Админреформа без перспективы?

На прошлой неделе Кировоградский облсовет прокатил утверждение перспективного плана добровольного объединения общин региона, если кому-то это ничего не говорит — речь об одном из этапов пресловутой децентрализации. «За» проголосовали только 32 избранника при 51 необходимом для принятия решения голосе.


Вообще мы довольно много разных людей навыбирали в местные и не только советы, и они постоянно там за что-то голосуют. Или нет — голосуют часто непонятно почему. Чтобы сделать работу представителей народной, то есть нашей с нами, воли, более понятной, «УЦ» открывает новую рубрику, название и суть которой вдохновлены председателем главного совета страны Владимиром Гройсманом — перед тем, как поставить вопрос на голосование, он временами приглашает на трибуну сторонников и противников его принятия — по два. Чтоб аргументировали. Итак, словами спикера: «Два за, два против».

Сегодня у нас дают пояснения депутаты областного совета, по-разному голосовавшие за упомянутое выше решение. О том, что общинам (селам, поселкам, городам) в рамках административно-территориальной реформы предлагается объединяться, укрупняться, мы писали неоднократно. Цели и задачи понятны: чтобы возможностей у них стало больше, а чиновников сельсоветов и прочая за деньги местных бюджетов, которых и так мало, кормить меньше. Правда, на практике с предусмотренной соответствующим законом добровольностью объединения, похоже, вышел конфуз — об этом говорят и те, кто проголосовал «за», и те, кто «против».

«За»

Валерий Манухин, экс-руководитель Ленинского районного в Кировограде совета с почти 20-летним стажем, в 2010 году вошедший в облсовет по списку Партии регионов, считает, что принятие перспективного плана дало бы сигнал Киеву, что наш регион готов к дальнейшему реформированию, мы готовы получать в этом вопросе поддержку от государства и осенние выборы провести уже на новой основе. При этом депутат подчеркивает, что непроголосованный документ — только старт, один из необходимых этапов реформы, и его принятие не означало бы, что все останется так, как написано в проекте. По его мнению, то, что голосование фактически было сорвано, свидетельствует о том, что в местных администрациях и советах думают о сохранении собственного положения и бюджетов, а не о благосостоянии вверенных территорий и их жителей.

— Не проработали пошагово. Времени было достаточно, чтобы посмотреть, сделать схему и посоветоваться с людьми, провести общественные слушания. А если кто-то утверждает, что их провели, они лукавят. Люди на местах говорят, что ничего не делалось, — утверждает Манухин.

Еще один голосовавший «за» — депутат облсовета, представитель «Батьківщини» и директор Кировоградского института регионального управления и экономики Университета современных знаний Игорь Добрянский уверен, что существующая система предоставления административных услуг себя исчерпала, и без укрупнения, передачи полномочий и финансов на места мы, дословно, «и дальше будем топтаться в этом болоте». Причины провала голосования он видит в слабо проведенной на местах разъяснительной работе — поскольку реформ, по его мнению, народ сторонится, как чумы, и в саботаже отдельных сельских голов, которые боятся за свое положение.

— 5-7 душ в сельсовете обходятся общине в сотни тысяч гривен. Реформы начинаются либо тогда, когда денег очень много, либо тогда, когда их нет. У нас второй случай, — подытожил Добрянский.

«Против»

Голосовавший против принятия перспективного плана Михаил Захаренко — директор школы из села Солгутово Гайворонского района, избранный в 5 мажоритарном округе области, как оказалось, во многом согласен со своими визави. Да, реформа нужна, да, есть масса примеров общин по его родному Гайворонскому району, которые не являются самостоятельными и живут за дотации с субвенциями. Но реформу, по мнению депутата, нужно начинать с инициативы самих жителей объединяемых общин, а на этапе обсуждения плана, по его данным, собирались в лучшем случае сельсоветы и принимали решение за жителей.

— Мы не готовы к решению на этом этапе. Давайте проведем в каждом селе сходки, опросим людей, определим сроки для того, чтобы все обсудить и определиться. Я за то, чтобы автомобиль ехал, но на зеленый свет, — говорит Захаренко.

У «мажоритарщицы» из Александрии Людмилы Давыденко, также голосовавшей «против», другие доводы. По ее мнению, в стране до сих пор отсутствует полноценная законодательная база реформы. Для изменения административно-территориального устройства Верховной Раде, во-первых, нужно менять Конституцию, во-вторых, принять еще около 50 законов, а уже принятый закон о добровольных объединениях территориальных общин не может действовать одновременно с законом 1997 года о местном самоуправлении, который тоже нужно менять, утверждает депутат. К тому же она считает, что объединенная комиссия, созданная в области на подготовительном этапе, не советовалась с общинами на местах, в частности, с александрийцами.

— Нельзя за несколько месяцев, под выборы, объединить общины. Я думаю,это работа уже следующих советов, в том числе областного, — считает Давыденко.

Андрей Трубачев, «УЦ».

Добавить комментарий