Кладбище динозавров советского периода

По дороге из Кировограда в Александрию находится ничем не примечательный посёлок Пантаевка. Непримечателен он лишь до тех пор, пока не побываешь на расположенном рядом Морозовском угольном разрезе. При виде этого громадья разум отказывается воспринимать реальные масштабы и создаётся впечатление, что стоишь у какой-то детской песочницы, где забывчивый малыш оставил свои уже надоевшие игрушки. И только когда начинаешь «включать» сравнение и находишь знакомые силуэты, вдруг понимаешь, насколько велико и величественно сие творенье рук человеческих.

Но обо всём по порядку. Дорога неспешно вела нас к какому-то старому промышленному зданию. Именно неспешно, так как выбоины, ухабы и лужи невменяемой глубины замечательно вытеснили асфальт с данной дороги. Еще минут 10 такой партизанской тропы, и мы благополучно оказались перед видавшим виды полуизъеденным коррозией шлагбаумом со строгой надписью «Вход воспрещён». Уверив себя, что мы на машине, а значит, это предостережение нас не касается, а также полагаясь на извечное «авось», мы двинулись далее, о чём пожалели метров через 200. Навстречу по колее, усыпанной гравием, надсадно пыхтя, полз в гору неопознанный поначалу автомобильный тягач, груженный уже разрезанным экскаваторным металлом. Его водитель за пару минут сообщил нам о нас так много нового, что не возникло никакого желания вступать в разговор и доказывать обратное, тем более что мы действительно помешали ему выполнять тяжелую работу. С трудом вернувшись наверх и оглядев дорогу, по которой нам не суждено было проехать, мы мысленно с благодарностью обратились к водителю старой «Татры» – проедь мы ещё сотню метров, возвращение назад стало бы, мягко говоря, очень проблематичным.

Бравая мысль «быстренько спуститься в карьер», владевшая нами еще полчаса назад, молниеносно потухла, не оставив даже тлеющего уголька. На всех подъездах к карьеру находятся домики охраны. Вот к одному из таких вагончиков мы и направились. Встретили нас достаточно строго, но не злобно. В последнее время Морозовский карьер очень популярен среди украинских любителей «индастриала». Правда, с каждым месяцем «экспонатов» становится всё меньше, а попасть к ним всё труднее. Карьер хорошо охраняется. Сверху – два поста. Охранники – отличные ребята, многие из них раньше работали здесь экскаваторщиками. Они нас просто предупредили, что спускаться вниз категорически запрещено, однако подсказали, где можно пройти поверху на безопасное расстояние к краю карьера, чтобы сфотографировать этих монстров. Подходить к краю реально страшно и опасно: обвалы на неукреплённых склонах – обычное здесь дело.

Морозовский разрез – еще одно предприятие, которое не выдержало перехода на рыночные отношения. Дело нехитрое – рынок, ничего личного, только бизнес, никакой политики. Вот и в Морозовском техника встала, персонал сократили, карьер быстро заполнился грунтовыми водами. Разрезом интересуются китайцы – они реально восприняли лучшие уроки индустриализации СССР. Хотя, скорее всего, их интересует больше соседний – Константиновский разрез. Там и ситуация получше, и техника поновее.

Если коротко вспомнить историю Морозовского разреза, то он был запущен в 1970 году. Плановая мощность – 2,75 млн тонн угля в год, а количество работающих в лучшие годы составляло 1400 человек. Уголь с «Морозовки» направлялся на ТЭЦ и брикетные фабрики, а также на завод горного воска. В 2004 году государство передало разрез в частные руки. Проработав чуть больше года, новые хозяева довели ситуацию до остановки комплекса и допустили его полное разграбление. Были раскурочены на металлолом механизмы и электрические сети, в которых присутствовал цветной металл. В 2007 году разрез опять вернулся в управление государству, но восстановление былых мощностей стало уже весьма проблематичным. С этого момента и по сегодняшний день «Морозовка» стоит на балансе государственного предприятия, которое создано специально, чтобы забрать активы, которые были в аренде. Из-за отсутствия платежей за электроэнергию в 2010 году системы водоотведения разреза были отключены, что привело к постепенному затоплению, которое продолжается и по сегодняшний день. И это несмотря на то, что подключить разрез к электроэнергии в 2010 году требовал лично вице-премьер Андрей Клюев.

В январе 2011 года Кабинет Министров издал распоряжение о начале разработки проекта ликвидации разреза «Морозовский». Этот документ поставил жирную точку в дискуссии, собирается ли государство возобновлять работу карьера. На дне осталось около 11 млн. тонн недобранного угля, ради которых теперь осушать разрез не имеет смысла. Сейчас разрез ожидает рекультивация, а всю технику режут на металлолом.

Местные жители, которых мы расспрашивали о дальнейшей судьбе разреза, верят, что технику починят и разрез заработает вновь. Но, оказавшись на месте, понимаешь, что ремонтировать тут уже нечего: от огромных машин остались лишь корпуса.

Ещё каких-то шесть лет назад эти монстры за час перегружали 5000 кубометров породы, а это – ни много ни мало – 800 полных КАМАЗов (!). Сейчас карьер затоплен и стал кладбищем для этих уникальных исполинских экскаваторов. Откуда взялись эти машины?

