Строить — значит созидать. Если человек не вкладывает деньги в строительство, он не видит будущего. У нашего города будущее есть, поскольку строят и реконструируют практически на каждом углу. Другой вопрос — насколько необходимо и законно все, под что роют котлованы.
Сравнительно недавно, а именно с 1 января этого года, в нашем городе стала работать инспекция Государственного архитектурно-строительного контроля в Кировоградской области. О нюансах строительства «по-кировоградски» мы поговорили с начальником инспекции Алексеем Кобзаренко.
— Алексей Петрович, сотрудники инспекции есть не только в областном центре?
— В каждом районе есть свои инспектора. Их функции заключаются в том, чтобы оперативно решать вопросы, касающиеся выдачи разрешений на строительство, подготовки документов на получение лицензий на выполнение строительных работ, на проверку качества строительства, соблюдение проектных требований, привлечение к ответственности нарушителей градостроительного законодательства.
— На каком этапе строительства надо получить разрешение в вашей инспекции?
— Процедура непростая. Законодательством предусмотрены два этапа, которые должен пройти заказчик для получения разрешения. Есть разрешение на строительство, которое выдает местный орган самоуправления. После этого заказчик в нашей инспекции получает разрешение на выполнение работ. Только этот документ дает право выполнять строительно-монтажные работы. Это и реконструкция квартиры под офис, и достройка балкона, и строительство завода или СТО, или, к примеру, реконструкция чугунолитейного завода под мясокомбинат и так далее.
Для того, чтобы получить наше разрешение, заказчик должен предоставить пакет документов. Нам для своего заключения законом дается месяц. Но практика показывает, что, если с исходными документами все в порядке, мы справляемся максимум за неделю.
— Есть случаи, когда отказываете?
— Конечно. Это бывает в случае или отсутствия полного перечня документов, или наличия обоснования о несоответствии размещения объекта. Поэтому заказчик, чтобы не узаконивать объект уже после строительства, не привлекаться в связи с этим к ответственности, не доводить до того, что судом будет предписано снести объект, должен всю работу выполнять поэтапно и с соблюдением норм законодательства.
— Есть прецеденты, когда за нарушение требований объект подлежал сносу?
— Есть. Три наших иска в суде уже есть. Один из них — объект на Октябрьской революции, напротив магазина «Визит», где под пятиэтажным домом начали рыть котлован без разрешений. Суд первой инстанции принял решение не в пользу застройщика. Сейчас документы в апелляционном суде.
Мы пришли к взаимопониманию с областной, районными и городской прокуратурами. Мы вместе решили в этом хаосе наводить порядок. Подключаем органы местного самоуправления, которые почему-то закрывают глаза на самовольные постройки. С нами будут работать инспекции по землепользованию, которые тоже наделены соответствующими полномочиями. Кроме того, прокуратура обратилась к органам милиции с просьбой помогать нам в поиске нарушителей. Можете себе представить, что некоторых застройщиков невозможно выловить. На объекте работают «шабашники», которые даже не знают, кто их нанял.
При таком обилии самостроя в городе мы физически не успеваем работать. А совместная работа даст результат. Я на это очень надеюсь.
— Недавно город взбудоражило решение горисполкома о реконструкции домов в центральной части с достройкой дополнительных этажей. Как вы к этому относитесь?
— Всегда перед началом строительных работ любой сложности разрабатывается проектная документация, которая должна пройти соответствующую экспертизу. Но прежде должно быть техническое обследование. Это как диагноз перед определением правильного лечения. Специалисты должны изучить несущую способность грунтов, на которых стоит дом, фундамента, стен, перекрытий. Это выполняют организации, которые имеют лицензии, у которых есть лаборатории. После этого определяется, какую дополнительную нагрузку может выдержать это строение. Возможно, что вообще не может, так как исчерпало свой физический и технический ресурс. А может, и нет, ведь наши деды и прадеды строили с хорошим запасом прочности…
Поэтому органы местного самоуправления, прежде чем принимать решение о выдаче разрешения на реконструкцию с достройкой, должны были провести тщательное обследование помещений.
— Сказали, что не имеют права до получения разрешения…
— Техническое обследование не требует никаких предварительных разрешений! Обследовали, определили, где можно достраивать, потом — документы на исполком.
— А мнения жильцов?
