Два письма, пришедшие в редакцию «УЦ» в последние дни уходящего года, объединяет многое. Во-первых, оба они посвящены состоянию дел в бюджетных сферах – образовании и медицине. Во-вторых, и в том, и в другом речь идёт о поистине бесчеловечных экспериментах, которые, по убеждению их авторов, ставят над людьми профильные чиновники. В-третьих, и это, пожалуй, главное обстоятельство – это ж до какого отчаяния нужно было довести людей, чтобы они в эти светлые праздничные дни задавались столь кричащими вопросами и изливали душу в столь горестных размышлениях?!
Откровенно говоря, журналисты «УЦ» не раз обсуждали между собой, насколько тяжелой выдались для нас с вами нынешние осень и зима – периодические разгулы стихии, гриппозная паника, вакханалия выборов… Казалось бы, на этом фоне, который, пожалуй, пострашнее радиационного будет, государственная власть должна была стать бескомпромиссным и компетентным регулировщиком, спокойно и профессионально направляющим в нужное русло эти бурлящие потоки…
Вместо этого сегодня поставлены под угрозу даже такие незыблемые и краеугольные вещи, как учебный процесс и лечение больных. И дело, по всей видимости, отнюдь не в раздутых донельзя форс-мажорах, а, увы, именно в бездарности, бездействии и безголовости отечественной чиновничьей братии. Но ещё страшнее то, что эти характеристики с подачи тех же управленцев плавно и незаметно получили статус «объективных причин».
Впрочем, оставим красивые и правильные слова и перейдём к делам — неправильным и некрасивым. Первое письмо пришло от учительницы Ярошенко из Новоукраинского района. Больше никаких данных об отправительнице у нас нет, однако проблема, затронутая ею, действительно и болезненна, и актуальна, поэтому в данном случае полуанонимность послания не заставила нас проявить обычную в таких случаях принципиальность. Речь идёт о пагубных, по мнению работника образования, последствиях карантинных мероприятий, когда учебный процесс оказывается практически сорванным, учителя – незаслуженно наказанными, а дети – лишенными возможности не только нормально учиться, но и встретить с одноклассниками долгожданные новогодние праздники.
Не будем в очередной раз предаваться сомнениям в том, «а была ли эпидемия» и «кому это было нужно». Обратимся к фактам и размышлениям из письма: «…мы просидели на карантине 28 рабочих дней. Теперь, чтобы догнать упущенное, нам не хватит ни каникул, ни суббот. (…) После второго карантина мы вышли на работу 24 декабря, а 25 декабря получили распоряжение отменить новогодние утренники и вечера в школах. Как понимать наше руководство? В нашей школе, например, 25 декабря было всего двое больных ОРЗ. Как объяснить детям, что праздника, которого они так ждали, не будет? Некому будет читать выученные стихи и петь песни. Как объяснить родителям, которые потратили немалые деньги на праздничные наряды и костюмы для своих чад, что они эти деньги выбросили на ветер? Ведь в следующем году дети из этих нарядов уже вырастут…»
Как выяснилось, помимо разочарованной ребятни, порцию обиды и несправедливости получили и взрослые: «…нам приказали написать заявления, что мы по собственному желанию просим не оплачивать нам отработанные субботы по двойному тарифу (как того требует закон)». А вот это дело уже посерьёзнее, нежели карантинно-картинная отмена традиционных детских хороводов!
В унисон сельской учительнице вторит и автор следующего письма – кировоградка Ирина Прудская. Она делится горьким опытом выживания врачей и пациентов в Кировоградской городской больнице скорой помощи. Хотя проблемы, затронутые ею, характерны и для многих других отечественных «здравниц», но корень этих бед она так же видит прежде всего в извращенной чиновничьей системе.
