Дороги Кировоградщины: лучше плохо ехать, чем хорошо идти?

В нынешнем году на дороги Украины, их строительство и ремонт, выделена рекордная сумма – 2,5 миллиарда гривен. При этом Кировоградщине с её репутацией территории сплошного бездорожья полагается 200 миллионов гривен. Много это или мало? Что и главное как на эти деньги смогут сделать дорожники?

Буквально на днях на карте автодорог области появился образчик настоящего дорожного полотна. Событие для Кировоградщины настолько серьёзное и редкостное, что на открытие отремонтированного участка протяженностью 10 километров на свою малую родину – Новоархангельский район – прибыл сам главный дорожник страны, руководитель Государственного агентства автомобильных дорог Украины Владимир Демишкан.

Дорожники торжественно отрапортовали о сдаче трех участков – по райцентру в направлении села Торговица, а также моста через Синюху. Только на этих отрезках стоимость работ составила почти 20 миллионов гривен – десятую часть выделенных в целом на область. Специалисты признаЮт: теперь дороги здесь намного лучше, чем даже в Кировограде. Ну, во-первых, по сведениям же облавтодора, работали большей частью субподрядчики-киевляне (ООО «Дорстрой»), мост тоже делала киевская организация, так как своей на Кировоградщине нет. Во-вторых, даже райцентрам равняться сегодня на Кировоград не стоит – не Бог весть какой образец. Особенно по мнению самих кировоградцев…

Руководители территорий, дружно сетуя на нехватку финансирования на ремонт дорог, называют главную причину дефицита средств: порядок, по которому дорожный сбор «уходит» автодору, а возвращается в виде субвенций, которых катастрофически не хватает.

«Имея дорожный сбор в распоряжении города, мы могли получить его уже в январе и с апреля начинать работы, не дожидаясь поступления субвенции и не затягивая ремонт до конца года, к следующей зиме. Сегодня же горсовет фактически остается в положении наблюдателя и зависит от райавтодора, — сетует мэр Новомиргорода Яков Немировский. — Нет конкуренции, все деньги идут автодору, в итоге город не имеет ни денег, ни дорог… Мы лишены возможности самостоятельно распределять средства от дорожного сбора и контролировать качество работ. В результате дороги у нас “живут” 2-3 месяца… Есть и другая, не менее острая проблема: когда денег в нашем распоряжении на тот или иной момент нет, а ГАИ каждый раз штрафует местную власть на 2 тысячи гривен – за несделанный ремонт того или иного участка…»

Глава Бобринецкой РГА Леонид Кравченко солидарен: в ожидании постановления Кабмина о выделении субвенции, за время проведения тендерных процедур территории упускают наиболее благоприятиное для ремонта время. Чтобы успеть до наступления осенне-зимней непогоды, здесь используют проверенную ещё Кравченко-мэром схему: деньги по субвенции не распыляют по сельсоветам, а территории «скидываются» на тот или иной объект. Так было в прошлом году, когда всем миром отремонтировали дорогу к Бобринецкой ЦРБ в райцентре – мол, села ведь тоже пользуются её услугами. В нынешнем году усилия объединили три села – Новоградовка, Рощаховка и Николо-Бабанка: обустроят дорогу по автобусному маршруту и продолжат вместе с Бобринцем ремонтировать дорогу к райбольнице. Сумма будет аккумулирована приличная – около миллиона гривен.

