Еще раз о Величковском

В позапрошлом номере «УЦ» была опубликована статья «Он так и не полюбил Париж» о замечательном поэте, сыне преподавателя Елисаветградской кавалерийской школы, нашем земляке Анатолии Величковском.


В ответ на эту статью мы получили письмо от давнего друга «УЦ» Виктора Васильевича Петракова, который нашел в пригороде Парижа могилу поэта.

«Я знал, - пишет Виктор Петраков, — что Анатолий Величковский закончил свой земной путь в 1981 году и был похоронен на городском кладбище города-спутника Парижа Кламара. Кламар известен не только своим уникальным музеем игральных карт, но и тем, что дал приют многим русским, среди наиболее известных имен — Марина Цветаева.

Мне захотелось найти могилу Величковского и поклониться его праху. Выбрав несколько часов свободного времени, мы с сотрудником российского представительства при штаб-квартире ЮНЕСКО С. Виноградовым поехали в Кламар. Через мэрию нашли муниципальное кладбище и обошли его вдоль и поперек. Не смогли помочь и служащие кладбища. Русских могил было немало. Идеальным состоянием, живыми цветами обращала на себя внимание ухоженная могила русского философа Николая Бердяева.

К великому сожалению, могилу Величковского найти не удалось.

Перед осенней поездкой на сессию ЮНЕСКО мы с коллегой С. В. Страшниковым сделали звонок из Москвы в администрацию кламарского кладбища. Проверка по учетным книгам подтвердила, что на этом кладбище захоронений Величковских не производилось. Никому из французских служащих ни в мэрии, ни на кладбище не пришло в голову подсказать мне, что в Кламаре есть еще одно кладбище.

Ясность внес Ренэ Юлианович Герра, душеприказчик и издатель Анатолия Евгеньевича Величковского, владелец его архива, человек, который участвовал в организации похорон поэта.

В один из сентябрьских дней 2003 года вместе с Герра мы на его «боевом» слегка потрёпанном автомобиле въехали в пригород Кламара.

Могила Величковского и его супруги Нины Владимировны была в полном порядке. Неподалеку был похоронен брат поэта Алексей Величковский.

На овальной фотографии Анатолий Евгеньевич снят в жокейском костюме. Это напоминало еще об одной страсти поэта. Он с юных лет любил лошадей и свою любовь проявлял периодическим посещением скачек на главном ипподроме под Парижем. Делал он и ставки, и, говорят, однажды ему улыбнулась удача — он выиграл приличную сумму.

К слову, кладбище поразило абсолютно новой для нашего восприятия философией. Это ухоженное пространство было одновременно парком, стадионом и местом последнего упокоения. Футбольное поле, теннисные корты, поле для игры в регби гармонично соседствуют со строго распланированными участками захоронений с памятниками и заготовленными могилами, накрытыми бетонными плитами.

Невольно возникла ассоциация с современной Красной площадью, с её знаменитыми голубыми елями. По существу это тоже некрополь с разными типами захоронений: в земле, в кремлёвской стене и в мавзолее, где в последние годы проводятся не только парады и демонстрации, но и пляски, рок-концерты, устраивается каток и многое другое, что в нашем сознании не очень увязывается с местом упокоения и скорби».

В материале «Он так и не полюбил Париж» мы писали, что русскоязычным читателям Величковского открыл именно Виктор Петраков. В глобальном смысле это верно, но сам Петраков узнал о поэте от кировоградского краеведа Александра Чуднова, который еще в 1997 году опубликовал сборник стихов Величковского и воспоминаний о нем. Сегодня отрывки из этого сборника есть на сайте библиотеки Чижевского, и мы даже цитировали его, не зная автора.

В коллекции Александра Чуднова есть сборник Величковского «Нерукотворный свет» — книга не просто редкая, а, пожалуй, уникальная, учитывая, что она была выпущена тиражом всего 200 экземпляров. Это подарок издателя и близкого друга Величковского Ренэ Герра с дарственной надписью: «Александру Чуднову, открывшему поэта и писателя Анатолия Величковского для елисаветградцев, в знак симпатии и добрых чувств. Ренэ Герра. Париж, 24.ІІІ.2003».

Готовя материалы о наших знаменитых земляках, мы просто собираем сливки — находим все самое интересное, что было написано о них другими. И часто даже не задумываемся о том, сколько труда каждый из них вложил, чтобы рассказать нам о каком-то, может, совершенно незначительном обстоятельстве. Хочется поблагодарить Александра Чуднова и Виктора Петракова за то, что открыли для нас этого замечательного поэта.

Подготовила Ольга Степанова, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 43

Добавить комментарий