В номере «УЦ» от 23 июня 2016 года была опубликована статья под названием «Призраки и свалки, или Кто в этом доме хозяин» о зданиях и земельных участках в историческом центре Кировограда, которые их владельцы или арендаторы довели до плачевного состояния. Прошло почти два месяца с момента выхода статьи, и кое-что за это время изменилось. Но только кое-что…
Например, на участке по ул. Пашутинской, 32 все-таки поменяли забор и поставили новые ворота. За ними, правда, все так же буйно растут сорняки, а стройка обещанного спортивно-оздоровительного комплекса все еще не начата. Владелица участка, жительница Кировограда и по совместительству учредитель и глава более чем десятка различных фирм и даже одной общественной организации, Татьяна Киенко так и не связалась с нами. Мы не в обиде – она человек занятой, могла просто забыть.
«Обновился» и внешний вид участка по ул. Шульгиных, 30. Теперь вместо гнилого деревянного забора он огорожен новеньким металлическим. Доступ на участок ограничен, стихийная свалка в центре города расти перестала. Не знаем, что стало тому причиной – угрозы городского головы Андрея Райковича пересмотреть право собственности на участок некоего господина Мазура или наша публикация. А может, все вместе. Но щекотливый вопрос о семейных связях Мазура с одним из представителей предыдущего руководства города так и остался открытым. По неофициальным данным, Мазур якобы является тестем бывшего заместителя городского головы Геннадия Осетрова. Несмотря на то, что подобные слухи бросают весьма увесистую тень на репутацию Геннадия Ивановича, он не стал с нами связываться и прояснять ситуацию. Нет дыма без огня?
Совершенно ожидаемо не изменился внешний вид объектов, принадлежащих иногородним собственникам. Таковым является комплекс зданий бывшей «Артемиды», которым сейчас владеет некая фирма «Маринад-А». Директором «Маринад-А» является житель Киева Евгений Дзюбенко (в Кировограде действуют еще несколько фирм, связанных с этим человеком). Участок, арендуемый «Корпорацией ССБ», также не претерпел никаких изменений. Дом Героя Советского Союза Алексея Егорова по ул. Декабристов, 10, часть которого находится в собственности Государственной фитосанитарной лаборатории, продолжает медленно сбрасывать штукатурку, ожидая, когда закончится процесс реорганизации ведомства.
— К сожалению, в отношении участков, отдававшихся в аренду в середине «нулевых» годов, мы ничего не можем сделать, – говорит заместитель городского головы Александр Грабенко. – И мы честно в этом признаемся. Договора были изначально составлены таким образом, что у городских властей отсутствуют механизм и возможность их расторгнуть в одностороннем порядке. Это можно сделать только через суд, но на каком основании? Смотрите, что получается: уже два года как парализована работа структуры, дававшей экспертную оценку эффективности и целесообразности использования земель. Структура эта – Государственная инспекция сельского хозяйства Украины. Не обманывайтесь названием, это ведомство до недавнего времени работало по всем земельным участкам в нашей стране. Имея на руках такой экспертный вывод, мы могли бы обратиться в суд. Но сегодня эта структура находится в стадии ликвидации, вышло постановление Кабмина, передающее полномочия сельхозинспекции в государственную экологическую службу. Но эти изменения не были внесены в действующие законы. Круг замкнулся.
Кстати, согласно словам Грабенко, земля под зданиями «Артемиды» вовсе не взята в аренду:
— Насколько я помню, собственник этих зданий договор на аренду не заключал. Это связано с налогообложением. Раньше бизнесмены, не заключая договора аренды, пытались уйти от налогов, поскольку без договора ставка земельного налога составляла 1%, с заключенным договором – минимум 3%. В нынешнем году ситуация изменилась. В Бюджетном кодексе появилась норма, согласно которой ставка земельного налога без заключения договора составляет минимум 3%. Так что, думаю, собственник «Артемиды» в скором времени обратится к нам, чтобы заключить договор на аренду земли под своими зданиями.
С землей понятно, а что можно сделать со зданиями в историческом центре Кировограда?
— На уровне области существует специальная структура, занимающаяся этим вопросом, – управление по защите культурного наследия, – говорит Грабенко. – Есть планы создать подобное на уровне города. Специалисты этого управления имели бы полномочия определять, является ли то или иное здание памятником архитектуры. Если да, то собственник такого здания обязан заключить охранный договор. Невыполнение условий договора грозило бы лишением владельца права собственности на памятник архитектуры.
Ни Александр Владимирович, ни тем более мы не являемся экспертами, но нам кажется, что дом Егорова по ул. Декабристов, 10 заслуживает защиты как памятник архитектуры. Зато с домом по ул. Пашутинской, 61 у нас вышел казусный диалог:
Грабенко: – К сожалению, мы не смогли найти этот дом в имеющихся документах.
Кор. «УЦ»: – Мы тоже.
Грабенко: – А в БТИ вы обращались?..
В БТИ мы не обращались, но, как нам кажется, первыми, кто должен был связаться с этой конторой и затребовать всю необходимую информацию по дому на Пашутинской, 61, как раз являются представители профильных управлений горсовета. Это их прямая обязанность. Не должен журналист делать работу чиновников из управлений земельных отношений и архитектуры. Наша задача – обратить внимание на проблему, прокричать на газетных страницах о судьбе этих домов и участков еще раз – может, этот крик в пустоту кто-нибудь да услышит.
Виктория Барбанова, «УЦ».