Горькие реалии, описанные Ириной Леонидовной, к сожалению, не впервые находят своё отражение в публикации «УЦ». Это и отсутствие здесь, в больнице скорой помощи, отделения интенсивной терапии, проще говоря, реанимации; и скудное питание; и устаревшее оборудование, с помощью которого героическими усилиями медики всё же спасают жизни сотен пациентов; и сквозняки в больничных палатах и коридорах, свистящие в рассохшихся окнах; и невозможность помыться, и теснота в палатах, и даже нехватка пусть даже ветхих, но теплых одеял… В конце концов, «теперь о самом больном. Сегодня лекарства и некоторые обследования настолько дороги, что, если у тебя нет солидной зарплаты или пенсии или солидарной поддержки родных, коллег и друзей, ты просто не сможешь лечиться. Один операционный день вам обойдётся в 2,5–3 тысячи гривен, а ещё дооперационное обследование и послеоперационное лечение. Всего получится минимум 5 тысяч гривен, а может, и в два раза больше, если серьёзные проблемы со здоровьем (…)».
Казалось бы, вопрос «А наши дорогие чиновники помнят о средних размерах зарплат и пенсий в нашем регионе?» можно было бы с привычной обреченностью отнести к разряду риторических, а значит, безответно-безответственных. Если бы не горькие строки в том числе и о том, что «пенсионеры по несколько месяцев отдают долги после лечения, живут впроголодь». А значит, нужно требовать прямого ответа на следующий вопрос, тоже заданный автором письма: «Почему же вы ничего не делаете для увеличения финансирования больниц, а наоборот, ещё и урезаете его?!» И требовать от тех, кому он задан. Хотя бы потому, чтобы картошка в больничном супе появлялась не только с наступлением осени и не одновременно с исчезновением оттуда же гречки и овсянки, как пишет автор, как знаем и мы сами…
Хотя бы потому, чтобы здесь женщины-пациентки не кормили всем миром парня-сироту из соседней палаты: «Надо было видеть благодарные глаза этого ребёнка!»
А ещё потому, что «…слышны были крик и плач в коридоре родственников больного, которого много раз в течение нескольких часов врачи реанимировали, но так и не спасли – отделения реанимации в больнице нет».
И ещё из-за того, что «осенью, когда ещё не топили, у нас в палате женщина после операции потеряла сознание и упала на холодный цементный пол. Так её на полу и спасали — на глазах у перепуганной старенькой мамы и остальных пациентов палаты».
Думаем, этих аргументов будет более чем достаточно. Но вопросы, заданные авторами обоих писем, остаются: «Какой следующий эксперимент готовит нам наша власть? До каких пор мы будем бездумными исполнителями таких глупых распоряжений?», «Может, всё-таки нужно просто добросовестно выполнять свои обязанности и данные людям обещания?» Очень хочется последний из них считать ответом. Или у чиновников есть свои, «профессиональные», варианты? Скажем, как у наркома просвещения Луначарского: мол, врачам и учителям нужно установить минимальный оклад, их народ прокормит. Да вот только кто прокормит народ?
Сержу
Ну, батенька, вы и углубились в историю. Гиппократ! Вы еще Диогена вспомните. Это когда ж было ?
Тогда ведь джипов не было. А цена джипа намного дороже жизни больного!
Сержу- Врач клятву давал и,безусловно, был обязан зайти к начальству и уточнить и предпринять ВСЕ меры.Но весь парадокс в том ,что в (не) оказании медпомощи принимал непосредственное участие замглавврача по хирургии ,а направлял больную в стационар САМ НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ ГОРОДА . Вот такой печальный управленческий парадокс непрофессионализма.
Я извиняюсь за назойливость, но хочу спросить, а врач, который "не был проинформирован руководством лечучреждения о возможности использования бесплатных лекарственных средств" не давал клятву Гиппократа, не обязан был приложить ВСЕ усилия для спасения больного? Просто зайти к начальству и спросить — что делать?
Слаю-При (не) оказании медпомощи больной О.Д.Макоте были допущены элементарные организационные недостатки и об зтом открыто сообщалось в СМИ.Врач ,который планировал проведение операции, действительно сказал мужу больной о том ,что необходимо вносить деньги в кассу больницы и закупать медикаменты т.к. не был проинформирован руководством лечучреждения о возможности использования бесплатных лекарственных средств. Это,в основном,привело к тому,что больная отказалась от возможной операции.
Слаю и Сержу- Меня и редактора правда о состоянии здравоохранения для бедных шокировать не может.Мы об этом открыто рассказываем с простой целью улучшить работу больниц и поликлиник уже сейчас,а не Мельмаке в будущем, и для того, чтобы не было в нашем городе сучаев средневековой дикости подобного тому о котором Вы упоминаете.
