Признаюсь честно, это интервью задумывалось мною еще задолго до того, как стало известно, что Максим Березкин решил баллотироваться в народные депутаты Украины. Согласитесь, далеко не каждый спортивный меценат уже сделал столько и, уверен, еще сделает для развития спорта в нашей области, чтобы многим хотелось просто поблагодарить его по-человечески и от души. Уверен, что когда Максим Березкин согласился возглавить футбольный клуб «Зирка» и сразу же заявил о самых высоких целях нашей команды, когда рискнул в непростых экономических условиях взяться за самую масштабную за всю историю существования реконструкцию главной спортивной арены Кировоградщины, когда поддержал идею восстановления в Ковалевском парке шахматно-шашечного клуба, то он о политических, а уж тем более экономических выгодах совершенно не думал. Ведь все это уже служит и еще долгие годы будет служить нам и нашим детям.
— Максим Станиславович, начнем издалека. Скажите, в детстве вы увлекались спортом?
— Я родился в 1980 году и за 11 лет, пока еще существовал бывший Союз, успел оценить все достоинства той советской системы, когда каждый школьник мог себе отыскать занятие по вкусу. Моя спортивная закалка началась где-то класса с 3-го, когда к нам в школу пришла тренер по легкой атлетике. Она предложила попробовать свои силы в беге на короткие дистанции, а затем и в прыжках в высоту. Вначале мы какое-то время тренировались на базе моей родной 9-й школы, которую позже окончил с золотой медалью, а в дальнейшем и на стадионе. Помню еще тот легкоатлетический манеж, который находился в подтрибунных помещениях и где тренировки продолжались с утра и до вечера. Здесь же, на стадионе, прошли и первые мои соревнования. Прозанимался легкой атлетикой я года три-четыре, но особо высоких целей перед собой не ставил. Но юношеские пристрастия изменчивы, и позже я увлекся боксом, а затем и карате, где также получил определенную закалку, пригодившуюся в дальнейшей жизни. Но, как видите, первая легкоатлетическая любовь сейчас ко мне вернулась, что вылилось в реконструкцию стадиона, где делал свои первые спортивные шаги.
— Несколько слов о ваших спортивных кумирах в юношеские годы и кем из звезд вы восхищаетесь в настоящее время?
— Вы знаете, для меня величиной номер один в легкой атлетике и в детстве, да и сейчас был и остается Сергей Бубка. В детстве я всегда старался смотреть выступления Бубки и очень переживал каждый раз, когда он выполнял очередной прыжок. И еще мне очень импонирует высказывание Сергея Назаровича о том, что, пока у тебя в запасе есть хотя бы одна попытка,ты не проиграл…
Если же говорить о футболе, который любил с ранних лет, то его осознанно стал смотреть с чемпионата мира 1990 года. А нашим всеобщим футбольным кумиром тогда был Андрей Шевченко.
Говоря о тех, чьи успехи вдохновляли и восхищали, а поражения вызывали огромное разочарование, не могу не назвать братьев Кличко. При этом Виталий всегда вызывал большую уверенность, а вот за Владимира раньше, особенно после его первого поражения, было тревожно. Первую же неудачу Владимира в бою с Росом Пьюрити запомнил особенно, ведь мы смотрели тот киевский бой с друзьями-студентами с абсолютной уверенностью в успехе. Спорили лишь о том, в каком раунде будет нокаут. Когда же победил американец, то никто из нас не мог произнести и слова около получаса, а потом один из моих товарищей ударил кулаком по стулу так, что тот разлетелся на несколько частей.
— Как вы сами воспринимаете спортивные да и жизненные неудачи?
— Вы знаете, я негативные моменты в памяти не держу. Стараюсь сделать из них необходимые выводы. На самом деле не победы, а поражения и тяжелые жизненные ситуации формируют характер человека. Конечно, неудачи были, особенно когда уже серьезно занялся бизнесом в компании отца. Но преодолевать их, в том числе, помогал пример того же Владимира Кличко, который, проигрывая, поднимался, становился сильнее, а сейчас является просто непобедимым.
— Самые главные ваши победы?
— Уверен, что они еще впереди, в том числе и с «Зиркой». А пока выделю свою 12-летнюю работу в компании «Креатив», ее рост и успехи. Да, мой отец создал эту компанию, он работает в ней гораздо больше, чем я. Но поверьте, что я также отдал для успеха немало сил, энергии, знаний, вдохновения, пота и нервов.
— Если уж вы заговорили об отце, то скажите: он, да и вся семья, поддерживают ваши в том числе и спортивные инициативы?
