Недавно в Кировоградском педагогическом университете имени Владимира Винниченко выбрали нового ректора. Перед вами — первое интервью Олега Семенюка в качестве руководителя одного из крупнейших вузов региона.
— Олег Анатольевич, вы достаточно давно работаете в университете, чтобы определиться, стиль работы какого из его руководителей последнего десятилетия вам наиболее близок. Чьим преемником вы себя считаете?
— Стиль управления университетом формируется даже не в одном вузе, в то же время статус преемника применим скорее для монархических образований. Лично мне близок либеральный стиль, когда ректор не является жестким администратором, а дает возможность проявить инициативу другим внутривузовским управленческим подразделениям и структурам. Ведь университет отличается от предприятия тем, что у нас основным звеном, отвечающим за подготовку специалистов, являются кафедра и её руководитель, который вместе с коллективом формирует подход к обучению… Мне близок стиль управления, который практиковал покойный Виталий Иванович (Завина. — Авт.) — он искал взаимопонимание с коллективом, умел обеспечить проявление инициативы другими. Олег Поляруш работал в условиях жесткой, регламентированной административной системы, когда всё приходило «сверху» и решалось там же, главным было освоить средства и выполнить госплан, а ректор работал не столько в содружестве с кафедрами, сколько с парткомом. Валерий Радул, Григорий Клочек работали в других условиях, когда во главу угла уже ставились абитуриент и преподаватель…
— Вы стали единственным кандидатом, в программе которого был тезис о необходимости сотрудничества с местной властью. Что, по-вашему, университету нужно от руководства региона?
— Это сотрудничество вполне естественно. Такой вуз, как наш, является наиболее крупным в области «предприятием» со значительными человеческими ресурсами — у нас шесть с половиной тысяч студентов. Это — самый крупный культурный и образовательный центр региона. У нас есть здания, земельные участки. Скажем, мы уже больше 30 лет арендуем здание нынешнего факультета искусств (бывшая гостиница «Версаль») на улице Ленина. Если мы найдем точки соприкосновения с областным руководством, депутатским корпусом, то сможем получить это помещение в собственность, сделать полноценный ремонт. Ещё один момент — поддержание в рабочем состоянии общежитий, которое требует немалых затрат. Достаточного количества ресурсов для этого всегда не хватает, ведь плату за проживание мы не повышаем выше приемлемого уровня, иначе многим студентам эта статья расходов будет не по карману. В Черкасской же области, например, есть программа «Студенческое общежитие», которая основана на совместном финансировании из вузовского, городского и областного бюджетов работ по благоустройству студенческого жилья. Для нас эта проблема тоже актуальна — скажем, общежитие №2, которое сейчас выведено из эксплуатации, требует полной реконструкции, а только проектно-сметная документация ещё три года назад стоила 270 тысяч гривен… Но мы никоим образом не собираемся быть нахлебниками, многое нам по силам сделать самостоятельно. Думается, и областная власть заинтересована в том, чтобы хорошо подготовленные специалисты ехали в села, а не отправлялись в крупные города других областей.
— Партийные предпочтения руководителей вуза последних лет известны, они совпадали с политической конъюнктурой. Какого цвета партбилет у вас?
— Партбилета у меня нет ни одного. Как-то в период перестройки я хотел вступить в КПСС, чтобы бороться за «усовершенствование социализма», но моя непролетарская сфера деятельности не позволила влиться в «передовой отряд». С тех пор я принципиально не вступал ни в одну партию. Тем более что, по моему мнению, партий в чистом, классическом виде в Украине вообще нет. Я считаю, и это убеждение разделяют многие, кто за меня голосовал, что партийный ректор — это всегда лишняя головная боль. Да, есть определенные структурообразующие взгляды, которые можно высказывать. Но они ни в коем случае не должны влиять на взаимоотношения с подчиненными, с коллективом. Понятно, что в Украине находиться вне политики невозможно, и в следующем году вопрос политических предпочтений и симпатий снова станет актуальным. Однако я ценю то, что мое пребывание в отдалении от политики импонирует людям не только в стенах университета, но и вне его.
— Во время избирательной кампании вашу кандидатуру называли консолидирующей, устраивающей всех. Кого, по-вашему, вы устраиваете? Кого собираетесь консолидировать?
— Всех устраивать невозможно, так не бывает. Думаю, моя кандидатура устраивает большинство представителей коллектива университета. О студентах речь не идет — счастливый студент видит ректора один раз, когда тот вручает ему диплом. В больших университетских коллективах зачастую ректора и преподаватели видят крайне редко: это событие из ряда «Я Ленина видел!». Ректор должен быть фигурой, которая не вызывает сразу желания чего-либо не делать — из его распоряжений. Думаю, коллег устраивает то, что я давно работаю в университете и о моей работе хорошо известно, то, что я не «чужой», и главное — что не отношусь к категории людей, которые постоянно участвуют в каких-либо скандалах.
— В последнее время живо обсуждается судьба университета в связи с министерскими реформами: то непедагогические специальности собирались упразднить, то вообще лишить статуса университета… Что в связи с этим ждет вуз?
