Автостопом по Европам

Из Польши в Германию, оттуда — в Нидерланды, Бельгию, Францию и Италию до самого Неаполя, а затем назад через Австрию и Чехию. Проделав долгий и увлекательный путь, двое студентов КГПУ привезли массу впечатлений и невероятный рассказ о том, каково это — путешествовать по Европе автостопом.


— Эта идея стрельнула нам с одногруппником в голову во время зимней сессии, — рассказывает один из участников путешествия Вова Люненко. - Это была трудная сессия, и как раз примерно в это время я увлекся просмотром видео в режиме go-pro на «Ютубе». В этом формате путешественники часто снимают свои сюжеты, я смотрел их и думал — вот люди путешествуют, прыгают с парашютом, летают на парапланах. А чем мы хуже? Надо и нам что-то подобное устроить. Сначала у нас с Вовой (моего сотоварища зовут так же, как и меня) была идея двинуться на восток — через Россию в Грузию, затем Турция, а через нее в южную Европу — Болгария и т. д. А потом решили, что раз уж въезжать в Европу, то пусть вся поездка будет по Европе. Планировали осуществить ее летом, но не смогли из-за проволочки с оформлением виз.

Валюта в стеклотаре и бесплатная еда

— Если честно, то все земляки, которых мы встречали там, сначала говорили нам: «Вы, конечно, молодцы, что решились на такое путешествие, это море впечатлений и все такое прочее», а потом добавляли: «Но вы полные … (вырезано цензурой), что поехали без денег».

— А вы действительно поехали без денег? Решили устроить эксперимент?

— Да нет, кое-какая мелочь в начале поездки у нас была. Было 15 евро и что-то около 70 злотых, которые мы поменяли на границе. Но практически сразу после въезда в Польшу, на третий день путешествия, нас оштрафовали местные полицейские.

— За что?

— За глупость. Ходили по автобану у Лодзи, пытались поймать машину. Естественно, не поймали. Зато кто-то из водителей оперативно сдал нас копам, те выписали штраф по 50 злотых на каждого. И тут началось веселье, так как оказалось, что хоть Польша и в Евросоюзе, но в ней упорно рассчитываются злотыми, евро нигде не принимают. Копы полдня с нами маялись, пока все-таки не додумались подойти в обменник. Но мы все равно остались без денег.

— И каково ездить по Европе без денег?

— По-разному. После инцидента с польской полицией нам таки удалось поймать машину, водитель-литовец довез нас практически до Берлина. Это было самое большое расстояние, которое мы преодолели на одной машине, — больше 400 км. А всего за время путешествия мы сменили 25 машин, из них один грузовик. В самом Берлине мы посмотрели рейхстаг и Бранденбургские ворота. Это, наверное, самый скучный город Европы, по большому счету, в нем больше смотреть не на что. Кроме того, немцы — люди навязчиво правильные, от этого даже немного подташнивает, кажется, что так жить невозможно. Тем не менее, самого радушного человека мы как раз встретили в пригороде Берлина. Он приютил нас, позволил приготовить ужин на своей кухне, помыться, привести себя в порядок, отдохнуть. Утром накормил превосходным завтраком. Мы за это хотели расплатиться, как могли, - предлагали ему убрать во дворе, вырвать сорняки на участке. Но он отвечал только Nein. В тот день ему привезли свежую землю для участка — у них есть такая услуга, грузовик забирает «отработанную» землю из цветников и огородиков и привозит свежую. Мы помогли ему выгрузить эту землю, за что он дал каждому по 20 евро. Мы сначала попытались отказаться, говорили, что должны ему за гостеприимство и завтрак, но он настоял. Ну, нас дважды уговаривать не пришлось. А эти деньги нас потом очень выручили на обратном пути. Ну а еще мы продали две бутылки водки, которые специально для этого взяли с собой.


— И кому же вы ее продали?

— Дальнобойщикам. По Европе много дальнобойщиков-украинцев ездит, они работают в польских, литовских фирмах.

— А как вы питались, не имея денег?