Недоволен «уходом» дорожного сбора из города и мэр Александрии Степан Цапюк: компенсации от государства (около миллиона гривен) в виде субвенции, которую здесь распределяют в соотношении 60 к 40 на капитальный и ямочный ремонты, соответственно, катастрофически не хватает. В распоряжении местных властей оказывается не более 30 тысяч ежемесячно, тогда как необходимо, как минимум, втрое больше… Несмотря на приоритетное положение государственных дорстроевцев, как выяснилось, на текущий год капитальные ремонты дорог в исполнении облавтодора вообще не предусмотрены. Об этом сообщил исполняющий обязанности начальника отдела безопасности движения Службы автомобильных дорог в Кировоградской области Александр Паливода. Причина вполне предсказуема – «ограниченное финансирование». Поэтому все капитальные работы службы в нынешнем году ограничатся лишь проектной документацией на путепровод в Александрии, на что Кабинет Министров предусмотрел 280 тысяч гривен. На прочие объекты строительства и реконструкции по линии облавтодора правительство дало ещё около 5 миллионов гривен, которые уйдут на окончание строительства объездной дороги вокруг Знаменки. Общая стоимость объекта – 90 миллионов гривен, которые кировоградские дорожники рассчитывают получить в течение оставшихся до конца года месяцев.

Что касается реконструкции, то здесь объем работ тоже не удивляет масштабностью: 700 тысяч выделенных гривен будут потрачены на 5 километров трассы Стрый-Тернополь-Кировоград. И то в качестве компенсации за земельные паи…

Всего же в нынешнем году на содержание автодорог государственного и местного значения облавтодору полагается чуть более 85 миллионов гривен. Как говорят в ведомстве, это – капля в море, 10-15 процентов от необходимой суммы.

Эти деньги позволят в том числе завершить (12 километров) работы на трассе государственного значения Ульяновка-Николаев. Помимо дороги в Новоархангельске, постановлением Кабмина реальные деньги выделены на ремонт 12-ти километров в направлении от Кировограда до Бобринца («бобринецкое кольцо») – около 4,2 миллиона гривен. А вот до Новомиргорода из Кировограда по-прежнему придётся ездить едва ли не на танке: злополучные 10 километров сплошного бездорожья требуют потратить 43 миллиона гривен, которые облавтодору не выделены.

В общей сложности, как подтвердил во время недавнего пребывания в Новоархангельском районе Владимир Демишкан, правительство запланировало для Кировоградщины на ремонт и содержание дорог сумму в 200 миллионов гривен.

Судить о том, много это или мало для запланированных на текущий год работ, сложно по нескольким причинам. Во-первых, понятно, в каждом случае состояние участка и виды работ, которые здесь необходимо сделать, разные, поэтому суммы разнятся в разы и на порядки. Скажем, в прошлом году ремонт двух отрезков протяженностью 1 километр (улица Садовая) и 1,2 километра (улица Валуевская) в Первомайском Маловисковского района обошелся, по официальным данным, в …2 тысячи гривен. А работы на примерно такой же протяженности улицах в Надлаке Новоархангельского района, завершенные в это же время, – уже в 5 тысяч гривен…

Понятно, что некоторую сумму из выделенных сотен миллионов можно сэкономить, – привлечь к софинансированию местных фермеров и предпринимателей. Это уже зависит от авторитета руководителя территории. Скажем, в Новоукраинском районе фермерское хозяйство выделило на ремонт 10 километров дороги между селами почти 75 тысяч гривен. Другое дело – насколько примерно и эффективно такие деньги осваиваются.

Скажем, целых шесть хозяйств «скинулись» в том же районе на ямочный ремонт дорог от Новониколаевки до Глодос и от Новониколаевки до станции Адабаш. Цена вопроса – 76 тысяч гривен. Эффект (из отзывов о выполнении работ в соответствующем разделе электронной версии программы «Центральный регион-2015»):

«Довелось мені вчора 21 квітня 2012 року їхати цією “відремонтованою” дорогою. 15 кілометрів від станції Адабаш до села Глодоси їхав 45 хвилин. На підводі, мабуть би було б швидше…»

Есть случаи, когда за проведенные работы оплата производится…дважды, причём второй раз – уже из кармана исполнителя работ. Это тогда, когда результаты ремонта едва выдерживают время до отбытия с участка дорожной техники или сходят вместе со снегом. Скажем, тот же облавтодор за свои деньги дважды переделывал работу в Кировограде и один раз – в Светловодске. Понятно, что эти случаи – скорее исключение из общего правила. Тем более что очень часто дорожники и проводят, и завершают работы зимой, когда вероятность последующей долгой жизни покрытия неумолимо приближается к критической отметке.

