Это раньше Зорро для нас был мифическим персонажем из фильмов в исполнении Алена Делона и Антонио Бандераса. В последнее время гораздо больше на слуху ProZorro. Так гордо называется система электронных закупок, которая с 1 августа стала обязательной для всех бюджетных организаций, а также предприятий, где есть хотя бы одна акция во владении государства. Так что ж такое это ProZorro?
Государственные учреждения и предприятия Украины закупают всякой всячины на 250 миллиардов гривен в год. От угля для котельных до сметаны для детских садиков.
Ранее все предложения на поставку таких нужных угля и сметаны подавались тендерным комитетам в конвертах. Очень часто победитель тендера был известен заранее, и даже как-то так случалось, что это был родственник лица, проводящего этот конкурс. Договоренности шли в закрытых кабинетах, и у честного бизнеса было мало шансов выиграть торги и получить контракт.
Что же изменилось?
Самое главное – закупки всего-всего за государственные средства теперь происходят в онлайн режиме, в электронном виде. И любой человек, представитель СМИ или контролирующих органов может виртуально присутствовать на закупках и отслеживать их ход от начала до конца.
Побеждает на таких торгах автоматически не родственник «уважаемого человека», а тот, кто предлагает самую выгодную цену. Уже с первых дней работы системы ProZorro средняя экономия бюджетных средств по всем торгам составила до 20 процентов. Скажете, мало? Цена вопроса – 250 миллиардов гривен. 20% от них – это 50 миллиардов! Столько государство, бюджет, в конце концов, получит годовой экономии. Это на самом деле бюджет десятка областей нашей страны.
Любой участник торгов в режиме онлайн может посмотреть, какие компании участвовали в торгах, и онлайн подать жалобу, если его что-то не устраивает. Система предоставляет полный доступ к коммерческим предложениям всех участников торгов.
Подать заявку на участие в торгах можно, даже загорая на пляже, с вашего мобильного телефона. Что важно – попросту отсутствует вся бумажная составляющая! Раньше любой желающий поставлять товары или услуги бюджетной организации должен был подготовить десятки разных документов. Вплоть до справки о том, что вы не были под судом! Если вы хотели участвовать в торгах в другом городе, то должны были лично заранее отвезти все бумаги по месту, а если у вас не было какой-то справки, то приходилось возвращаться хоть и за тысячу километров домой, выправлять бумажку и снова везти ее к месту тендера. Одно это глушило экономическую активность людей. Теперь вы без проблем из Одессы можете участвовать в тендере на поставку каких-нибудь пропитанных шпал во Львов.
Сейчас уже 2238 торгов по Кировоградской области проведено или ведутся через систему ProZorro (данные на начало недели) – от лекарств в больницу в Знаменке до аккумулятора для машины КП «Теплоэнергетик».
Как Кировоградщина входит в новую систему торгов, «УЦ» рассказала единственный в области сертифицированный агент ProZorro, начальник Учебного центра Кировоградской региональной торгово-промышленной палаты Людмила Солонарь.
— Нас, агентов ProZorro, готовили по отдельной программе министерства экономического развития и торговли, чтобы мы могли помочь всем, кто только начинает работу в этой новой системе. Старая система торгов была сложной, но и новая в чем-то даже сложнее. Кроме знания законодательства в сфере закупок, надо еще и IT-технологиями владеть, понимать весь функционал системы.
Через меня, как и через всех агентов, идет обратная связь. Если есть какие-то проблемы с торгами, некорректно размещается информация, не работает площадка, заплатили деньги за участие, а принять участие не могут и т.д. – то я доношу эту информацию до разработчиков ProZorro. Как в любом новом деле, такого рода проблемы появляются. Я пишу в министерство и докладываю о проблемах, чтобы они реагировали и решали их.
Главная проблема торгов ,что по старым правилам, что по новым – это то, что у нас ими занимаются от заведующей детским садиком до специалиста отдела культуры. То есть люди, довольно далекие от таких тем, как маркетинг, ценообразование, технические регламенты. То есть, покупая школьный автобус, надо разбираться и в технике, и в экономических характеристиках автобусов, и сколько они стоят на рынке. Чтобы потом общественность не говорила, что автобус куплен по завышенной цене. Нередко там, где людям видится коррупция, на самом деле просто неправильно прописана техническая часть. Не хватает системных знаний, и бывает так, что закупается совсем не тот товар, который нужен.
Мы уже по агентской программе провели четыре семинара по функционированию системы ProZorro, собирали абсолютно всех желающих. Порядка шестисот человек на этих семинарах, я надеюсь, получили базовое представление о системе и как это работает. Торгово-промышленная палата проводит обучение закупщиков уже 10 лет.
Чтобы получить полные данные прикладного характера, нужно 2-4 дня, а то и больше. Да, не так все просто.