— Въезжая, рассчитывали на то, что будем подрабатывать за еду. Но, кроме этого случая с немцем, ни разу не получили такой возможности. Нам либо отказывали, либо давали еду бесплатно, либо мы питались продуктами, которые выносили на мусорки из супермаркетов. Хочу сказать, что отношение к еде у европейцев очень серьезное, у большинства продуктов, которые мы подбирали, срок годности не истек. Это обычная практика для магазинов, ресторанов, закусочных — продукты, у которых до окончания срока годности осталась неделя, выносить, чтобы нуждающиеся разбирали их. Но поголодать нам немного все-таки пришлось.

— И сколько времени длилась ваша самая большая голодовка?

— Двое суток. У нас на двоих было одно яблоко.

Своя атмосфера

— После Германии у нас по плану были Нидерланды. Если Берлин — самый правильный город Европы, то Амстердам — самый развязный. На каждом углу мы натыкались на наркоманов и разных странных личностей. Впечатление такое, что там можно практически все, по всей стране царят полный легалайз и абсолютная свобода. В Амстердаме мы, конечно же, прошлись по знаменитому кварталу красных фонарей. Что могу сказать… Там можно найти себе партнершу (или партнера) на любой вкус, цвет и возраст. Причем проституция в Нидерландах, как и наркотики, легализирована, все эти девушки и не только платят отчисления в бюджет, имеют соцзащиту, медицинские страховки и прочее. В общем, Амстердам — очень свое­образный, атмосферный город. Кстати, выбирались мы оттуда тоже очень атмосферно, нас подвезли два совершенно укуренных парня, с которыми мы попали в Бельгию, а оттуда во Францию ехали в самом атмосферном авто за всю поездку.


— Попробуешь передать эту атмосферу?

— Это были трое французов-подростков на хэчбеке. Английского не знали совершенно, мы на пальцах пытались объяснить им, в каком направлении нам надо ехать. С горем пополам поняли друг друга. Они направлялись в Лилль. Это север Франции, и он совсем не похож на ту Францию, которую мы привыкли себе представлять. В багажник машины вместился один рюкзак, второй впихнули в салон. А дальше мы как будто попали в один из фильмов Люка Бессона. Парни в бейсболках, очках, с папиросами, сзади в машине бумбокс, из которого звучит адская смесь из драм-н-бэйса, дабстепа и еще чего-то. Проехали границу с Францией — косяки никто не погасил, хотя территория легалайза кончилась. Въезд в Лилль был под стать — это большой промышленный город, встречающий приезжих каменными джунглями и граффити. Еще мы провели три дня в Альпах на французской границе. Это был городок Шамбери, мы «окопались» на местной заправке на высоте где-то полторы тысячи метров. Сама заправка работала в дневное время, но она была удобна тем, что там было помещение, открытое круглосуточно, и в нем стояли диваны, кофе-машина, был душ (холодный, правда). Всем этим можно было пользоваться бесплатно. Мы и пользовались. Вместе с нами, естественно, на этой заправке отдыхали и другие. Так вот, один из эпизодов жизни заправки в Шамбери. Утро. Мы наблюдаем, как полячка вовсю кроет матом англичанина, тот в ответ кроет матом ее. На одном из диванов чуть поодаль сидит араб в аутентичной одежде, при бороде — все как положено, и поет какие-то свои религиозные песнопения. Вот где еще, кроме Европы, можно наблюдать подобную сцену из жизни?

Где наши не пропадали?

— Какое отношение вы встречали к себе, когда говорили, что украинцы?

— В целом отношение очень доброжелательное. Большинство людей были в курсе, что у нас происходит, тут же начинали жалеть, говорить слова поддержки. Интереснее всего было, когда нас подобрали двое жителей Косово по дороге в Амстердам, причем накануне футбольного матча Украина-Косово. Фишка же в том, что Украина независимость Косово до сих пор не признала. Поэтому мы старались аккуратно с ними беседовать, не затрагивая политику.

