Когда-то в совсем другой стране 19 мая отмечался праздник — День пионерии. Белые рубашки, красные галстуки, соцсоревнования между отрядами, у кого куча металлолома окажется больше, пионерские зорьки… Те, кому сейчас за 40 и больше, могут вволю поностальгировать, а мы хотим взглянуть на пионерское движение с немного другого ракурса.
В первый класс я пошла в 1989 году. Помню, с каким нетерпением мы все ждали третьего класса, когда нас примут в пионеры. Мечтали о тех самых красных галстуках и поездках в пионерлагерь летом. Гадали, какой нам попадется пионервожатый. Но хрупкие детские мечты разбились о безжалостный гранит исторического процесса — в 1991 году распался Советский Союз. Внезапно мы, 9-летние дети, оказались в новой стране — независимой Украине. В этой стране в пионеры уже не принимали. Движение исчезло, уступив дорогу множеству организаций — от детских парламентов до скаутских клубов. Дух соцсоревнования исчез, зато появилась свобода выбора. Да и сами дети уже другие.
История сослагательного наклонения не терпит, но немного пофантазировать и представить себе, каким было бы пионерское движение сегодня, никто нам не запретит, так ведь? И мы обратились к людям, посвятившим многие годы своей жизни работе по организации обучения и воспитания детей, вот с какими вопросами: возможно ли что-то похожее на пионерское движение сегодня? Если да, как бы оно выглядело?
— Современные дети, конечно, сильно отличаются от тех детей, — говорит начальник службы по делам семьи и молодежи Кировоградского горсовета Людмила Дорохина. — Могу сказать сразу: у современных Тимура и его команды оповещение было бы организовано на фантастическом уровне. Посмотрите, как действуют репосты в том же «Фейсбуке» — информация расходится мгновенно. Но, с другой стороны, сейчас детям очень не хватает живого общения, я недавно наблюдала такую картину: несколько деток зашли в кафе, сели за один столик — и дружно достали свои смартфоны. Детки по виду — пяти- или шестиклассники, но вместо того, чтобы беседовать друг с другом, они сидят в Сети.
Если бы мне сегодня пришлось быть пионервожатой, я бы прежде всего начала работать над увеличением времени непосредственного общения детей друг с другом. Как? Старые добрые пионерские зорьки нам в помощь. Дети все так же любят походную романтику — сидеть в лесу у костра, бегать наперегонки и так далее. Раньше такой досуг строили на коммунистической идеологии, а теперь эти мероприятия можно проводить в рамках патриотического воспитания.
Часто слышу, что современные дети совсем не такие, им ни до чего нет дела. Это неправда. Конечно, сейчас детей не заставишь ходить строем и дружно участвовать в каких-то социальных проектах. Но те, кто в них участвует, делают это по собственному выбору, сознательно. А это дорогого стоит. В то же время, чтобы побудить ребенка сделать этот выбор, взрослому нужно вовремя направить его энергию, привить какие-то убеждения и развивать их дальше. Нужна преемственность, которая была тогда и которой, к сожалению, нет сейчас.
После слов Людмилы Владимировны как-то очень живо представился Тимур, сидящий с планшетом в библиотеке и расставляющий метки в Гугл-мапс, рассылая их потом на учетные записи своих побратимов Вконтакте. Побратимы немедленно выдвигаются по указанным адресам, а потом со своих смартфонов высылают фотоотчеты о том, какая помощь была оказана живущей по этому адресу бабушке-старушке. Семьи воинов АТО были бы у Тимура в особом списке, их жилища отмечались бы не красными звездами на заборах, как в оригинальной повести, а красными метками на электронной карте города…
Заведующая методическим отделом Кировоградского областного центра детского и юношеского творчества (проще говоря, ДЮЦа) Наталья Долгополова рассказала нам о том, как организуется досуг и воспитательная работа с детьми за границей. Этот опыт явно следовало бы перенять и нашим виртуальным пионервожатым:
— У меня есть возможность сравнивать, — говорит она. — В 1987 году я вместе с детьми из «Пролиска» поехала в Болгарию, в международный летний лагерь. У нас, помню, было принято, идя по улице строем, разбившись по парам, кричать всевозможные речевки. И вот я с детьми иду, мы кричим речевки, а прохожие смотрят на нас как-то странно. У них это не принято и даже несколько дико. Позже я посещала семинар во Франции, всех представителей западноевропейских стран, которые там присутствовали, мы пригласили в лагерь в Болгарии — получили отказ: «У нас в детских лагерях принято жить по биологическим часам», — сказали они.
