать минным заградителем Фисановичу не довелось.

Отобрав 50 подводников, в том числе 20 моряков с Л-20, Фисанович отправился в Великобританию выполнять новое задание. После капитуляции Италии встал вопрос о разделе военных кораблей бывшего противника между союзниками. Британцы предложили советскому флоту 4 подводные лодки из состава своего флота, чтобы не ждать итальянские из Средиземноморья. Фисановичу с экипажем досталась субмарина под названием Sunfish — «Камбала». В советском флоте она получила индекс В-1. За два месяца советские моряки овладели управлением лодки. Старенькая «камбала» имела славный послужной список. На её счету было 20 боевых походов, 4 потопленных немецких, 1 финский корабль, повреждение вражеского судна. С 1941 г. лодка использовалась как учебная.

10 марта В-1 приняли советские подвод­ники, которые следили за её ремонтом. С 10 июня началось боевое обучение, и 25 июля субмарина прибыла в шотландский порт Лервик. 27 июля 1944 г., выполнив последние приготовления, советские моряки вывели «Камбалу» в последний переход…

Вадим Колечкин — специально для «УЦ».

Добавить комментарий