— Знаете, я безгранично благодарен своим родителям за те гены и воспитание, которые они мне дали. Мама с отцом научили меня быть самим собой и не сгибаться ни при каких обстоятельствах. Если говорить по-спортивному, то они хотели видеть меня победителем, а я стараюсь их не подводить. Глядя на родителей, старался на их примере строить и свои семейные отношения. Если есть гармония в семье, а мы с супругой живем в счастливом браке уже 14 лет, воспитываем двух прекрасных детей, проводим вместе с ее и моими родителями все значимые праздники, то и в работе все у вас будет прекрасно.
— А ваши дети занимаются спортом?
— Мой сын, который вдохновил меня на возрождение шахматно-шашечного клуба в Ковалевском парке, неплохо играет в шахматы, но больше на компьютере. На шахматную секцию времени у Филиппа не хватает, поскольку, помимо школы, он дополнительно занимается английским языком, а также трижды в неделю посещает фитнес-клуб. Дочь София серьезно занимается народными танцами в ансамбле «Пролисок» и ходит на художественную гимнастику.
— А выигрывать в шахматы у Березкина-старшего вам случалось?
— Станислав Семенович однозначно играет сильнее меня, и выигрывать у него мне удавалось редко. Раньше сражались частенько, а сейчас все не хватает времени. Отмечу, что отец играет вдумчиво, с глубоким анализом позиции и просчитывает все последствия того или иного хода, а я предпочитаю молниеносную атаку и в случае неудачи – такую же быструю защиту.
— Почему ваш отец предпочитает смотреть футбол на трибунах, а не в вип-ложе, и делитесь ли вы впечатлениями после матчей «Зирки»?
— Конечно, свое мнение об игре «Зирки» отец высказывает. Что же касается того, где мы наблюдаем матчи «Зирки», то это дело привычки. Станислав Семеныч, находясь среди людей, получает больше болельщицкого азарта и энергии. И потом, не стоит называть трибуну, где собираются мои друзья, коллеги и даже те люди, с которыми познакомился, когда уже стал президентом клуба, вип-ложей. Ничего там особенного нет. Мы там просто общаемся, делимся мнениями, переживаем поражения и радуемся победам.
— Раз уж речь зашла о «Зирке», то не страшно ли было тогда, когда решились возглавить наш футбольный клуб и сразу же вселять в сердца кировоградских болельщиков столь большие надежды?
— Скажу честно, страшно мне не было. Наоборот, был азарт, который сохраняется и по сей день. Очень хотелось доказать себе, что и эту вершину не один я, а мы вместе сможем покорить. Признаюсь, что когда пришел, то не знал, с чего начинать. Но мне всегда нравился своей игрой голландский «Аякс». Когда же ближе познакомился с тем, как работает клубная система голландского «Аякса», то понял, что можно попробовать построить нечто с учетом наших кировоградских реалий. Ведь «Аякс» — один из первых европейских футбольных клубов, где была выстроена четкая вертикаль — от детей к основной команде. Там везде, начиная с раннего возраста, исповедуется одна остроатакующая и комбинационная модель игры, направленная на достижение итогового результата. И когда мы в ФК «Зирка» делали первые футбольные шаги, то я четко понимал, что буду стремиться идти именно по такому пути. И с избранного направления мы стараемся не сворачивать. Мальчишки у нас уже получили в свое распоряжение, считаю, нормальные условия для подготовки и завоевали путевку в элитную группу детско-юношеской футбольной лиги Украины.
Мы стараемся выстроить такой фундамент, который позволил бы главной команде не просто пробиться в премьер-лигу, но и выглядеть там достойно. Хотя задачи пробиться в элиту в этом сезоне никто не снимает, но пока не все у нас получается. Если мы окажемся не готовыми сейчас, то пойдем на штурм этой высоты снова. Уверяю вас, что «Зирка» будет в премьер-лиге, но не для того, чтобы там просто «засветиться». Мы хотим играть в элите, а не выживать там. Результат без игры – это не для меня. И мы будем радовать болельщиков своей классной, комбинационной и атакующей игрой. И это не простые слова и предвыборные обещания, а осознанная и четкая цель, которая будет реализована.
— Какая игра вам нравится?
— Остроатакующая со средними передачами и стремительными фланговыми прорывами. Я не люблю короткие перепасовки и так называемые комбинационные «кружева», что принято называть спартаковским футболом, но и игру: бей вперед – гол придет, что иногда у нас было при Илье Близнюке, также не воспринимаю. Может быть, многие удивятся, но мне нравится тот футбол, который сейчас старается привить команде Анатолий Бузник. Когда игра получается, то на нее любо-дорого смотреть. Но, видимо, одного влияния и установок тренеров в современном футболе уже недостаточно. Если мы хотим двигаться вперед, то нужно привлекать психолога, тренера по физподготовке и всех тех, кто поможет побеждать. Так что определенные выводы из последних неудач я сделал.
