Новый руководитель министерства здравоохранения американка Ульяна Супрун (на фото) официально еще не министр, а перспективы отрасли в связи с ее приходом пока выглядят не очень, считает член профильного парламентского комитета, практикующий хирург Константин Ярынич.
В эксклюзивном интервью «УЦ» нардеп рассказал, что знает и думает по поводу нового иностранного шефа украинской медицины. Много неоднозначного.
Напомним, Супрун — уроженка Детройта, имеет «правильные» украинские корни (в СМИ писали, что ее бабушка Мария Волощук участвовала в украинском освободительном движении 1930-1940 годов), а также родственников в Киеве и во Львове. Она доктор медицины, училась в Мичиганском университете, практиковала в Нью-Йорке почти три десятка лет. Волонтер, медик Майдана, перебралась в Киев в 2013-м. Основала организацию «Защита патриотов» для обучения тактической медицине всех военных формирований, занималась обеспечением бойцов аптечками по стандартам НАТО, возглавила гуманитарные инициативы Всемирного конгресса украинцев. Директор школы реабилитационной медицины при Украинском католическом университете.
— Для меня это (назначение Супрун. — Авт.) было неожиданностью, — говорит Ярынич. - Впервые я с ней столкнулся, когда она была предложена в качестве консультанта для нашего комитета (Верховной Рады по вопросам здравоохранения. - Авт.). Предложение это внесла его председатель (Ольга Богомолец. - Авт.), и мы проголосовали. Но ее работы как консультанта лично я не видел. Что меня настораживает: она врач-радиолог, которая до сегодняшнего дня, кроме консультаций в комитете и частично реабилитации, никакой организационной работой в сфере здравоохранения не занималась. Я не находил информации о том, что у нее есть какой-то послужной список, который бы говорил в пользу этого назначения. К тому же она не знакома с украинским менталитетом — человек всю жизнь прожил в Америке. Их законы работают именно потому, что люди по-другому мыслят. Насколько будет правильным «автоматически» перенести их опыт в украинские реалии? К тому же если бы это был человек с опытом управления, больших реструктуризаций, было бы легче поверить, что с его приходом что-то изменится. Плюс коррумпированность нашей системы, бороться с которой непросто. И, наконец, когда предыдущие наработки комитета и министерства за полмесяца представляются в Кабмине как чья-то «новая стратегия», меня это тоже настораживает. Понятно, что это переписанная стратегия предыдущих руководителей.
Предыдущие руководители из команды Сандро Квиташвили — заместители министра Александра Павленко и Виктор Шафранский, исполнявший обязанности главы МОЗ вплоть до появления Супрун, — тем временем уже покинули министерство.
— Александра Павленко — мощный руководитель с юридическим образованием, - считает наш собеседник. — Естественно, когда она начала реформировать эту отрасль, вступать в серьезные разговоры с фармакологическими компаниями, в чьих интересах было тормозить реформы, это многим не понравилось. С другой стороны, уходит министр — уходит вся команда, это логично и нормально, хотя я считаю, что Павленко вместе с Квиташвили, Павлом Ковтонюком и другими сделала очень много для создания той стратегии, которую сегодня уже фактически презентуют как свою другие люди. Шафранский, на мой взгляд, три месяца (в статусе и. о. руководителя МОЗ. - Авт.) удерживал ситуацию достаточно успешно, но на него ни в АП, ни в Кабмине не смотрели, как на потенциального министра. Давление было, по-видимому, столь велико, что он уволился по собственному желанию.
— Как все это скажется на судьбе перемен в здравоохранении, которых все уже как минимум второй год ждут?
— Полгода назад я говорил, что хотя министра нет, все движется, то сейчас я более пессимистично смотрю на вещи. Без руководящей роли министерства, сильного руководителя у него во главе мы серьезных реформ не сделаем. Встречаясь с медиками, главврачами, я понимаю, что если не будет «указующего перста» сверху, то на местах изменениям будут сопротивляться до последнего, будет саботаж…
Помимо прочего, Ярынич напомнил: Ульяна Супрун, по большому юридическому счету, пока еще не министр, хотя ее уже представили обществу и сотрудникам ведомства в этом качестве. Процедурное решение, которое это узаконит, может быть принято только сессией Верховной Рады. То есть депутатам еще предстоит голосовать за ее кандидатуру. Но до того ей еще предстоит ответить на массу вопросов, в том числе поставленных нашим собеседником, встреча с которым у очередного «импортного» руководителя запланирована на следующей неделе.
Кировоградский нардеп намерен обсудить первоочередные совместные действия исполнительной власти в лице Супрун и законодательной — в лице парламентского комитета, по ряду направлений. В частности, речь об утверждении Кабмином концепции реформы финансирования системы украинского здравоохранения, планах властей Кировоградщины и областного центра по реализации пилотного проекта медицинской реформы в регионе, концепций и стратегий, касающихся онкологии и паллиативной помощи и так далее. На данный момент, по словам Ярынича, он уже слышал об отдельных инициативах самой Супрун, которые также требуют пояснения.
— Например, у нас не должно быть врачей, а должны быть медицинские техники — я не знаю, кто это такие, - говорит кандидат медицинских наук и заслуженный врач Украины. - У меня есть еще вопросы, на которые я хочу услышать ответы. С 6 сентября начинает работать парламент, она будет приглашена на комитет, и мы будем активно спрашивать по всем направлениям. Может, окажется, что «все нормально»…
Андрей Трубачев, «УЦ».
Сколько продержится новый министр… Можно делать ставки.
Продержится, пока Гройсмана не снимут. Думаю, до Нового года.
Судя по количеству нападок, наконец-то поставили порядочного человека
http://www.medicinform.net/news/news42886.htm
По мнению президента Всеукраинского совета защиты прав пациентов, участие в клинических испытаниях позволит тяжело больным украинцам получать лечение европейского уровня. 😥