Один из небольших городков Кировоградщины — Малая Виска — исторически разделена на две части: так называемую промышленную и жилую. Делит город железная дорога. Над железнодорожной веткой сооружен мост, соединяющий две маловисковские половины. История виадука началась еще в 1912 году, когда он был деревянным и служил для передвижения гужевого транспорта. Позже, в 1954 году, на его месте был сооружен прочный мост, на металлических фермах, длиной 53 метра, по которому в обоих направлениях передвигались как пешеходы, так и автотранспорт. Представили картинку? Так вот, это небольшое инженерное сооружение стало причиной больших проблем, в которые погружен весь пятнадцатитысячный город.
Дело в том, что месяц назад движение транспорта через мост было прекращено. Представители Одесской железной дороги, на балансе которой находится сооружение, поставили по обе стороны моста ограждения, дающие возможность перемещаться из одной части города в другую исключительно пешком или на велосипеде. Ни о какой машине, а тем более автобусе, не может быть и речи. Малая Виска взволнована, ведь не просто нарушен привычный уклад жизни города — возникшее «неудобство» создает немалые трудности, доводящие людей до слез и способные привести к трагедии.
Пересечь районный центр можно воспользовавшись одной из двух объездных дорог. Но, как говорится в сказке, налево пойдешь — коня потеряешь. В реальности почти так же: по довольно крутым спускам и подъемам этого пути, по словам местных жителей, лошадь идти отказывается — страшно. Обычная легковая машина проехать тоже не может, разве что внедорожник. А после дождя там опасно даже ходить. Да, на этом пути есть железнодорожный переезд, нерегулируемый и представляющий опасность, поскольку железнодорожная ветка в обе стороны просматривается недалеко — резко поворачивает. Говорят, что уже были пострадавшие.
Другую объездную дорогу тоже с трудом можно назвать дорогой. Протяженность ее 8 километров. Почувствуйте разницу: 53 метра и 8 километров для, например, «скорой помощи», выезжающей по вызову, или пожарной машины. Сквозь слезы местные жители рассказывают и о трудностях, связанных с похоронами. В последний путь провожают земляков или преодолевая километры, или рискуя собственными жизнями на крутых спусках.
А теперь от эмоций перейдем к сути проблемы, причинам и возможным путям решения. Мост требует ремонта — это факт, как и то, что людям он крайне необходим. Руководство Одесской железной дороги, понимая, что сооружение соединяет две части города и необходимо для его жителей, берет на себя обязательства за свои средства выполнить ремонтные работы и переоборудовать его из автодорожного путепровода в …пешеходный мост, о чем сообщает в письме председателю районного совета. В этом же письме указано следующее: «…руководство железной дороги не возражает против самого факта строительства автомобильного путепровода и готово согласовать проектные решения, но финансирование строительства объекта не может быть проведено за счет средств железной дороги». Вот такой ответ, который и в устной форме был повторен на сессии районного совета, куда пригласили представителей Одесской железной дороги.
Есть еще один вариант: то же руководство предлагает городу взять мост на свой баланс и делать с ним все, что захочется. Иными словами, структура, отвечающая за состояние моста, хочет переложить проблему с больной головы на здоровую, тем самым сняв с себя ответственность за возможные последствия. Город не возражает принять на баланс данное хозяйство, тем более что уже трижды за средства из городского бюджета мост ремонтировался. Но местная власть согласна взять на баланс капитальное, отремонтированное строение и обязуется содержать его в таком же состоянии.
Проблема возникла не вчера и даже не месяц назад. Годами ведется ставшая традиционной для нашего государства переписка руководства города и района с железнодорожными чиновниками. Среди множества писем есть документ, неукоснительное выполнение которого помогло бы разрешить конфликт и не просто снять напряжение, но и не допустить его. Речь идет о Программе Одесской железной дороги, одним из пунктов которой был предусмотрен «капитальный ремонт путепровода на 997 километре перегона Новомиргород — Малая Виска». Это тот самый мост. И выполнение программы было рассчитано на 2003-2007 годы. То есть деньги были предусмотрены, заложены и, как это часто бывает, куда-то делись.
Восемь лет назад мост уже закрывали. Городской голова Малой Виски Анатолий Довгань, которого в то время избрали, пообещал жителям города отремонтировать сооружение и открыть. Он свое слово сдержал, выполнив обещанное с точностью до часа. В этом году Анатолию Петровичу земляки вновь поверили. Но сегодня быть мэром и выполнять обещания оказалось гораздо труднее, чем восемь лет назад. Для Довганя очевидно, что страдают люди, его земляки и избиратели, и их страданиями должны проникнуться чиновники, как бы далеко они ни были — в Кировограде, Одессе или Киеве. Но не тут-то было.
«Один в поле не воин», «под лежачий камень вода не течет», «кто стучит, тому и открывают» — звучало во время нашей беседы с маловисковцами. Вместе с мэром ищут выход из ситуации депутаты районного совета, знают о проблеме в областном совете, готовы на всё простые жители города. «Готовы на всё» следует понимать буквально. Председатель городской организации ветеранов Степан Иванович Онойко, проживший в Малой Виске 55 лет, сообщил, что народ не просто недоволен, а готов перекрыть движение поездов на железнодорожной ветке, проходящей под злополучным виадуком. Кстати, попытка уже была: мост закрыли в день, когда жители близлежащих сел выехали в районный центр на рынок. Тогда их протестная решительность могла выплеснуться волной негодования прямо на рельсы. Местной власти удалось уладить ситуацию. Надолго ли?
Трудно сказать, чем на самом деле мотивирован отказ железнодорожников ремонтировать путепровод, как его называют в официальных документах. «Отсутствие средств» жители города воспринимают скептически, ведь железная дорога зарабатывает огромные деньги, в том числе и на ветке, делящей Малую Виску на две части. Депутаты райсовета и городской голова разрешение возникшей ситуации видят в следующем. Определяется степень изношенности сооружения, составляется смета. Одесская железная дорога проводит ремонтные работы. Долевое участие в финансировании принимают районная и областная власти. После этого город берет мост на баланс и несет ответственность как за него, так и за безопасность пешеходов и транспорта. Все просто…
Время идет. Открыть мост — это не просто разрезать ленточку, понадобится длительный период восстановительных работ. Город уже сегодня с ужасом ждет первое сентября, когда дети пойдут в школу через нерегулируемый переезд. И пока этот материал дойдет до того, кому он адресован, возможно, к кому-то не успеет доехать «скорая помощь». И тогда на вашей совести, неизвестный нам чиновник, будет чья-то жизнь. А зачем вам на душу еще один грех?