Несколько точек над «i»

Кировоградцы продолжают обсуждать проект Программы реформирования жилищного фонда и придомовых территорий. Как и все новое, документ вызвал ряд вопросов. Правда, реформирование ЖКХ, и в предлагаемой форме в том числе, — не такое уж новшество. И в крупных областных центрах, и даже в нашей Александрии уже прошли этап кардинальных перемен, теперь только отшлифовывают деятельность управляющих компаний, заменивших ЖЭКи и КРЭПы.

Люди высказывают, скорее, предостережения, нежели конкретные вопросы. Обращаются с ними и в редакцию «УЦ». С тем, чтобы расставить еще несколько точек над «i», мы обратились к Андрею Караушу, стажирующемуся на должность начальника главного управления ЖКХ города, и к Игорю Фурманову, одному из ведущих экспертов программы реформирования. Читайте их солидарное мнение и находите ответы на свои вопросы.

Итак, еще раз о сути реформы. Она состоит в следующем: разделяются функции заказчика, исполнителя и приемщика работ. Это главный идеологический стержень реформы. Сегодня же ЖЭК является заказчиком, исполнителем и сам у себя работы принимает. Естественно, он их примет, как бы ни выполнил. Ведь ему надо своим же людям начислить заработную плату, снять социальное напряжение, уплатить все налоги, отчитаться. Это лазейка к тому, чтобы выполнять заказы некачественно.

Завтра, после реформирования, управляющая компания будет выполнять функции заказчика и приемщика. Поскольку сама она заявки не исполняет, то стоит по одну сторону вместе с жителями домов. Она заказала работы по требованиям жильцов, наняла подрядную организацию и вместе с жильцами приняла эти работы. Следовательно, она заинтересована платить в полном объеме только за качественно выполненные работы.

Что касается жильцов, то они должны понимать, что подобный опыт есть в ряде городов Украины. Он показывает, что предоставление услуг поднимается на более высокий и качественный уровень. Что касается работников ЖЭКов и КРЭПов, да, ведутся разговоры о массовом сокращении. Но следует понимать так: в процессе более детальной экспертной проработки программы выяснились интересные нюансы. Например, у нас сегодня имеется порядка 380 дворников. Что с этими людьми будет? По большому счету, ничего. Они останутся работать на тех территориях, на которых работали. Единственное, числиться они будут в штате коммунального предприятия, которое отвечает за уборку города.

Теперь о слесарях, которые занимаются ремонтом. Часть их перейдет в водоканал, который станет обслуживать внутридомовые сети, часть — в теплоснабжающие предприятия, еще часть перейдет в аварийно-диспетчерскую службу. Таким образом эта категория будет трудоустроена. Паспортисты остаются работать, как и прежде, даже на тех же рабочих местах. Но они будут не в штате одного из десяти коммунальных предприятий, а в штате управляющей компании.

Есть у нас еще такая категория, как административно-управленческий аппарат. Самые квалифицированные и ответственные перейдут работать на производственные участки, которые будут размещаться в помещениях ЖЭКов. По штату предполагается старший мастер, мастер, менеджер по работе с населением, возможно, расчетчик. Что касается еще части людей, то известно, что некоторые ЖЭКи прорабатывают вопрос о том, чтобы на базе своего предприятия, своих специалистов создать предпринимательские структуры и по договорам с управляющей компанией оказывать те же услуги, которые оказывают сегодня. Только без всей этой сегодняшней надстройки, где нужно держать штат начальника, заместителей, инженеров, мастеров, бухгалтеров. Эта схема может быть рассмотрена всеми руководителями ЖЭКов и КРЭПов. Те, у кого нет предпринимательской жилки, могут перейти работать на производственный участок. Естественно, речь идет о руководителях с незапятнанной репутацией, о тех, на кого не жаловались жильцы. Но значительная часть персонала найдет применение своему опыту в новых структурах.

Надо понимать, что начальников ЖЭКов и КРЭПов у нас сегодня очень немного, и они найдут себя в новой структуре. Важно то, что зарплату уровня начальника будут получать не десять человек, а один — руководитель управляющей компании. И вместо десяти главных инженеров будет один. А это неслабая экономия средств.

В чем еще преимущество управляющей компании? Мы же понимаем, что не все работники ЖЭКов загружены круглый год. Есть ряд сезонных работ. Но, тем не менее, люди в штате, и весь год им надо платить зарплату. После реформирования плата будет только по факту выполненных работ. К примеру, ремонтные работы проводятся с апреля по октябрь, остальные полгода люди просто содержатся на зарплате. Отсюда — задолженность, неуплата налогов и так далее. А подрядные договора предполагают оплату выполненной работы. А нет работы — нет оплаты.

Это будет другой вид предприятий — по оснащенности, по методам работы. Речь идет об электронной базе данных, об отказе от ручного управления. Это тот же единый расчетный центр, обратившись в который, человек увидит полную картину по своим личным проплатам и долгам и движение средств своего дома. Важным моментом является то, что деньги одного дома не будут перекидываться на другой.