Не нужно бояться говорить правду под предлогом того, что она шокирует. Если все такие порядочные, тогда почему женщине пришлось своими силами дома отпиливать стопу?
О "хрустящих купюрах". А вы, господа, случайно не с планеты Мельмак? Или вас не "колпашили" в тамошних больницах?
Виктор Михайлович, не обращайте внимания, это все дурное воспитание.
Слаю и Олегу-по поводу "хрустящих купюр перед глазами врача" и "хирург может зарезать"-обычное хамство.
О заповедях Христа хорошо помню. Однако Христу было легко учить других, помня о том, что на земле он будет около трёх десятилетий, а потом улетит туда, где раньше был… Под крыло всемогущего покровителя. И я бы на его месте говорил то же, что и он 🙂
Власть смотрит на народ, прощупывает его — быдлячий или нет. Если те, что у власти, поняли, что большинство из нас быдлячие, то и творят, что хотят.
Ещё, конечно играет роль теневая экономика. Например, недавно зашёл в магазин "Рабочая одежда" кое — что купить из инструмента, купил, а чек не дали. А раньше так осторожно спрашивали : вам чек надо или нет ? А теперь вообще не спрашивают. В бутиках тоже никаких кассовых аппаратов, никаких чеков. Мера Черновецкого хотели отправить в психбольницу, за то, что он провоцировал бабушек "стучать" на своих соседей, которые сдают квартиры, имеют доход, а налогов не платят. И это при том, что в Европе такое "стучание" давно считается чем — то естественным. Да и в США тоже. Европа, значит для нас не образец, США тоже, интересно, а что же для нас образец 🙂 ?
oleg! Судя по ваше логике, если ты убил, что бы оттомстить — значит "не быдло". А если помншь о законе и 10 заповедях — быдло. По — моему вы веком промашнулись..
А вообще посмотрите городскую програму, которую приняли в прошлом году, вместо предложенной Мягким. Пока у нас из бюджета будет финансироваться не отрасль, а конкретные личности, толку не будет.
Коммент слая — наиболее характерный коммент большинства граждан большинства стран, у которых такой принцип : к любой власти можно приспособиться, а изменить ничего нельзя.
Мне один товарищ сказал : а что ты сделаешь, ведь если ты будешь настастаивать на бесплатном лечении, то хирург может отомстить — зарезать "случайно", а судмедэкспертиза ничего не докажет, потому что "связанные одной целью, скованные одной целью". Согласен, но и родственник может устроить хирургу несчастный случай. Если не быдло. А если быдло….
Любой семье нужно иметь в загашнике тысяч 10 на тот случай, если кому-то внезапно поплохело (иначе можно сыграть в ящик). Это объективная реальность и от этого никуда не денешься. Это раньше ты мог рассчитывать на квалифицированную медицинскую помощь просто потому, что ты человек. Сейчас же свое стремление выздороветь ты должен подкреплять дензнаками (помаши у врача перед носом хрустящими купюрами, и ты увидишь, как в его глазах появятся кровавые ниточки). Таким образом, на нынешнем этапе грамотный и ответственный семьянин всегда будет держать башли на всякий пожарный. А всякий пожарный — это как правило мед. помощь оперативного, реабилитационного и др. характера…
Виталию- Не надейтесь на президента.12-й министр здравоохранения за годы независимости и все кандидаты в президенты обещают эффективные реформы. Работа отрасли может быть лучшей если ней будут руководить не крикливые политики, а знающие менеджеры.
Не знаю, как устроена страховая медицина в других странах, но я согласен отдавать 10-15% своей зарплаты, чтобы на случай болезни я был обеспечен всем необходимым. Медицина-это сейчас единственная отрасль, которая осталась неизменной с советских времен. Общество, экономическая модель поменялись, а медицина осталась прежней. Эта модель сейчас неэффективна и не работает. Когда же Президент, премьер и ВР займутся реформой? Этот вопрос давно уже назрел.
"Их бину".Не согасен с тем.что никто за нас-кировоградцев( и с
ейчас) работу по улучшению здравоохранения не сделает.Все должны заниматься профилактикой заболеваний,а медработники -ранней диагностикой и лечением.