— Я говорю о чисто технической стороне вопроса. В таком случае выдаются все исходные данные на проектирование, начиная от АПЗ (если памятник архитектуры вообще можно реставрировать), потом разрабатывается проектная документация. Затем уже проводится экспертиза: специалисты смотрят от основания до верхнего этажа, как проектировщик выполнил требования, все ли исходные данные собраны, правильно ли оформлена земля. На основании позитивных выводов комплексной государственной экспертизы заказчик имеет право утверждать проект, после чего он становится юридическим документом. А с ним он приходит к нам и получает разрешение на выполнение работ. До этого момента он ничего не имеет права делать на объекте.
Относительно мнения жильцов. Этот вопрос инспекции не касается. Но чисто по-человечески я бы сказал следующее: люди, которые там прожили всю жизнь, а их мнения не спросили… Это неэтично. Это надругательство над жильцами, права которых ущемляют.
— Вам наверняка знакома ситуация с Шевченко, 15. Как можно объяснить строительство такого монстра перед окнами жильцов?
— Разрешение на выполнение работ выдавалось инспекцией Кировограда еще в прошлом году. Но наша инспекция знакома с этим объектом и его историей. Есть выделенный земельный участок, все исходные данные по размещению объекта, технические условия, проектная документация, экспертиза по всем инстанциям, в том числе пожарники, санстанция, экология. Более того, на этот объект есть градостроительное обоснование. Поэтому инспекция не имела юридического права не давать разрешение.
Когда строительство началось, было установлено, что заказчик захватил дополнительно около 250-ти квадратных метров земельного участка под размещение временных сооружений. В связи с этим был подписан приказ по ГАСКу Украины об отмене разрешения. Заказчик подал иск в суд первой инстанции, который его просьбу удовлетворил. Была подана апелляция в Днепропетровск, где решение суда первой инстанции было оставлено без изменений. Сейчас дело находится на рассмотрении в Верховном суде.
Но начало было положено в местных органах власти, которые могли сказать, что здесь никакого строительства не будет, и не выделять землю. В итоге получилась такая ситуация…
— Когда вы можете сказать «нет» строительству?
— Мы можем приостановить строительство в случае, когда нарушается проектное решение. Мы осуществляем контроль за строительством объекта. Если заказчик использует несертифицированные строительные материалы, самовольно захватывает земельный участок, если на объекте работает организация, не имеющая лицензии, тогда мы можем приостановить строительство или обязать заказчика устранить замечания.
— В нашем городе принято сначала строить, а потом узаконивать. Говорят, что так легче…
— Вы видите, как часто собираются наши депутаты и как «плодотворно» они работают по рассмотрению вопросов? Инвестор же при вкладывании денег не может ждать два-три года, пока решатся все процедурные вопросы и пока орган местного самоуправления соизволит принять соответствующее решение. А есть законодательно оговоренные сроки — два месяца, в которые депутаты не вкладываются. Из-за этого часто нарушается законодательство.
— Какие еще нормы нарушаются?
— В нашей сфере деятельности необходимы серьезные изменения в действующем законодательстве. Мы свои предложения уже передали в министерство. Проблема заключается в том, что нарушителем может быть физическое лицо и юридическое. Так вот, физическое может быть оштрафовано за самовольное строительство на сумму не более 170 гривен. Что бы он ни строил — ларек или молокозавод. А юридическое лицо несет ответственность в размерах пятидесяти процентов от объема выполненных работ. Когда мы провели мониторинг, оказалось, что восемьдесят процентов самовольных застройщиков — физические лица. То есть он готов хоть каждый день платить по 170 гривен, тем самым уходя от серьезной ответственности. Кстати, это проблема для всей Украины.
— Но ведь можно вносить изменения в законы.
— А они вносятся. Приняты изменения в 14 законодательных актов, касающихся строительства. Серьезные изменения внесены в Закон «О планировании и застройке территории», которым предусмотрены общественные слушания по возможным размещениям объектов. Кое-какие изменения касаются градостроительной документации. Порядок выдачи разрешений нашей инспекцией тоже претерпел изменения. В общем, мытарства инвесторов будут сокращены, что будет способствовать улучшению инвестиционного климата, в том числе и в нашем регионе.
Эти изменения вступят в силу через полгода. А пока мы намерены с помощью «Украины-Центр» разъяснять основные моменты ожидаемых новшеств.
Это в какой стране вы хотите хоть что-нибудь делать по закону? В Украине? Забудьте!!!
Еще одна контора по выкачке денег