Боль каждой армянской семьи

Приближается 24 апреля — день памяти жертв Геноцида армян. Ровно через год, в 2015-м, будет ровно сто лет этой чудовищной трагедии. Каждый армянин чтит память о погибших, которые есть в каждой их семье, в каждом роду, где бы они сегодня ни жили. В этот день сотни тысяч армян, в том числе и представители диаспоры, в траурном марше движутся к Мемориалу Геноцида армян Цицернакаберд в Ереване. Море цветов у вечного огня создает впечатляющую атмосферу.

Когда началась Первая мировая война, младотурецкое правительство, надеясь сохранить остатки ослабленной Османской империи, приняло на вооружение политику пантюркизма — создания огромной Турецкой империи, вобравшей в себя все тюркоязычное население Кавказа, Средней Азии, Крыма, Поволжья, Сибири и простиравшейся до границ Китая. Политика пантюркизма предполагала тюркизацию и исламизацию всех национальных меньшинств империи. Но армянское население, стремящееся к сохранению собственной независимости, стало главным препятствием для реализации этого проекта.

Хотя решение о депортации всех армян из Западной, или Малой Армении (Восточная Турция) было принято в конце 1911 года, младотурки использовали начало Первой мировой войны в качестве удобной возможности для его осуществления. 24 апреля 1915 года арестом и последующим истреблением около тысячи представителей армянской интеллигенции, в основном из столицы Османской империи Константинополя (Стамбула), начался первый этап уничтожения армянского населения. Вторым этапом «окончательного решения» армянского вопроса был призыв в турецкую армию около 300 000 армянских мужчин, которые позднее были разоружены и убиты своими турецкими сослуживцами. Третий этап Геноцида ознаменовался резней, депортацией и «маршами смерти» женщин, детей и стариков в сирийскую пустыню. Во время этих маршей сотни тысяч людей были убиты турецкими солдатами, жандармами и курдскими бандами. Другие погибли от голода и эпидемий. Тысячи женщин и детей подверглись насилию. Десятки тысяч были насильственно обращены в ислам.

В канун Первой мировой войны в Османской империи жило два миллиона армян. Около полутора миллионов было уничтожено за период с 1915 до 1923 года. Оставшиеся полмиллиона армян были рассеяны по всему миру.

Первая международная реакция на насилие была выражена в совместном заявлении России, Франции и Великобритании в мае 1915 года, где зверства против армянского народа были определены как «преступления против человечества и цивилизации». Стороны считали, что турецкое правительство должно быть наказано за совершение преступления. Однако лишь через 50 лет, 24 апреля 1965 г., в советской Армении были организованы первые демонстрации с требованием признания Геноцида армян. Таким образом была разрушена стена молчания, созданная вокруг этого вопроса в годы советской власти.

О том, как это было на самом деле, свидетельствуют воспоминания очевидцев, фотографии и документы, собранные в музее Геноцида армян, одно из которых мы решили опубликовать.

«Начался погром на улице, в домах, раненые бежали кто куда… Часть мужчин селения отвели в церковь и заперли. Были последние дни рамазана. Утром, в половине одиннадцатого, вывели из церкви вереницу мучеников. Впереди, связанные по рукам и привязанные друг к другу, шли два священника, за ними и другие в таком же порядке.

Позади всех вели моего седовласого деда и били его. Их повели в ущелье Ягны Гисари, что в десяти минутах ходьбы. Я наблюдал из окна дома. Там, на бойне, мучеников поставили на колени, лицом к востоку, и над их головами взвились шашки, лопаты, заступы, камни и палки.

Растерзанные на куски тела валились на землю, и наступившая ночь прикрыла своим черным покровом это неслыханное злодеяние.

Толпа вернулась в селение. Очередь была за женщинами. Красивые молодые женщины и девушки уродовали свои лица. Не могу забыть дочь цирюльника, Сирануш, которая пыталась сжечь себе волосы, сама вспыхнула и, заметавшись, пала жертвой огня. То была ночь беспросветного горя. Армянская честь была безжалостно поругана. Ограбление имущества и похищение женщин стало обычным явлением. Через несколько дней те, кто остались, разбрелись по турецким селам. Уплатив крупную сумму денег, я укрылся в доме знакомого аги-турка, где и пробыл продолжительное время. Таким было наше насильственное выселение, и так оно происходило во всех других армянских селениях Болука. Наши богатства ограбили, торговали честью наших сестер, продавая их за серебряную монету или за полтора фунта табаку.

Ужасная трагедия повторилась 8-го февраля 1916 г., несмотря на то, что мы все переменили религию. Мужчин, оставшихся в небольшом числе, опять увели на богазлянскую бойню, а детей с завязанными ртами, в полумертвом состоянии, вместе с женщинами закопали в землю живыми». «Геноцид армян в Османской империи», под.ред. М.Г.Нерсисяна, М.1982.

О Геноциде армян можно говорить с любым представителем этого народа, потому что и в самом деле нет ни единой армянской семьи, в которой не было бы родственников, которые погибли за свой народ, за его самобытность и независимость. Нашим собеседником стал Бабкен Казарян — неравнодушный человек, которого прекрасно знают кировоградские садоводы как хозяина уже известного многим питомника фруктовых и декоративных деревьев.