Понятно, что ОСМД в один день мы не создадим. Но есть такие формы, как объединение населения, заведующие домами. Идея в том, чтобы воспитать этого заведующего или управляющего домом, который будет выступать от имени жильцов, у которого будут права и обязанности, который будет участвовать в приемке работ. Если, по его мнению, конкретную работу подрядчик не выполнил или выполнил не в полном объеме — он об этом пишет в акте. И управляющая компания либо не перечисляет деньги вообще, либо платит частично. И управляющая компания потом уже будет отсеивать субъектов, недобросовестно выполняющих заказы.

Сегодня население больше всего боится хаоса, который может возникнуть в этот переходный период. Мы говорим о том, что хаос в программе реформирования не только не предусмотрен, будет сделано все, чтобы его избежать. В течение двух-трех месяцев, когда будут решаться все процедурные вопросы (регистрация нового предприятия, уведомление работников ЖЭКов, утверждение обоснованных тарифов), ЖЭКи и КРЭПы будут работать в прежнем режиме. Когда будут тарифы, предприятие заключит договора с населением, начиная с конкретной даты новое предприятие будет собирать квартплату, рассчитываться за оказанные услуги. Дворники и другие специалисты, занимающиеся сегодня повседневным трудом, как работали, так и будут работать. То есть переходный период для населения будет вообще незаметным. Жильцы это почувствуют только потому, что надо будет перезаключить договор — вместо ЖЭКа управляющая компания.

Еще один очень обсуждаемый вопрос. Речь идет о жилищном фонде, который находится на балансе ЖЭКов и КРЭПов на правах полного хозяйственного ведения. Собственником остается территориальная община. А слухи о том, что кто-то хочет приватизировать помещения ЖЭКов, тем более беспочвенны, потому что в этих помещениях будут работать производственные участки. В Александрии, например, высвобожденные площади сдают в аренду своим же подрядчикам. И копейку зарабатывают, и предприятия, выполняющие работы по обслуживанию, максимально приближены к тем микрорайонам, в которых они работают.

Известные слова о том, что дорогу осилит идущий, в этой ситуации как нельзя кстати. Пойдем — что-то обязательно сделаем. Вне всякого сомнения, будет лучше, чем есть сейчас.

Записала Елена Никитина, «УЦ».

Несколько точек над «i»: 4 комментария

  1. Щя скажу! Поживем, посмотрим. Как я ремонтировал себе проводку и сантехника сам, так и буду. Ну мусор не вывожу, двор не мету согласен. Но, в подъезд будем ремонт делать сами, в очередной раз. Будем и окна стеклить и проводку менять в подъезде- САМИ. Проблем не будет и слесаря, строители и электрики живут. А что, эта компания, затем прейдя и проверив состояния подъезда спишет деньги. Да таки Да! Оно это и будет. В эффективность не верю. Штат раздуют, и все.

  2. Теперь некая новая организация будет заказывать и принимать работы у другой, исполняющей организации. И будет новый заказчик-приемщик жильцам многоэтажки роднее родной мамы. И ни за что не будет договариваться с исполнителем-предоставлятелем этих самых работ. И деньги тырить — не будут. И квартлату — не повысят. И наступит в КрИативнограде-городе коммунальный рай.
    Аминь.

  3. Солидарное мнение специалистов, приведенное в статье, умиляет и «обнадеживает» — но это в идеале. А в наших реалиях? Боюсь, что будет так, как с транспортом — рулить ЖКХ будут люди, у которых есть бизнес-интересы в компаниях-исполнителях услуг. И это уже тоже проходили в других городах. Не секрет, что в существующих ЖЕКах(КРЕПах) на административных должностях люди, связанные между собой и с городскими властями (прошлыми, настоящими и м.б. будущими) родственными или иными связями. Посмотрите перечень фамилий управленцев и бизнеса города за последние годы и даже десятилетия — почти одни и те же известные фамилии. Так, что хотелось бы верить, но … (Как в миниатюре Яна Арлазороватюре: здесь ДОЛЖНА БЫТЬ десятка (но не факт, что она там ЕСТЬ!)). 🙂
    Если, кому действительно интересна тема ЖКХ (в т.ч. и редакции) — прочтите статью ТЕТЯНЫ МОНТЯН, ссылка:
    «Занепад українського житлового фонду: просте пояснення причин
    Тетяна Монтян, для УП _ Середа, 18 квітня 2012, 15:23»
    http://www.pravda.com.ua/articles/2012/04/18/6962933/

  4. Прочёл.
    А вы программу читали? Программа как раз и предусматривает наиболее щадящий для жителей вариант. Никто никого силой в ОСББ не загоняет и не бросает на произвол судьбы. Наоборот, через органы самоорганизации населения, помощь управляющей компании идти к ОСББ.

Добавить комментарий