— Ты уже говорил, что вы встречали много соотечественников…

— Более того, мы познакомились с кировоградцем, он живет на Озерной Балке. Причем встреча была знаковая. Мы в Париже, и в этот день наша «Зирка» играет с кем-то матч. Мы находим зону вай-фай, подключаем смартфон к Интернету и смотрим матч в режиме онлайн. Громко смотрим. Тут слышим из-за спины — «Шо-шо? Кого там «Зірка» атакує?» Кстати, наши же посоветовали, как ездить на местных поездах зайцем. Из Франции в Италию мы уже ехали на поезде.

— И что, кондукторы ни разу вас не ловили?

— Редко. Из 18 поездов, которыми мы ехали, были оштрафованы в трех. Причем почему-то данные наши записывали интересно — имя, фамилия, страна и улица. Город не писали. В результате получилось, что я живу на ул. Степана Бандеры, 88, Вовчик — на той же улице, под номером 86. Но эти квитанции могут представлять угрозу, если ты собираешься жить в ЕС. Еще мне показался странным один момент: наши документы неоднократно проверяли и кондукторы, и полицейские, но никто ни разу не открыл визу. С чем это связано, я не знаю. Может, они на 100% уверены, что, раз мы на их территории, значит, виза есть. А может, они сами толком не знают, входит Украина в Шенген или еще нет. Все-таки эта катавасия с безвизовым режимом длится уже больше года.

— Язык общения был какой? Английский?

— Да, английский. Лучше всех на нем говорят в Нидерландах, но оно понятно — многоязычная страна. Немцы, бельгийцы тоже относительно хорошо знают английский, общаться и понимать друг друга мы могли. Хуже всех с этим у французов. Это, наверное, связано с историческими аспектами, но француз, даже если хорошо знает английский, в этом не признается, по крайней мере сразу, и старается на нем не говорить. «Ду ю спик инглиш?» — «Ноу, онли френч».

Чтобы желания совпадали

с возможностями

— Какие страны ты бы хотел посетить еще раз?

— Тут бы от первого путешествия отойти (смеется). Но если серьезно, то хочу еще раз увидеть Францию. Мы планировали посетить Лазурное побережье — Канны, Ницца, Марсель. Но не успели. Хотя столица Франции, по моему мнению, - самый красивый из тех городов, которые мы посетили. В плане архитектуры ему равных нет.

— Неужели Париж лучше Рима и Венеции?

— Лучше. Но это мое личное мнение, никому его не навязываю. В Риме мы были, в Венеции тоже. Венеция — очень своеобразный город. Мы приехали туда на поезде. Со стороны железной дороги это обычный вокзал, проходишь здание вокзала, выходишь на улицу — бац! Перед тобой канал. И гондольеры на гондолах. Вообще, насколько я понял, классическая Венеция на островах — это скорее приманка для туристов, ее общий размер где-то два на два с половиной километра. А основной город, деловой центр находятся на материке. В общем, хочу на Лазурное побережье. И в Пизу. Пизу мы тоже пропустили, хотя и проехали Италию с севера на юг и обратно. Были в Милане, Риме, Флоренции, Неаполе. В Неаполе сейчас живет наш одногруппник, мы у него очень хорошо отдохнули.

— Пизу хочешь увидеть из-за падающей башни?

— Да, только из-за этой чертовой башни. А еще мы пропустили два важных для нас экскурсионных мероприятия. Я хотел попасть на экскурсию по музею и заводу БМВ в Мюнхене, а мой друг хотел побывать в Освенциме.

— Какой будет твоя следующая поездка?

— Точно не такой, как эта. Ездить автостопом — это, конечно, здорово, но для этого нужно много времени и определенный склад характера, поскольку при таком режиме ты вообще не можешь планировать время. Мы попробовали, поставили себе галочку — все, достаточно. Вообще моя мечта — это купить билет на самолет, выйти из аэропорта в Нью-Йорке, взять напрокат подер­жанный автомобиль и рвануть с восточного побережья Штатов на западное.

Беседовала Виктория Барбанова, «УЦ». Фото рассказчика.

Опубликовано Рубрики 43

Добавить комментарий