— Как относитесь к критике болельщиков в свой адрес и готовы ли к ней прислушаться?
— Когда критика продуктивная, да еще и с конструктивными предложениями, то я готов ее выслушать и сделать определенные выводы. Но, когда звучит огульное охаивание, увольте.
— Как вы думаете, понимают ли люди, что занятие спортивными проектами в нынешних условиях для бизнесменов — дело весьма убыточное. И когда звучат неприятные слова в ваш адрес, не жалеете ли о вложенных средствах в футбольный клуб, реконструкцию стадиона, возрождение шахматно-шашечного клуба и так далее?..
— Отвечу сразу на вторую часть вопроса? Разве можно жалеть о том, во что вкладываете частичку души и сердца? Разве можно думать о потраченных деньгах, когда людям не хватает уверенности в будущем? И я стараюсь своими действиями хотя бы немножечко возвращать надежду на то, что все у нас в стране будет хорошо и мы снова сможем радоваться победам исключительно на спортивных фронтах.
Вы знаете, когда у меня бывает плохое настроение, я приезжаю на стадион и просто радуюсь душой, когда вижу, какую же красотищу мы вместе создали и построили. А когда еще увижу, как тренируются самые маленькие воспитанники нашей академии, которые сами чуточку больше футбольных мячей, то все невзгоды отходят на второй план, и хочется еще что-нибудь сделать. Так что я буду последовательно и целеустремленно продолжать начатое. Скажу больше, теперь загорелся идеей вслед за футбольной академией создать и для юных легкоатлетов свою специализированную детско-юношескую спортивную школу и уже провел в этом направлении ряд встреч и переговоров. Но не будем забегать вперед – всему свое время…
— Скажите честно, когда чуть более года назад начинался процесс реконструкции стадиона, вы верили, что сможете создать такое чудо, покорившее и удивившее всю Украину?
— В первую очередь я был уверен в себе и в том, что смогу сделать так, чтобы люди в кратчайшие сроки качественно и профессионально смогли выполнить стоявшие перед ними задачи.
— В этом плане вы, исходя из тренерской классификации, относите себя к диктаторам или психологам-мотиваторам?
— Я диктатор, психолог и мотиватор в одном лице. Говоря футбольным языком, могу сыграть на любой позиции, если того потребует ситуация на поле.
— Согласны ли вы с тем, что в наше время спорт стал глобальным политическим явлением? И в свете поиска объединяющей всех национальной идеи в Украине, может, именно физическая культура и спорт способны объединить людей так, как никакое другое явление?
— В том, что спорт способен влиять на мировые политические процессы, я с вами абсолютно согласен. Достаточно вспомнить, какой положительный имидж Украине принес футбольный Евро-2012, который сейчас уже невозможно воспринимать без боли в сердце. А сколько усилий и громадных средств было потрачено российским руководством на то, чтобы провести зимнюю Олимпиаду в Сочи, которая должна была стать торжеством путинского величия, если бы не украинский Майдан. Теперь вот россияне готовятся принять у себя еще и чемпионат мира по футболу, а ФИФА, несмотря на все европейские и американские экономические санкции, не торопится отбирать мировое первенство у страны-агрессора. Да и выжидательная позиция УЕФА по крымским клубам, уже сыгравшим в Кубке России, выглядит больше политической. Ведь к представителям любой другой страны, позволившей себе подобное, наказание последовало бы незамедлительно. России же все сходит с рук, и это уже геополитика.
Если же говорить об объединяющей украинцев национальной идее, то спорт наряду с искусством и другими направлениями может стать, скорее, одним из ее элементов. Но в том, что физическая культура и спорт в Украине не занимают подобающее им достойное место, я абсолютно убежден. И в случае победы на выборах сделаю все от меня зависящее, чтобы народные депутаты это осознали и приняли соответствующие законы, которые позволили бы кардинально изменить ситуацию в лучшую сторону.
— Вы можете дать слово, что если одержите победу на выборах, то будете бороться за кировоградский спорт уже на более представительном уровне и не оставите в стороне все свои нынешние спортивные проекты?
— Как в случае победы, так и в случае, чего бы очень не хотелось, поражения я останусь верен самому себе и не брошу начатое. Уверяю вас, это не пустые обещания.
Юрий Илючек, «УЦ».