Так, в декабре прошлого года отрапортовано о сдаче ремонта дорог в Светловодске, Кировоградском районе, улиц Метелькова, Колхозной, К.Либхнехта, Набережной, пер.Больничный, Чкалова, К.Марса, Курчатова, Дзержинского, Чапаева в Новоукраинке, улиц Ленина, Калинина, Базарная в Витязевке Бобринецкого района…Тогда же отремонтировали мост через Ингулец в Александрийском районе (село Измайловка) и «закатали» полмиллиона в Светловодском районе – от Александрийского района до села Мироновка, по селу Мироновка и до границы Великоскелевского сельсовета. В прошлом году в Новомиргороде именно в декабре по статье «ремонт дорог» было освоено 300 тысяч гривен – немалая для города сумма.

В январе нынешнего года сданы отремонтированные улицы в одном из сел Устиновского района, 30 километров капремонта автодороги Ульяновка-Николаев в Голованевском районе, в феврале – отрезок дороги Новоградовка-Бобринка и коммунальные дороги в селе Червонозоревка Бобринецкого района, в марте — улица Колхозная в Оникеево Маловисковского района.

Мы намеренно столь подробно останавливаемся на обозначении фронта сданных зимой и ранней весной работ – чтобы с помощью читателей проследить, как долго «проживут» эти участки.

Сами дорожники, кстати, на этот счет поясняют: в непогоду выходят в исключительных случаях, только если соответствующий участок является аварийным. Судя по вышеприведенному списку, таковыми у нас можно считать сотни, если не тысячи километров покрытия…Зимой, поясняет Александр Паливода, применяется технология «холодного асфальта», которая допустима в снег и морозы и рассчитана на дальнейшую капитальную переделку уже в более благоприятных погодных условиях: мол, это лучше, чем водители бы влетали в ямы до самой весны…

Плановые же работы в дождь служба не проводит. В том числе и в Александрии, где недавнее появление людей в оранжевых жилетках (как потом выяснилось – не автодоровцев) под проливным дождем до сих пор активно муссируется. Хотя в территориальном подразделении автодора не отрицают: претензий к их работе действительно много, в основном – по Александрии и району, Светловодску и Кировограду. Поэтому руководители территорий нередко отказываются от услуг автодоровцев, несмотря на то, что те заявляют о стопроцентной ответственности за качество своей работы. И по результатам тендеров предпочитают заключать договоры с днепропетровскими (как в Александрии) или черкасскими (опыт Новомиргорода) подрядчиками.

Как поясняет мэр Новомиргорода Яков Немировский, черкасчане получили 100 тысяч гривен из местного бюджета и дали неплохой результат. А вот 300 тысяч дорожного сбора, в пределах которого работал автодор, заслужили более скромную оценку руководителя города: «Дорог нет»…

В Александрии весомым аргументом в пользу днепропетровцев оказалась также гарантия на выполненные работы от трех до шести лет – в частности, на таких условиях планируется провести работы по ремонту дорог до Корыстовского моста: «В микрорайоне Победа на ремонт улицы 40-лет Победы было выделено 1 миллион 400 тысяч гривен. Также, начиная с 6 мая, будет проведен капитальный ремонт проспекта Ленина — от площади до улицы Героев Сталинграда, на который планируется выделить более 5 миллионов гривен. При благополучных обстоятельствах в этом или следующем году дорогу отремонтируют вплоть до Корыстовского моста. Выиграл тендер на эти работы днепропетровский подрядчик, у которого есть хорошая техника. Они нам обещали, что за месяц-два выполнят работы первой очереди с заменой бордюров и дорожного покрытия», — цитируем заместителя начальника управления жилищно-коммунального хозяйства горисполкома Геннадия Лоцмана в газете «Олександрійський тиждень».

