Все жанры, кроме скучного

Сначала историю нашей газеты за прошедшие двадцать лет я хотел описать, используя известный роман Дюма «Двадцать лет спустя». Названия многих глав вполне описывают и события из жизни «УЦ», и стиль и характер деятельности. Например, «Тень Ришелье», «Ночной дозор», «Два старинных врага», «Д’Артаньян в затруднительном положении, но один из наших старых знакомых приходит ему на помощь», «Перо и угроза иногда значат больше, чем шпага и преданность» и даже «Как Д`Артаньян, встретившись с Портосом, убедился, что не в деньгах счастье». Но передумал. Все же это литература, а мы тут журналистикой занимаемся. Поэтому решено было описать житие-бытие газеты в эти 20 лет с помощью различных жанров этой одной из древнейших профессий.

Для тех, кто не в курсе, жанр — это «устойчивая группа публикаций, объединенная сходными содержательно-формальными признаками». Что тут непонятного? Мы этих устойчивых групп публикаций много произвели на свет. Как минимум, освоили, потому как среднестатистическая провинциальная газета использует в своей работе два-три жанра всего. Но это не о нас. О нас — ниже. Итак, жанр первый.

Заметка

24 декабря 1993 года вышел в свет первый номер новой газеты «Украина-Центр». У истоков ее стоял предприниматель Александр Васильевич Никулин. Первым главным редактором стал Виталий Семенович Цыпин. Газета зарегистрирована как всеукраинская, выходящая на русском и украинском языках.

Колонка, она же передовица

Вся прогрессивная общественность Кировоградской области по достоинству оценила появление нового качественного издания на рынке нашей прессы. С первых же выпусков издания можно ощутить видение его руководством непростых процессов, происходящих в городе, стране и мире. Авторам статей присуще понимание, что наша печать должна всесторонне и глубоко раскрывать опыт различных организаций по руководству хозяйством, смело вскрывать недостатки, помогать организациям быстрее устранять эти недостатки.

Несомненен вклад новой газеты «Украина-Центр» в дело интернационализма, укрепления связей между различными национальностями нашей Родины. До появления газеты «Украина-Центр» в Кировоградской области не было ни одного общественно-политического издания, выходящего на русском языке. Теперь эта недоработка, этот недочет, перегиб и искривление курса исправлены.

Но есть и недостатки. Так, не все коллеги оценили кадровую политику новой газеты, прямо направленную на ослабление других существующих изданий. Лучшие журналисты массово начали переходить в «Украину-Центр». Не может не радовать забота руководства о создании достойных условий для своих сотрудников, однако огорчает, что у других газет начались проблемы с персоналом.

Но так или иначе, Кировоградщина приветствует создание новой газеты и желает ей творческих успехов!

Очерк

Мы в этой газете никогда не старались следовать словам Михаила Зощенко: «Я пишу фразой, доступной бедным». Гораздо чаще мы следовали словам Владимира Ленина. Публицистика «…должна быть популярной, в смысле доступности миллионам, но отнюдь не впадать в популярничанье. Не опускаться до неразвитого читателя, а неуклонно — с очень осторожной постепенностью — поднимать его развитие».

Это удавалось «УЦ» в разной степени. Однако немало профессоров и докторов наук по собственной инициативе у нас печатались, вероятно, о чем-то это все же говорит.

На момент появления «Украины-Центр» рынок печати Кировоградщины бурлил. Еще за два года до этого знаменательного события в областном центре издавалось всего две газеты — «Кіровоградська правда» и «Молодий комунар». Плюс еще внутренние многотиражки и малотиражки крупных заводов.

Но уже к концу 1993 года успешно выходили «21 канал», «Вечірня газета», «Народне слово», «Діалог». Среда уже была конкурентной. «Украина-Центр» уверенно заняла свою собственную нишу, и не только на местном информационном рынке. Имея статус всеукраинский, она старалась ему соответствовать. У газеты были собственные корреспонденты в большинстве украинских городов — Львове, Донецке, Харькове, Симферополе, во всех соседних областных центрах центра Украины. В Киеве работал отдельный корпункт с несколькими журналистами. Тираж быстро вырос до 80 тысяч. Еженедельную развозку газеты по стране обеспечивали десятки автомобилей.

Со временем газета стала прирастать «дочками». Так появились чисто кировоградская газета «Ведомости», спортивная «Спортревю», утреннее понедельничное издание «УЦ-Репортер». Не все дожили до сегодняшнего дня, увы. Мир слишком стремительно меняется. Интернет ослабляет позиции бумажной прессы. Плюс конкуренция, которая на Кировоградщине особенно сильна.

Почему-то так сложилось, что издание газет кажется многим денежным кировоградцам легким делом. Чего там — понабирал из Интернета заметок «про Киркорова», «пираний в Днепре» и «чупакабру в Ольшанке» — и все, печатай и знай стриги деньги с рекламодателей.

Еще многим кажется, что, имея собственную газету, они быстро заполучат общественно-политический вес, и кировоградцы на следующих выборах будут просто умолять издателя газеты стать народным депутатом или мэром.

Итогом всего этого стало просто чудовищное количество газет, зарегистрированных в одном маленьком Кировограде. Их несколько сотен! Если суммарно сложить тиражи всех зарегистрированных у нас и ни шатко ни валко издаваемых газет, цифра перевалит за миллион. Притом что население области уже меньше миллиона…

Но настоящий читатель давно все для себя понял, он знает, где настоящая солидная газета, а где бумага для заворачивания селедок.