— Во-первых, речь шла не о прекращении подготовки на непрофильных специальностях в педагогических вузах, а о том, чтобы ограничить на такие направления государственный заказ. В нынешнем году об этом речь не идет.
Если говорить о реформе, которая представлялась как изменение статуса вузов с определенными параметрами, то, во-первых, это тема целого цикла статей. Во-вторых, образование реформируется постоянно, Украина здесь — не исключение. В нашей стране огромное количество учебных заведений, из которых около половины — государственные, готовят специалистов, которые потом не находят своего места на рынке труда. Например, положа руку на сердце, ответим, нужно ли нам столько, сколько сейчас готовится, журналистов? Скажем, специалиста для экономического журнала нужно сначала научить основам экономики, а затем уже за год-полтора магистратуры дать образование журналиста с получением государственного сертификата. Кстати, во многих странах такой сертификат нужен даже маляру — без него у такого специалиста не будет права работы по профилю. Это — уравновешивание рынка труда, ведь не должно быть на одну вакансию преподавателя английского десять претендентов…
А вообще ведь не министерство готовит реформу, она вызревает внутри самой среды. Да и многие проекты, которые предлагаются сейчас, готовились ещё 4-5 лет назад — в частности — необходимость сокращения дублирующих друг друга вузов. Кстати, количественный показатель в применении к статусу вуза, который вызвал такой резонанс у общественности и в СМИ, в новой редакции законопроекта снят…
Да, специалистов готовится много, однако, к примеру, в сельских или географически проблемных районах страны их катастрофически не хватает — люди попросту не хотят ехать на пустое место, где нет нормальных условий для жизни и работы. Словом, система подготовки и последующего использования специалистов у нас регулярно дает сбои, прежде всего по экономическим причинам. Возможно, начинать с институтов и университетов в данном случае не совсем правильно, но с чего-то же нужно начинать…
— Каковы особенности вступительной кампании-2011 в КГПУ?
— Говорить об этом пока рано, кампания продлится ещё месяц. Хотя, на мой взгляд, можно было бы уложиться, как в прошлом году, в две недели. Тем более что выпускников школ в нынешнем году меньше. Но, думаю, тенденции предпочтения факультетов будут прежними: факультеты иностранных языков, истории и права, психолого-педагогический…
— Кстати, о преподавании истории: как можно учить и учиться, если и студенты, и преподаватели имеют собственные политические взгляды, не совпадающие с официальной трактовкой, которая, к слову, тоже меняется — в соответствии с президентскими каденциями?..
— К серьезному изучению современной истории студенты приступают уже после того, как освоили историю древнего мира, средних веков и пр. У них вырабатывается научный взгляд на эволюционный исторический процесс плюс понимание того, что все повторяется. Поэтому, наверное, этот факультет является наиболее консервативным и «политически правильным». Профессора и доценты преподают не политическую историю, а историю вообще и не позволяют себе демонстрировать, а тем более навязывать собственную интерпретацию событий.
У современных студентов же есть возможность пользоваться огромным количеством источников, вести скрытую или открытую полемику с авторитетами. Кстати, преподаватели говорят, что студентов сейчас больше интересует не современная история, а древняя, средних веков, история Украины XVI-XVII столетий… Тем более что даже вне аудиторий «политические» споры уже пару лет неактуальны — общество настолько устало от политики, что его гораздо больше волнует вопрос цены на бензин, чем то, кто виноват в её повышении.
— Зато тема коррупции в вузах — вечна. Но если многие руководители предпочитают не выносить сор из избы и утверждают, что в их вузах взяток не берут, то не эффективнее было бы устроить пару-тройку показательных процессов? Дабы другим неповадно было… Вы готовы к инициативе таковых?
— Если я скажу, что готов, мне сразу же нужно отсюда уходить… Я ведь не следственные органы — суд, прокуратура. Иногда я вижу ситуацию с рассуждениями о коррупции в вузах через призму старого студенческого анекдота: выходит студент с экзамена и жалуется на преподавателя — вот, мол, валит, гад! — А что спрашивал? — Какой предмет сдаем…
Рассказы о том, что преподаватель требует взятку, зачастую инициируются студентами, которые не могут или не хотят выучить предмет. Понятно, что такие разговоры, о коррупции и взяточничестве, существенно бьют по имиджу вуза и вполне могут быть элементом межвузовской конкуренции… В конце концов вину в нашем случае преподавателя определяет суд, а не слухи. Кредитно-модульная система, действующая в университетах сейчас, вполне позволяет студенту честно и прозрачно сдать сессию. Студент ещё в начале года получает комплект документов, где указано, какие темы и по каким критериям оценивания он должен будет выучить и сдать. Более того, если он считает, что по действующим критериям его оценили недостаточно, он имеет право об этом заявить и получить возможность улучшить оценку — такого раньше не было. Увы, сейчас студенты приходят в вуз, не всегда подготовленные к тому, что требования к уровню знаний будут очень серьёзные. Поэтому, столкнувшись с этими требованиями, они не всегда надеются только на себя и свои силы…
Я не говорю, что все педагоги — «белые и пушистые», но по большей части разговоры о профессорах-взяточниках, как и причины коррупции в стенах вузов имеют корнем именно нежелание студентов честно и добросовестно учиться. И тут уже нужно помнить об обоюдной ответственности за «взятки» — и преподавателей, и студентов. Кстати, число выпускников, которые по окончании вуза говорят о том, что они никогда никому не платили, на самом деле гораздо больше тех, кто заявляет об обратном…
— А вот о жизни в общежитиях по-прежнему можно снимать скандальные триллеры. Здесь хоть когда-нибудь можно навести порядок?! Или проще закрыть насовсем?
