О том, как развивать туризм

В продолжение начатой темы.

Сразу оговорюсь, что придерживаюсь мнения о необходимости решений глобальных, а не «ямкового» затыкания прорех. По-крайней мере, нужно понимать, куда двигаешься. Как говорил Сенека, «если не знаешь, к какой пристани держишь путь, ни один ветер не будет попутным».

Поэтому буду писать о вещах несколько пространных, но вполне реальных.

Итак. Имеем: г.Кировоград, который очень хорош тем, что в нем ничего не делалось (для городской среды) много лет. Он практически «чистый лист».

С чего начать? Очевидно, с решения первых проблем из списка, а это транспорт, инфраструктура, навигация. Каждый из этих пунктов можно удостоить отдельным рассмотрением, поэтому не буду вдаваться в подробности. Главное, чтобы эти проблемы решались качественно, так как на примере других украинских городов видим — поспешные действия редко приводят к чему-то хорошему.

Взять, к примеру, навигацию, или, если правильно — «систему ориентирующей информации». В Кировограде её нет. Но и в тех городах, где она присутствует —  часто реализована словно для большей путаницы. В чем основная проблема? Системы указателей и другой справочной навигации не связаны между собой. Необдуманное, формальное размещение этих элементов имеет КПД, близящийся к нулю.

Поэтому, коль уж имеем незапятнанное полотно, нужно постараться заполнить его шедевром, а не очередной мазнёй.

Второе. Достопримечательности. С этим сложнее. Но нет ничего невозможного. С точки зрения улучшения привлекательности городской среды, показательны примеры все той же Барселоны, Бильбао. Реформы пространственной политики там не пошли по пути традиционного планирования, а сосредоточились на мало-бюджетных точечных проектах — «городской акупунктуре». Смысл её состоял в том, что в 150 локациях (в ключевых точках города)  были созданы новые общественные пространства. Вместо заброшенных зданий, депо, старых промышленных объектов возникли общественные площадки, скверы, парки. Также появились локальные «эстетические магниты» — скульптуры, современные постройки, различные архитектурные формы.

Еще одним способом расшевелить город стали «галереи на улицах» — скульптурные формы, арт-объекты, установленные в общественных местах, которые служили катализатором преобразований.

Барселонский подход сейчас используется во многих европейских странах.

Как может применить этот бесценный опыт наш город? Акупунктурный подход к реформированию городских пространств вполне подходит и для нас. Важно выработать единую стратегию. Объединить все проекты в один глобальный план.

В него должны входить и решение насущных вопросов благоустройства, и создание новых объектов, интересных достопримечательностей, организация общественных пространств. Туда же — проведение фестивалей, разработка туристических маршрутов, брендинг.

Кстати, о брендинге. Если кто-то до сих пор считает, что пиар превыше всего, должна вас разочаровать — какой бы красивой ни была обертка, если внутри — пусто, …то дурная слава о таких обманных конфетах разлетится со скоростью звука. И если даже заманить некоторое количество туристов обильной липко-сладкой рекламой, а они, на свою беду, приедут, то с учетом сегодняшней медийной активности населения — скептические и саркастические отзывы о «достопримечательностях» Кировограда создадут городу отрицательную карму. Не обманывайте людей, господа, доброе имя тяжело заработать и очень легко потерять.

Вернемся к реформам.

Кто этим будет заниматься? Есть примеры уже осуществленных «реформ городского облика», которые были связаны с деятельностью конкретных личностей, политическими преобразованиями и приходом на ключевые должности конкретных людей-инициаторов. Могу вспомнить Э. Пеньялоса, мэра Боготы, Н. Сера, мэра Барселоны (до 80-х годов Барселона была депрессивным индустриальным городом), города Бильбао, Сарагоса и многие другие. О Се Хун — мэр Сеула с 2006 года — яркий пример новатора, за 4 года преодолевший бюрократию и пробки, превратив Сеул в город будущего. Правда жизни в том, что общественность в лице жителей города всегда может четко сказать, что ей не нравится, но очень редко — что именно нужно делать. Ждать конкретных дел и инициатив «снизу» — утопия.

О том, как развивать туризм: 2 комментария

  1. Хочется верить, что если у кого-то получилось (а примеров масса), то и у нас когда-нибудь до этого дойдет).

Добавить комментарий