Тут всё непросто: техника частично немецкая (выпуска 30-х годов ХХ века), а частично советская, она помоложе. Удалось выяснить, что один из экскаваторов (DS 1500) назывался Roberts Hoffnung и работал в Бергвице (Германия) с 1929 года, однако после Второй мировой войны был разобран и вывезен в СССР в виде репараций. Оттуда же привезён и чуть меньший экскаватор DS 1000. Конвейерный мост – единственный в Украине. Тоже трофейный, со времен Второй мировой. Там он с 1929 года использовался на том же угольном разрезе Бергвиц. А теперь соединяет берега уже не нужного огромного Морозовского разреза. Все они приблизительно одного возраста и добросовестно «отрабатывали» за те разрушения, которые нанесли нашей стране немецкие оккупанты. Кстати, цифры в названии этих шагающих монстров обозначают количество квадратных метров породы, которое данный объект способен отгрузить за час! Повторяю, в ЧАС! Теперь же они морально и физически устарели и не способны выполнять свои функции, вот и разбираются на составляющие, для дальнейшей переплавки.

Конечно, главная достопримечательность карьера – огромнейший роторный экскаватор. На фотографии, если присмотреться, слева внизу стоит обычный – можно сравнить размеры. Это чудо было возможно только в СССР! Машина приблизительно 1970 года постройки. Запчасти привозили по отдельности несколько лет, и уже тут, на месте, рабочие собирали экскаватор. Весит махина 4 000 тонн. Нет, это не опечатка – четыре тысячи! Это примерно как 80 железнодорожных пассажирских вагонов. В обхвате реально почти с хрущевку-пятиэтажку. Двигался он со скоростью два метра в минуту. Медленно, но уверенно. Этот экскаватор разрабатывал карьер. Он шел по краю, срезал верхний слой, после чего драглайны (одноковшовые экскаваторы с ковшами до 200 кубометров и длиной стрелы до 100 метров) приступали к добыче угля, а он спускался на уровень ниже и копал там. На конце стрелы находилось огромное колесо – собственно ротор. Его диаметр – 16 метров. К нему крепилось 10 ковшей. Недавно их срезали на металлолом. Так сказать, выбили зубы… И воды с каждым годом всё больше. Местные говорят, глубина «высотой с три столба». А вот с зимы уровень поднялся еще метра на три, как уверил нас доброжелательный охранник. Эти кубометры выработки теперь потеряны, сейчас, конечно, проще сдавать эту чудо-технику на металлолом, чем ею добывать уголь. Это как дважды два – рентабельность и всё такое прочее… Капитализм, одним словом, закон джунглей в далёкой от этого климата Украине. Под водой – линия электропередач, конвейер и еще много чего. Тот же охранник уверял, что ещё весной были видны верхушки электрических опор последнего затопленного яруса. Почти утонул и один из шагающих экскаваторов. На фото они кажутся маленькими. На самом деле его стрела (а это не самый большой экскаватор) 70 метров, ковш – 10 кубов. Издалека они действительно напоминают скелеты каких-то динозавров. Или жирафов. Да, вымирающая индустриальная советская Эпоха выглядит для сваливающихся в феодализм жителей экс-советских республик именно так – словно после взрыва нейтронной бомбы. И все норовят унести свой кусочек бывшего социализма, хотя бы в виде металлолома.

А ведь были идеи использования этого рукотворного чуда. Как-то Степан Цапюк, в одну из своих мэрских каденций, предлагал напоить Александрию водой из «Морозовки». Экспертиза показала, что вода, отфильтрованная каолиновыми глинами (именно поэтому имеющая фантастически неестественный голубой цвет), почти не требует дополнительной очистки, а новый водовод длиной около двух десятков километров – не самое «неподъёмное» для бюджета капиталовложение. Однако идея так и осталась на бумаге, а александрийцы по-прежнему пьют днепровскую воду. Или вот, например, в России, на подобном отработанном разрезе, устроили центр экстремального туризма. На самОм подмосковном монстре вместо сдачи отработавшего свой срок металла мёртвым экскаваторам дали вторую жизнь, оборудовав дополнительными устройствами, гарантирующими безопасность. Теперь там можно и индустриальным альпинизмом заниматься, и банджи-джампингом (прыжками вниз с привязанным к ногам резиновым канатом). Судя по интернет-рекламе, стоимость посещения такого места отдыха колеблется от 20 до 200 долларов, в зависимости от «потребляемых» услуг. Чем больше экстрима – тем дороже. А мы ищем туристические достопримечательности на Кировоградщине, рисуем на тротуарах…

Алексей Гора, идея Александра Виноградова, фото Елены Карпенко, «УЦ».

Кладбище динозавров советского периода: 3 комментария

  1. Какие китайцы?…Они уже начали возвращать капитал на родину,ибо з\плату в самом Китае пришлось для квалифицированной рабсилы поднять.Другое дело с\х:такую массу народа надо чем-то кормить.Вот и находятся всякого рода окологосударственные деятели,отдающие в долгосрочную аренду наши земли, тем же китайцам.А через 5 лет,они станут гражданами Украины.Перспективу разумеешь,поющая оду чиновница,пишущая «Историю одного города»,название которому Глупов?

Добавить комментарий