Анатомия выборов

Фраза «мы живем от выборов до выборов» в последнее время звучала несчетное количество раз. Никакого позитива она не несет, но, тем не менее, среди нас есть немало людей, которые хотели бы, чтобы выборы были намного чаще. Более того, чтобы это был непрекращающийся процесс.

В период предвыборной кампании довелось пообщаться с опытным политтехнологом, который о выборах знает всё. Тем для разговора было несколько, слушать специалиста было интересно. Пересказывать кому-то, а тем более публиковать, попросил избирательно. Исходя из этого, предлагаем вниманию читателей тему, которая близка очень многим, — как можно заработать на выборах.

Представим обыкновенного человека, у которого нет работы или который мало зарабатывает. Очередных выборов он ждет с нетерпением. У него уже было несколько попыток улучшить свое материальное положение за счет избирательного процесса. Был наблюдателем во время выборов — это неинтересно. Всего один день, денег мало, да и скучно. На следующих выборах попробовал себя в качестве члена участковой избирательной комиссии. Заработок тоже не очень большой. Плюс проблемы во время выборов — давят, угрожают. В итоге человек решает работать агитатором.

Обходит штабы партий или кандидатов, предлагает свои услуги. С улицы, без знакомства не так просто устроиться. Дело в том, что в каждом штабе есть человек, ответственный за сеть агитаторов. Кого он в первую очередь будет привлекать? Конечно, своих людей. Либо это те, кто работает на предприятии, принадлежащем кандидату или руководителю партийной организации, либо те, кто уже участвовал в выборах, проводил подобную работу. Если людей не хватает — набирают с улицы. И тут у нашего героя появляется шанс.

Виды работы могут быть разнообразными. Это может быть палатка, что для безработных является достаточно хорошей «прибавкой к пенсии». Может быть обход домов и квартир, поклейка агитационной литературы. Еще есть так называемая ночная работа. Всем понятно, о распространении какой литературы в этом случае идет речь. Правда, к такой работе привлекаются исключительно свои и много раз проверенные агитаторы.

За три месяца до выборов агитатор начинает работать. Деньги и в этом случае платятся небольшие. Оно и понятно: работы не так много, свободного времени достаточно. К тому же можно профилонить, так как не во всех штабах есть контролеры деятельности агитаторов. И деятельность такого, извините за тавтологию, деятеля сводится к выполнению обязанностей почтальона. Он разносит листовки-газеты-календари по дворам или по подъездам, распихивая всё это в заборы и почтовые ящики.

В один прекрасный момент агитатор понимает, что можно заработать больше денег, обслуживая несколько избирательных штабов. Правда, такое возможно только в городе, так как в селе все знают, кто за кого агитирует. Работая на одних, к другим, якобы к оппонентам, агитатор приходит уже с багажом знаний, а иногда и с готовой базой адресов. Он блистает серьезными знаниями местности, количества жилых или нежилых квартир в подъезде, иногда демонстрирует осведомленность о возрастных группах избирателей и так далее. Это подкупает работодателей, и человек становится агитатором в штабе оппонентов. Правда, на тему политики особо не заморачивается. Да, таким образом он может работать даже в трех, а то и более, штабах.

Трехмесячная избирательная кампания подходит к финалу. И здесь начинается самое интересное. В штабах — предвыборная агония. Состояние, когда люди готовы на все, лишь бы достичь желаемого результата. Понятное дело, не брезгуют покупкой голосов. Иногда этот процесс называют «заинтересованностью в голосовании» за конкретного кандидата или партию. К этому процессу привлекают всех, и тех же агитаторов. Говорят примерно следующее: «Гарантируешь столько-то голосов — получишь такую-то сумму». И наш агитатор, «прохавав» схему, понимает, что точно так же он может заработать и в других штабах. Он один и тот же список подает в несколько штабов. А надежной системы контроля за тем, как человек проголосовал, нет. За редким исключением, когда фотографируют бюллетень на телефон или показывают отметку специальному человеку на участке.

А вот в сельской местности проконтролировать количество голосов можно. Тут используется следующая схема. С человеком, пообещавшим определенное количество голосов, договариваются, что его люди поставят в нужной клеточке бюллетеня не привычные птичку или крестик, а, например, треугольник или снежинку. И свой член комиссии при подсчете голосов видит, сколько условленных значков было на участке. Оплата — по результату.

В городе этот момент проконтролировать сложно, этим и пользуется наш агитатор. Кроме того, он готов напроситься на роль наблюдателя в комиссии или члена избирательной комиссии. Таким образом, за три месяца избирательной кампании человек может заработать от трех до пяти тысяч гривен. Но это притом, что он работает на один штаб. А если их несколько?..

Но есть моменты еще интереснее. Существуют так называемые маргиналы. Это люди, у которых есть своя группа избирателей. Эта компания ходит по всем штабам и обещает правильно проголосовать, гарантируя количество голосов, равное их количеству. К примеру, ходит за таким маргиналом пятьдесят человек, и он гарантирует на трех-четырех участках по пятнадцать-двадцать голосов. Дело в том, что эти голоса будут в любом случае, даже если не проголосует коллектив маргинала. Но деньги получил, людям что-то отстегнул — и доволен. Вот еще один способ заработать.

Есть еще одна схема покупки голосов. Это схема будущих оппозиционных акций. Что это значит? Человеку (избирателю) говорят, что все равно на выборах будут фальсификации, поэтому акций протеста не избежать. За голос во время выборов человек получает, допустим, пятьдесят гривен и обещание быть первым в списке для участия в акции протеста. А за это еще двести гривен, но потом. Всё, избиратель куплен…

Вообще сама суть демократических выборов у нас извращена донельзя. Раньше люди, стоящие в агитационных палатках оппонентов спорили между собой, доказывая правоту того или другого. Сегодня же нередки случаи, когда они заменяют друг друга, если кому-то надо отвлечься, куда-то отойти. При этом оставшийся одинаково хвалит как своего кандидата или партию, так и соседних. Это говорит о том, что никакой идеологии, никакой идеи у нашего брата-агитатора нет.

Выборы — это, прежде всего, цинизм. В то же время, если не быть циником, выиграть выборы в сегодняшних реалиях невозможно. Во всяком случае, в нашей стране. И это самое страшное.

Записала Елена Никитина, «УЦ».

Анатомия выборов: 1 комментарий

  1. Это фарс. Типа пьяные ряженные, на свадьбе играющие клоунов, но у них, не выходит. Эти выборы хуже цирка. Но даже для, такого почетного хорошего заведения как ЦИРК, обозвать его «выборамИ», это оскорбление. Просто нет слов.

Добавить комментарий