А опыт, опыт-то у газеты какой! На момент выхода «УЦ» была моложе знаменитой газеты «Таймс» в 208 раз. Сейчас же наше издание всего в десять с небольшим раз более юное! Вот это прогресс! Ну а по сравнению с газетой «Правда», первым редактором которой был наш земляк Лев Троцкий, мы моложе всего впятеро с небольшим.

И сколько же написано за это время, надеемся, интересных, нужных, познавательных материалов! В романе «Война и мир» Льва Толстого примерно три миллиона триста тысяч знаков. За 20 лет существования газеты «Украина-Центр» в ней напечатано статей, заметок и прочего объемом примерно как сто романов «Война и мир».

Оцените труд, господа.

Фельетон

Самый редкий жанр в кировоградской прессе. Почти забытый, почти умерший. Оно и понятно. «Обслужить читателя с точки зрения смеха, — так это формулировал Михаил Зощенко, — самая сложная задача из всех возможных в журналистике». Мы вот тоже, соразмерив свои скромные возможности в этом плане, лучше сразу перейдем к следующему жанру:

Некролог

Не дождетесь.

Гонзо

Еще реже, чем фельетон, в кировоградской прессе встретишь этот жанр. Рискну громко заявить, что в наших газетах лишь «Украина-Центр» отчасти практикует этот жанр и стиль. Гонзо — это направление в журналистике, представляющее собой глубоко субъективный стиль повествования, ведущегося от первого лица, в котором репортёр выступает в качестве непосредственного участника описываемых событий и использует свой личный опыт и эмоции для того, чтобы подчеркнуть основной смысл этих событий.

Мы у себя не говорим так мудрено научно. Мы в редакции чаще употребляем понятие «авторская журналистика». Она не только в том, что читатель с первых предложений узнает стиль журналиста. Не только. Мы не стесняемся сказать и показать, как к происходящему, описываемому относится автор. Не боимся употреблять местоимение «Я» в своих рассказах. Чаще всего в репортажах. Из последних таких мне помнится отчет о поездке на фестиваль арбузов в Голой Пристани. Можно о фестивале было рассказать цитатами из выступлений первых лиц и фотографиями. Но, чтобы передать дух места и праздника, я приводил и обычные бытовые подробности: «Купил просто чудовищную порцию вкуснейших вареников с картошкой — двадцать вареников — всего за десять гривен и не смог осилить, несмотря на свой рост и размеры и дальнюю дорогу за плечами».

«Видел даже сорта арбузов «Продюсер» и «Змея Грузии»! Так и называются. Сказать, что я их перепробовал, — не могу, потому что ел, не всегда успевая узнать сорт. А самый популярный сорт, как показалось, — это «Восток», он наилучшие результаты показывает на этой земле. Белые арбузы, которые продавали на фестивале, мне показались вкуснее, чем те, которые иногда можно встретить и у нас».

Нам кажется, что без таких подробностей, без личного взгляда журналиста газета выглядит более сухой. Хотя это не «гонзо» в чистом виде. Есть классический образец жанра, откуда все и пошло, — репортаж Хантера Томпсона о скачках в Кентукки. В общем, по-настоящему они выглядят не так, как показывают гламурные журналы. Настоящая атмосфера там — пьяный угар, мат, драки, причем автор во всем этом участвует по полной, просыпается на полу в баре и т.д.

Но это не совсем наш стиль. Мы все же лучше о вкусе арбузов в деталях будем рассказывать.

Утка

Это тоже абсолютно не наш стиль. Даже если наш почтовый     ящик будет переполнен письмами читателей с просьбой рассказать, что на самом деле Борис Моисеев инопланетянин, мы этим не будем заниматься. Извините, для этого ищите себе другую газету.

Расследование

Путем долгих и сложных изысканий, полных опасностей приключений нам удалось выяснить, что все двадцать лет в газете проработали всего несколько человек. Журналистов среди них нет. «Ни один не выжил!» — предположите вы. Конечно, все именно так. А вот наши мастера компьютерного дизайна и верстки Сергей Стеценко и Павел Волошин, секретарь Елена Барбанова и корректор Наталия Лупан отпахали все 20 лет. Как им это удалось, они не признались даже под жесточайшими пытками и под угрозой отключения Интернета. Поэтому…

Интервью

…с ними не получилось. Ну да и что вам про интервью рассказывать? Журналист задает вопросы, визави отвечает ему. Хотя не случайно многие журналисты считают именно интервью самым сложным жанром. Задавать нужные и в этот момент самые правильные вопросы — искусство. За двадцать лет интервью у нас было множество, не сосчитать. Нам их давали президенты и кандидаты в президенты, звезды музыки и сцены, великие спортсмены и простые труженики совсем не поэтических отраслей народного хозяйства.

Жанров журналистики еще много разных есть. Рецензия, комментарий, обзор печати и т.д. Все они часто или не очень встречаются в нашей газете. Одному лишь жанру не место на страницах «УЦ». Пасквилей у нас вы точно не встречали. И не встретите. Это мы вам обещаем.

Геннадий Рыбченков, «УЦ».

Добавить комментарий