— Условия жизни в общежитиях всегда были нелегкими, ещё с советских времен. Причем даже не столько в бытовом, сколько в моральном плане, что связано с необходимостью сосуществования большого количества людей с разными привычками, характером, воспитанием. Да, есть дежурные преподаватели, деканы, но они не могут ходить по общежитиям и рассказывать студентам, как нужно себя вести. Не в их полномочиях указывать — мол, прекращайте пить и выносите мусор, по результатам обхода составляется записка на имя коменданта, проректора по воспитательной работе с указанием наиболее заметных минусов. Кстати, во многих странах в студенческих кампусах единственные, кто занимается поддержанием порядка, — это полиция… Я же считаю, и это мнение разделяет большинство моих коллег, что, чем лучше бытовые условия в общежитиях, тем спокойнее в них ведут себя студенты. Диктует тенденции и рынок, который дает возможность снимать квартиру трем-четырем студентам ненамного дороже, чем платить за общежитие. Тем не менее, опять-таки, мы планируем повысить комфортность наших общежитий — наряду с усилением ответственности живущих в них студентов. Скажем, установить счетчики, и тогда плиты не будут на кухнях греть круглосуточно, и свет на ночь будет выключаться — потому что за перерасход финансово будут отвечать солидарно жители конкретного блока. Плюс планируем чаще ребят поселять в комнате, которая будет сохраняться за ними в течение четырех лет, — обязательно с заключением договора. А не как раньше, когда «переселения» происходили ежегодно, и студенты не были заинтересованы в поддержании порядка в комнате на протяжении года. Мы рассматриваем и вопрос оборудования комнат повышенной комфортности, где количество проживающих будет меньшим, а плата за проживание — чуть выше. Так или иначе, общежитие — это квинтэссенция психологии человека, и, не поменяв эту психологию, эффективно порядок здесь обеспечить будет сложно.
— О том, что новая метла метет по-новому, хорошо известно. Чего, каких реформ и изменений ждать от ректора Семенюка?
— В коллективе, который уже девяносто лет готовит специалистов, педагогов, революционные изменения по умолчанию невозможны. Мы работаем в поле, регламентируемом большим количеством нормативных документов — от закона о высшем образовании до КЗОТа, которые четко определяют нашу деятельность. Понятно, что эволюционные изменения будут: в структуре кафедр, материального обеспечения — в рамках программы информатизации. Резких изменений в кадровой политике не будет — большинство должностей у нас выборные. Думаю, будут четче определены должностные обязанности, точнее выписаны критерии соответствия той или иной должности. И, что главное — мы находимся в жестких экономических рамках, и число преподавателей, доцентов, профессоров должно быть четко регламентировано и привязано к определенному количеству студентов. Думаю, будут изменения и в сторону увеличения ответственности за порядок в общежитиях…
Для меня как ректора в первый год работы очень важно привести систему доходов и расходов университета к приемлемым пропорциям. Понятно, что на качестве обучения — профессуре, книгах, компьютерах — экономить не будем. Но устаревшие, потерявшие востребованность и актуальность структуры будут постепенно ликвидированы, управление будет более компактным. Но, главное — особенно в контексте значительного расширения магистратуры и аспирантуры — привлекать к преподаванию больше докторов, профессоров. Понятно, что все эти изменения будут проходить в тесном сотрудничестве со студентами — студпрофкомом, студенческим самоуправлением. Ведь их задача — не политикой заниматься, а вместе с нами работать над качеством студенческой жизни…
Считаю что Семенюк — хороший руководитель. Есть цель, а это главное. Ну и у нас, на иньязе, его ценят.
"У них вырабатывается научный взгляд на эволюционный исторический процесс плюс понимание того, что все повторяется." И далее.Вопрос не по адресу и потому ,наверное,неплохой филолог и администратор,наговорил много странного об истории и ее преподавании.Например,"что все повторяется"-Если бы в истории все повторялось,то можно было бы вывести исторические законы.Но кто может назвать хотя бы один из них? И так далее по тексту.
Кредитно модульная система придумана в Европе не для борьбы с коррупцией,потому в наших реалиях она только отупляет студентов и преподавателей.От этого "подарка" Европы можно было бы отказаться,либо значительно его модернизировать,адаптировать.Не все европейское хорошо.