Центр реабилитации детей-инвалидов: мы развиваемся

Скандалы, сотрясавшие учреждение в конце прошлого — начале нынешнего года, утихли, наступило время плодотворной работы. Сегодня в Центре социальной реабилитации для детей-инвалидов Фортечного района г. Кропивницкий числятся более 50 детей с различными диагнозами. Из них 25 человек посещают занятия ежедневно.


— Буквально на прошлой неделе начала свою работу третья группа полного дня, - рассказывает директор центра реабилитации Лилия Мисюня. — В нее ходят малыши от 2 до 4-5 лет.

В каждой из групп детей, находящихся в центре реабилитации полный день (с 8 до 18 часов), по 8 человек.

— Кажется, что это мало, - говорит Лилия Валерьевна. — Для сравнения: в обычной группе детского садика допускается пребывание до 30 человек одновременно. Но мы не можем себе позволить так нагружать воспитателей, ведь наши дети — особенные. Первую группу посещают детки с ДЦП и другими физическими нарушениями, вторая почти полностью состоит из детей-аутистов. Многие из детей, зачисленных в центр, посещают только некоторые занятия или специалистов, например, занимаются с логопедом.

Самые насущные проблемы, с которыми сталкивался центр реабилитации, наконец-то решены. Детей из обоих районов Кропивницкого доставляет социальный транспорт, питание предоставляется школой № 9. Летом помещение центра реабилитации отрезали от центрального отопления и подключили к мини-котельной 13-й школы. Есть еще одна серьезная проблема: в актовом зале на втором этаже здания течет крыша.

— Уже есть проектно-сметная документация, средства на капитальный ремонт этой части здания будут заложены в городском бюджете на 2017 год. После ремонта в актовом зале мы сможем устраивать больше совместных праздников для родителей и детей, — говорит Лилия Мисюня. И тут же добавляет: — А кроме этого, я буду добиваться, чтобы центру реабилитации купили собственный автобус, оборудованный для перевозки инвалидов-колясочников. Я узнавала, сколько такой стоит — 1 млн 680 тыс. грн. Для городского бюджета при нынешних условиях его наполнения это совсем немного. Да, к автобусу нужно будет ввести в штат должность водителя. Но зато у нас будет собственный нормальный транспорт, который будет подвозить детей в центр и разво­зить по домам, в котором мы сможем ездить на экскурсии, на прогулки, на прочие мероприятия. Сейчас, чтобы повезти детей на экскурсию, мы просим городские власти выделить троллейбус. Загрузить в него детей в инвалидных колясках — та еще работа, но остальной общественный транспорт вообще для подобного не приспособлен. А наши подопечные часто выезжают за пределы центра реабилитации. Несколько дней назад мы были на Дворцовой, детям устроили бесплатную фотосессию на аллее зонтиков, а до этого — посещали «Ласку», пожарную часть. Для детей-инвалидов такие поездки очень важны, ведь большую часть времени они вынуждены находиться в четырех стенах.

В холле центра реабилитации теперь находится расписание занятий для всех групп. Благодаря этому родители знают, чем именно занимаются их дети. Кроме индивидуальной программы реабилитации (ИПР), выдаваемой врачом, на учете у которого состоит ребенок, в центре на каждого ребенка заведена еще одна, внутренняя ИПР. Ее заполняют воспитатель группы и специалисты, отмечая прогресс ребенка в том или ином направлении. Еженедельно собирается комиссия из числа воспитателей, методистов и специалистов — для того, чтобы обсудить методы работы с тем или иным ребенком. Еще одно нововведение — дневники взаимодействия.

— Между учреждением и семьей должна быть преемственность, - отмечает Лилия Валерьевна. — Чтобы ее обеспечить, воспитатели ведут дневники взаимодействия на каждого ребенка. В дневник записывается, чем ребенок занимался, что изучал, как себя вел. Родитель, прочитав это, может повторить с ребенком пройденное вечером или в выходные, а также записать, что ребенок делал дома. Эта информация тоже важна для реабилитации, воспитатели используют ее на занятиях. Так у детей тренируется память, устанавливаются логические и эмоциональные связи одного события с другим.