Денежные средства больных ,в основном ,идут на обеспечение диагностики и лечения,хотя имеет место и нерациональное и нецелевое их использование. Бюджет отрасли(91 млн.грн. в 2009году) покрывал только 41% от минимальной потребности(222 млн.грн.) скупого минздрава.Остальные 131млн.грн. врач вынужден выпросить у больного.
20грн. на приемном покое больницы выпрашиваем на т.н.общебольничные нужды( большая часть этих денег идет на заправку бензином джипа главврача)
50грн.-за УЗИ.
10 ——лабораторные анализы.
15 —рентгенография.
150-300грн. -оплата расходных материалов операционной,
100-300грн. в сутки закупка медикаментов,
50-100грн. в фонд отделения(ремонт,моющие и т.д.)
40грн. -обследование на гепатиты.
50грн. доставка крови из СПК бывают и другие затраты.
Врач обязан обеспечить лечение согласно стандартам и протоколам ,иначе ему грозят санкциями по ст.УК № 139-140.
В.МЯГКОМУ
С чем кокретно вы не согласны? Вы сами согласны, что власть имущие не хотят этим заниматься. И вы их собираетесь увещевать на заседаниях исполкома? Да пока у нас будет двухуровневая система медобслуживания — для власть имущих и простых граждан, ничего и не измениться. Я в шуточной форме дал свои предложения в самом начале дискуссии. Но в каждой шутке…
Медикам дозволили брать деньги за НЕКОТОРЫЕ услуги, но они вошли во вкус и скоро начнут брать деньги за вход в лечучреждение.
Всё это печально, Оксана, но не думаю, что деградация украинского общества происходит из — за слабой медицины. Если человек к 40 — ка годам ещё не понял, что ему нужно для более — менее крепкого здоровья и самочувтвия, то он не поймёт и до конца жизни. Например, вам, журналистам (я имею в виду не всех, а тех, у кого в основном сидячая работа) следует помнить, что 5 км в день пешком — одно из условий здоровья. Есть и второе и третье, но перечислять их все нудно, вы и сами должны знать…
Уважаемый Виктор Михайлович!
Скажите, пожалуйста, вот эти 2,5-3 тис грн на операцию, а всего 5 или больше тыс грн больной (его родственники/друзья/сослуживцы и т.д) платит за что?
Категорически не согласен с "ИХ бин" и Виталием. Уровень здравооохранения можно повысить четкими организационными мерами,направленными на более полное использование имеющихся возможностей для своевременной диагностики заболеваний и применения малозатратных методов лечения.Власть имущие просто не хотят заниматься здравоохранением для малообеспеченных слоев населения т.е. для бедных.Бюджетные и "благотворительные" деньги используются нерадивыми медначальниками нерационально.
Полностью согласен с предидущим автором. Проблем медицины на уровне города не решить.
Не хотел обидеть автора. Просто кроме констатации фактов пора переходить к предложениям.
К сожалению, состояние городской медицины для меня не новость — как журналист я написала достаточно материалов на эту тему, как пациент — и лечилась, и проходила обследование, и рожала ребёнка, и лежала с ним в больнице. Каждый раз — в какой либо из кировоградских.Что касается данной публикации, то даже при поверхностном прочтении можно убедиться, что она построена исключительно НА ЦИТАТАХ из писем, пришедших в редакцию — как о состоянии в том числе медицины города, так и взглядов ИХ АВТОРОВ на проблему вообще.Естественно, тема будет продолжена — как на основании новых писем читателей, так и собственных материалов журналистов "УЦ" — как о той же 4-й больнице, так и о других медучреждениях города, о которых мы, к сведению автора поста, писали подробно и неоднократно. С уважением.
Автор пытается нам преподнести как последнюю новость состояние городской медицины. И почему-то в пример приводится только одна больница. А в других медучреждениях не бывали?
Есть один действенный метод на уровне города — обязать мэра, всех городских чиновников а иже с ними депутатов по расписанию проводить 10 дней в любой городской больнице. Как говорится, у нас нет абсолютно здоровых людей, а есть недообследованные юольные.
Но!!! При этом никакого vip обслуживания!
Что же касается общей проблемы медицины, увы, на уровне города ее не решить.