Также я была на стажировке в США, в городе Талса в штате Оклахома, изучала их опыт внешкольной работы с детьми. Так вот, в школах США практически не занимаются воспитательной работой в привычном нам понимании. Там есть заместитель директора по воспитательной работе, но в его обязанности не входит организация праздников и соревнований. Дело в том, что внеклассным воспитанием школьников в США занимается множество организаций, живущих на гранты крупных накопительных фондов. Организации самые разные — скаутские, религиозные, спортивные, кружки лидерского воспитания. Какую из организаций посещать, решают сами дети. Задача педагога по воспитательной работе — распределить детей в эти организации по интересам. Во внешкольном воспитании особое значение придается трем направлениям: лидерские программы, волонтерское движение, здоровый образ жизни. Для одаренных детей есть специальные школы, в которых преподаются музыка, рисование. Потихоньку к подобной системе движемся и мы. Поэтому мне кажется, что сегодня существование пионерского движения в том всеохватывающем виде, каким оно было раньше, не получится. Независимая Украина сделала ставку на европейский менталитет, в котором главный приоритет — развитие личности. В СССР же все было унифицировано: одинаковые школы, одинаковые задачи, одинаковая форма, все инструкции спускаются сверху. Сейчас, во-первых, появились школы разных направлений со своими программами обучения. Появились негосударственные общественные организации, занимающиеся с детьми, — от церковных школ до центров раннего развития. Впихнуть все это многообразие в ту унифицированную схему не получится. Гораздо реальнее принять на вооружение американскую модель внеклассной работы, чем вернуться к советской…
Итак, принимаем слова профессионалов на веру: в современном мире единая система не выживет — пионерское движение распадется минимум на два направления: патриотическое-скаутское-спортивное и социальную деятельность. Внутри этих направлений возникнут свои ячейки. От детей не будут требовать участия во всех направлениях, достаточно будет выбрать одно. В обязанности пионервожатого будет входить кураторство детей, занимающихся по различным направлениям. Естественно, наш виртуальный Тимур выбрал бы социальную деятельность. Он регулярно участвует в волонтерских акциях вместе со своей командой, но вдобавок к этому посещает лекции по развитию лидерских навыков, которые периодически проводят преподаватели взявшего над их школой шефство педагогического института. А в соцсоревнованиях на тему «Кто переведет через дорогу больше бабушек» принципиально не участвует, чем неоднократно вызывает критику и пионервожатых, и педагогов, несмотря на хорошие оценки и активную позицию. Все-таки до полной победы над формализмом и показухой нам еще далеко.
Описанные в этой статье пионеры из 2015 года — не более, чем полет фантазии. Ясно одно — в новых условиях, в демократической стране пионерское движение не смогло бы сохраниться в том виде, в каком его запомнили. Мало кто из современных детей пошел бы в советские пионеры. Но это движение — часть нашей истории и нашей памяти. Его не надо мифологизировать или демонизировать, о нем нужно просто знать.
Виктория Барбанова, «УЦ».
Про жовтенят ще статтю треба написати. Без цього этапу стати піонером було неможливо. 🙂
Цікаво, а чи видають подібні статті в Німеччині про Гітлерюгенд?
«Но хрупкие детские мечты разбились о безжалостный гранит исторического процесса – в 1991 году распался Советский Союз.»
После этих строк мои глаза заволокла предательская влага, мимими.
Хорошими делами можно заниматься и без организации и без политической подоплеки. Комсомольцы и пионеры, если их избавить от идеологической (советской) шелухи, были бы вполне вменяемым способом катализации сил молодежи, но в той форме, в которой они существовали, они представляли собой лишь форму превращенную, не имеющую отношения к реальным искренним молодежным движениям