Следующий этап реформы, и такое задание поставлено министерством экономического развития и торговли, – это профессионализация самих закупщиков. Ведутся переговоры, насколько я знаю, о том, чтобы подключить к процессу вузы. Потому что закупщик – это тоже профессия! И этому нужно учить, причем постоянно, потому что законодательство меняется у нас часто. Члены тендерных комитетов должны постоянно учиться, совершенствоваться. Иначе никак.
– Сколько организаций в области отныне обязаны закупать через ProZorro? Их сотни?
— Больше, их тысячи. Законодательно был расширен список заказчиков товаров и услуг. Любой монополист, любая организация, где есть доля госсобственности, обязаны работать через ProZorro. Теперь это и облэнерго, и все теплоснабжающие организации. Не подпадают только осуществляющие чисто коммерческую и промышленную деятельность учреждения. Например, при колонии №6 в областном центре есть самоокупаемое предприятие, и они не являются заказчиками, не обязаны работать через ProZorro. Но таких немного.
У нас в области зарегистрировано более двух с половиной тысяч тендерных комитетов. Вот вам и число заказчиков. Нельзя сказать, что это каждый детский садик. В разных районах по-разному. В некоторых есть централизованная бухгалтерия районного управления образования, как в Кировоградском горсовете. А есть по районам самостоятельные школы, которые все для себя закупают сами – товары и услуги.
Главная суть новой системы в первую очередь состоит вот в чем. Когда-то в законодательстве Украины была предусмотрена такая процедура, как редукцион. То есть торги с понижением цены – кто меньше запросил цену, тот и побеждает. Через ProZorro мы возвращаемся в каком-то смысле к этой системе.
Как было раньше? С 2010-го по 2016-й участники торгов не могли менять цену. Как подали в конверте заявку с цифрой, так уже и не могли от нее отступить. Сейчас система дает возможность участнику три раза в рамках одного раунда аукциона понизить свою цену.
Значительно упрощены многие моменты. Не нужно брать справку о несудимости, к примеру. И справку, что предприятие не банкрот. Хотя законодательство не является таким уж простым. Статья 16 закона о закупках говорит о квалификационных требованиях к участникам. Все же участники должны соответствовать определенным критериям. Если это тендер на проведение строительных работ, участник должен доказать, что у него есть соответствующая техника – от бетономешалки до крана, что у него есть подготовленный персонал для проведения работ.
Не стоит забывать, что по закону в стоимость товара для торгов сразу должна входить и стоимость доставки. Бывает, что доставка стоит дороже собственно товара. Когда речь идет о продуктах для школ и садиков, надо не забывать, что эти продукты придется развозить, и в масштабах района это может выливаться в большую сумму. Люди, которые слабо разбираются, встречают информацию, например, что для школ купили картофель вдвое дороже, чем он стоит на рынке. Забывая, что его надо развезти по двум десяткам школ на расстоянии в сотню километров одна от другой. Да еще на арендованном транспорте. Плюс грузчики и т.д. А многие виды работ требуют лицензий и разрешений, которые тоже стоят денег.
Чтобы понимать, что там «сидит» в цене, надо тщательно изучать тендерную документацию.
– Насколько предпринимателям ProZorro облегчит жизнь?
— Сколько существуют государственные закупки, сколько меняется законодательство, но участники были и остаются недовольными. Не думая о том, что государство отдает свои деньги не кому попало и не просто так, а на дело. Заказчик – бюджетник – хочет получить качественный товар, вовремя и не переплачивая за него. Он несет ответственность. Поставщики часто видят какую-то дискриминацию по отношению к себе, какие-то заговоры, но чаще всего это субъективный взгляд.
Стало проще участвовать в торгах в других регионах. Все в электронном виде, ехать не обязательно.
Контроль сегодня очень жесткий. Заказчика товаров или услуг проверяет не только аудиторская служба (бывшая КРУ), но и Счетная палата, Антимонопольный комитет. Они сравнивают, по какой цене что куплено. И часто итогом становятся уголовные дела по закупкам. И часто это происходит из-за халатности и даже просто по незнанию некоторых аспектов заказчиками.
А так протяженность тендеров осталась, как прежде, – два с половиной месяца. У нас часто ругают жилищно-коммунальное хозяйство – почему они начинают ремонтировать летом трубы или иное. Просто по закону они обязаны проводить тендеры. А до окончания срока тендера не имеют права начинать работу. То же самое и с ремонтом дорог. Так работает система.
К сожалению, сложилось так, что заказчики наши сильнее участников торгов. Пусть раньше они готовили все документы, но это не гарантировало исполнение качественно и вовремя заказанной работы. Желая выиграть, иногда занижают цены ниже разумного. И я боюсь, что первое время мы столкнемся с этой проблемой, особенно там, где речь о строительстве, ремонте. Но ничего. Через время все привыкнут работать по-новому, все наладится…
Геннадий Рыбченков, «УЦ».