Вообще в Александрии теперь требуют приличных гарантий и от автодора – 3 года на ямочный ремонт и 5 – на капитальный. И до 27 мая обещают освоить все деньги, предусмотренные на проведение ямочного ремонта, – в прошлом году запланированные работы были завершены в августе. По словам Степана Цапюка, с ремонтом Александрия справилась настолько успешно, что мэрия даже приняла решение ограничить скорость движения в городе до 40 километров в час: дескать, водители по обновленному покрытию не ездят, а «летают». Поэтому не столько соображениями сохранности дорожного полотна, сколько соображениями безопасности, убеждает нас градоначальник, продиктован этот шаг. Всего же в прошлом году, как и в нынешнем, в александрийские дороги, по информации мэра, было вложено 5 миллионов гривен (согласно официальным данным, в Кировограде те же суммы фигурируют).

Так или иначе, в условиях хронической нехватки денег каждая территория находит свои варианты для установления «дорожной цивилизации». Скажем, в Бобринецком районе, помимо складчины, действуют хозспособом: технику дает райавтодор, дизтопливом помогают фермеры, задействуют и машины, которыми строят дорогу Александровка-Николаев со стороны Бобринца в направлении Кировограда киевляне…В Александрии вообще «скидываются» на ремонт, кто сколько может, помимо того, что, как сообщил нам мэр, принято решение все деньги из так называемой второй бюджетной корзины направлять в нынешнем году именно на ремонт дорог (в прошлом году – на газификацию). Как рассказал Степан Цапюк, руководство города объявило акцию «Александрии – хорошие дороги». За неделю было собрано 200 тысяч гривен, в том числе, по словам мэра, свой взнос сделал и он с заместителями… Для этих денег открыт специальный счет и создан контрольный орган из представителей общественных организаций и представителей фракций горсовета…

В общем, ситуация «Нам любые дОроги дорОги» Кировоградщину уже не устраивает. И пусть дороги по-прежнему обходятся нам недёшево, но от тех, кто их строит и ремонтирует, требуется гарантированное качество, даже в условиях преобладающей исполнительской монополии и финансового их же лоббирования государством. А значит, можно хотя бы надеяться, что область в статусе зоны, где «лучше плохо ехать, чем хорошо идти», будет оставаться невсегда.

Оксана Гуцалюк, «УЦ».

Дороги Кировоградщины: лучше плохо ехать, чем хорошо идти?: 4 комментария

  1. В бывшем СССР стройка это всегда откат.
    Ремонт дорог сплошной даже не 10-15% откат а сплошной 50%. Все только и плачут о маленьких бюджетах, весь мир строит дороги и ремонтирует и бизнес этот приносит много денег как инвесторам так и простым работягам. Спросите не у министра а у рабочего в красной робе сколько он зарабатывает, и вы засмеетесь… В основном их заработок это левак…
    Стройте платные дороги: Кировоград только через частные дороги сможет поднять свою экономику. Примерно в 30 -х прошлого века Адольф Фашистский в Германии поднял экономику а в США примерно в это же время подняли внутрений спрос и снизили безработицу тоже строительством дорог. Правда там были общественные. Сегодня общественное призираемое — время капитала. Стройте частные дороги с палатными вьездами и удобствами.

  2. щодо Новомиргорода.
    всі знають, що ще й конфлікт був через те, що дороги ремонтував не райавтодор, а якісь вірмени, які не дотриувалися ніяких технологій. латки протрималися не 2-3 місяці, а до першого дощу.
    про це говорили тоді й на сесії міськради, й ми в газеті писали, а результату не було ніякого. говорити й про гарантію — а питати гарантію з кого?
    у Капітанівці, де є цукровий завод, постійно їздить важкий транспорт, дороги кращі, як у Новомиргороді, бо там селищний голова над кожною ямкою стоїть і працівників райавтодору просить до роботи, коли ті ямки з»являються, а не коли їздити неможливо.

  3. Чого нема в Кыровограді,того нема.

    Зато як весело співає губернатор!

  4. Все на борьбу с бездорожьем! И на халяву! Оплаты труда не будет!

Добавить комментарий