Активно работают не только педагоги, но и сами дети. В начале осени воспитанники центра реабилитации преподнесли своим родителям подарки — кабачки и фасоль, выращенные своими руками во дворе детского сада. Полным приключений оказалось посещение муниципального рынка и супермаркета АТБ, где дети учились покупать продукты и взаимодействовать с окружающими. Правда, реакция родителей на введение трудотерапии была неоднозначной:

— В соцсетях я встречала возмущенные комментарии некоторых родителей на эту тему, - говорит директор центра реабилитации. — Честно говоря, подобная реакция вызывает у меня искреннее недоумение. Почему-то не считается зазорным обычного, нормально развивающегося ребенка приучать к работе по дому, к порядку.  Мы учим детей заправлять постель, мыть после себя тарелку, помогать взрослым при уборке в доме. Это нормально, это естественная часть процесса воспитания. Особенных же детей многие тщательно оберегают от труда, тем самым урезая их возможности. Пример: одно время в центре с детьми занимались педагоги со станции юных техников. Это прекрасные специалисты, видно, что они любят детей. Но они не привыкли работать с особенными детьми, они просто не знают, как с ними быть. Они делают заготовки для красивых моделей, но наших детей сначала нужно научить держать в руках ножницы, потому что дома их этому не научили, боясь, что ребенок поранится.

Воспитанники и педагоги центра реабилитации вынуждены преодолевать и совсем неожиданные препятствия в своей работе. Одно из них — гигантский разрыв между современной медицинской наукой и старыми, доставшимися с советских времен методиками и протоколами работы с детьми-инвалидами. В эпицентре этого конфликта — аутисты.

— Начнем с того, что такая патология, как детский аутизм, была признана в нашей стране около 20 лет назад, - отмечает Лилия Мисюня. — А методики обучения так и не были разработаны. По сути, у нас на вооружении лишь советская дефектология. На Западе же, где это состояние исследуется более 70 лет, имеются десятки различных методик социализации таких детей. В прошлом месяце в нашем центре давали лекции специалисты по методике TOMATIS. Это эффективная методика, но она, как и прочие, требует наличия специальных средств и обученных педагогов. И приспособления, и обучение стоят внушительных денег. Мы не можем полностью внедрить ни одну из западных методик работы с аутистами ввиду банального отсутствия финансов. Но доступные нам методы активно заимствуем.

Один из таких методов — занятия на балансировочной доске. Его суть проста — стоя на небольшой качающейся доске, ребенок должен выполнить одно или несколько заданий, например, метнуть мячик в указанную карточку с цифрой. Такие занятия одновременно активизируют разные отделы мозга.

— Наверное, самая серьезная проблема у детей-аутистов — это нарушение сенсорного восприятия, - отмечает Мисюня. — Они не ощущают собственного тела, из-за чего появляются странные формы поведения — постоянные прыжки, необычная реакция на боль или прикосновение. Иногда дети даже намеренно делают себе больно. Родителям этих детей мы советуем как можно чаще обнимать их, гладить, делать массаж. А в центре реабилитации есть специальная комната для сенсорной терапии, фактически она — сердце этого учреждения.

Скажем честно, находиться в сенсорной комнате очень приятно. Одна из ее функций — успокоить ребенка, дать ему ощущение защищенности. Поэтому здесь вся мебель мягкая, во время занятий используют приглушенный свет. Любимое детьми место — мягкий бассейн, наполненный шариками. Занятия сопровождаются соответствующим звучанием — шум волн, щебет дельфинов. Рядом с сенсорной комнатой — кабинет, оборудованный по методике Монтессори. В нем игрушки, но главная достопримечательность — опять-таки, доска. На ней — дверная ручка, замок с ключом, шпингалет и еще несколько разных типов замков и защелок, маленький ящичек с секретом. Каждый из нас ежедневно по несколько раз пользуется подобными приспособлениями на уровне автоматизма, не замечая всей их сложности…

Существование центра реабилитации для детей-инвалидов облегчило работу и школьным педагогам: из 25 детей, ежедневно, посещающих учреждение, 17 зачислены в 1-ю спецшколу на индивидуальное обучение.

— При таком формате педагог должен ходить домой к ребенку, - говорит директор центра. - Но это и дополнительное время на дорогу, дополнительные расходы. В нашем центре учитель может позаниматься с несколькими детьми, избежав всего этого.

В общем, центр социальной реабилитации развивается и потихоньку разрастается. Его услуги востребованы, а само его наличие дает родителям особенных детей если уж не шанс на выздоровление, то возможность чуть более уверенно смотреть в будущее. А это дорогого стоит.

Виктория Барбанова, фото Олега Шрамко, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 44

Добавить комментарий