— Я хотел бы, чтобы то, что произошло с армянским народом, ни с кем и никогда больше не повторилось, чтобы ни один народ не пострадал. Чтобы люди поняли, что нельзя убивать человека только за то, что он принадлежит к другой нации. Этого больше нельзя допустить.

В XI веке из Центральной Азии на территорию Малой Азии стали переселяться турки-сельджуки. До этого на территории современной Турции существовало два государства — Византия и Армения. Турки сначала завоевали и подчинили себе Византию, уничтожив ее народ и создав Османскую империю, потом подошла очередь Греции, Болгарии…Турки стали в завоеванных странах насаждать свою веру — ислам. Те страны, которые не подчинялись, начали уничтожать. Однако Греция в 1832 г. отвоевала у Османской империи свою независмость, а Болгарии на это понадобилось еще чуть не столетие (лишь в 1908 году Болгария стала независимым царством. — Авт.).

В 1915 году, в ходе Первой мировой войны, турки под предводительством Энвера, Талаата и Джемаля запланировали уничтожение целого народа — армян. Сначала уничтожили интеллигенцию — цвет нашей нации. Потом призвали в армию мужчин — и вырезали всех, чтобы армянский народ не имел продолжения рода. Затем так же планомерно, под прикрытием переселения, стали уничтожать стариков, женщин, детей… Как говорят, нет народа — нет проблемы. Армян уничтожали, чтобы Армения не смогла стать независимым государством, иначе турки потеряли бы 40-50 % своих земель. Армянское население депортировали в пустыню Дер-Зор, расположенную на территории современной Сирии. Половина людей погибла по дороге от насилия и издевательств, остальные — в самой пустыне от болезней, голода и жажды. Тысячами — по 40-50 тысяч — их хоронили в больших ямах и пещерах, и сейчас пустыня Дер-Зор — это место паломничества армян, чтобы отдать дань памяти погибшим. Буквально за пару месяцев турки уничтожили 1,5 миллиона армян, забрав их территорию. Однако до сегодняшнего дня Турция не признает факт Геноцида нашего народа. Поэтому об этом нужно рассказывать всем, чтобы такая история больше не повторилась.

— С уничтожением населения произошли и территориальные изменения некогда крупного государства?

— Вообще от многих территорий той Армении остались немногие населенные пункты — несколько сел в областях Васпуракан, Сасун… А ведь только нагорная часть Армении была такой, как сегодняшняя Украина. Теперь армяне живут по всему миру — в Америке, в Европе, в Украине нас с радостью приняли, особенно в Западной. Во всем мире нет ни одной семьи, у которой бы не погибли родственники в те трагические дни.

— А откуда идет ваш род?

— Я родом из Арташата. В нашем городе очень много людей, предки которых переселились туда из Турции еще в 1828 г. благодаря великому русскому поэту и дипломату Грибоедову. (Согласно Туркманчайскому мирному договору, в течение года армянам — жителям тогдашней Персии — было разрешено переселиться на территории севернее реки Аракс, которая в то время стала новой русско-персидской границей. — Авт.) Этот поистине святой для армян человек спас около 100 тысяч людей, активно способствуя их переселению на территорию современной Армении. Поэтому в Армении, как и в Грузии, и в России, очень чтут Александра Грибоедова, в центре Еревана установлен памятник ему, его именем названы улицы во многих городах.

— Как чувствуют себя армяне, волею судьбы оторванные от своей родины?

— Так сложилось, что по всему миру живет больше армян, чем в самой Армении. И теперь у нас у многих две родины: историческая и то место, где мы живем. Так что мы богатые люди в этом отношении.

— Как принято в дни памяти Геноцида поминать погибших в то страшное время? Есть ли какие-то традиции?

— Геноцид армян признан более чем 20-ю государствами мира, а в некоторых европейских странах, например, во Франции, Швейцарии, факт отрицания Геноцида армян (как и Холокоста — уничтожения евреев. — Авт.) является уголовно наказуемым преступлением и влечет за собой крупные денежные штрафы и даже тюремное заключение. В Ереване есть Мемориал памяти Геноцида армян — Цицернакаберд, во многих странах также установлены памятники жертвам Геноцида, и каждый год 24 апреля там проходят памятные мероприятия, чтобы люди знали и помнили свою историю, свои корни… Люди приносят цветы, зажигают свечи…

У нас в Кировограде большая армянская диаспора, здесь мы обрели свою вторую родину. И мы хотим, чтобы городские власти нам выделили небольшой участок земли, на котором мы установим памятный крест. Это нужно для того, чтобы наша молодежь каждый год вместе с украинскими, и не только украинскими, друзьями тоже могла отдать дань памяти погибшим в те страшные годы.

Мы надеемся, что к 100-летию Геноцида памятник будет установлен. Средства на него будут собраны нашей армянской общиной, как только будет выделено место и мы определимся с необходимой суммой.

Ольга Березина, «УЦ».

Добавить комментарий