Таловая Балка. Свидетель истории

Многие путешественники в поисках красивых мест Украины заезжали в село Таловая Балка Светловодского района. Красивейшая природа, с буйной зеленью и водоемом, и – храм, двухсотлетний свидетель истории.

Долгое время храм Преображения Господня представлял собой просто строение – с признаками разрушения, с мусором внутри. В советские времена здесь был химсклад, а потом, когда не стало окон и части свода, – просто зданием на холме. Но более двух веков здесь хранится потрясающая энергетика и живет надежда. Похоже, настало время для оправдания надежд.

Когда мы приехали в Таловую Балку, в храме проходил обряд венчания, который проводил архимандрит Серафим. Став свидетелями таинства, мы поразились искренности венчавшихся, выбравших среди храмов с дорогим убранством именно этот, без окон, дверей и свода. И еще нас поразило то, что на головы молодым вместо традиционных корон священник надел венки, сплетенные из полевых цветов. Как это было красиво и трогательно! «В кафедральных соборах, в городах надевают короны, а мы пока в полевых условиях, отсюда и полевые цветы», — объяснил священник.

Архимандрит Серафим рассказал нам о храме, его прошлом и будущем, а также о том, как изменилась жизнь в Таловой Балке за последний год.

— Мы приехали сюда в июне прошлого года по благословению нашего правящего архиерея Александрийского и Светловодского епископа Боголепа. Тогда нас было всего три человека. За это непродолжительное время уже много успели сделать. Когда мы увидели храм, то состояние, в котором мы его застали, словами не описать. Все было разрушено, запущено. И мы испытывали даже некоторое чувство растерянности: с чего начинать?

К реставрации мы еще не приступили, но хотя бы навели порядок. Внутри все было забросано кирпичами, строительным мусором, на стенах росли деревья. Мы убрали в храме и территорию вокруг, а затем приступили к обустройству наших жилищ. Мы понимали, что найдутся люди, которые захотят участвовать в этом богоугодном деле. Так и получилось. Мы начали выкупать в селе домики, приводить их в надлежащий порядок, чтобы создать хотя бы элементарные бытовые условия. Вокруг храма стал собираться народ, и на сегодняшний день здесь работает 23 человека.

Владыка, помимо возрождения храма, хочет открыть здесь мужской монастырь, потому что на сегодняшний день в епархии, а она молодая, нет еще пяти лет, мужского монастыря нет. А это место – очень приемлемое для монастыря: отсутствие городского шума и суеты. Обстановка, которая будет способствовать внутренней и духовной созерцательности жизни.

Здесь находятся энтузиасты, которые желают свою жизнь связать с церковью, с монашеством. И потихоньку собрался такой коллектив. Нельзя сказать, что все они монахи, в церкви так быстро все не происходит. Человек должен пройти трехгодичный испытательный срок, поэтому ребята, которые здесь находятся, – на положении послушников или трудников, которые работают во славу Божью на восстановление храма. И вы знаете, Господь в течение этого года нас не оставлял. Все, что мы на сегодняшний день имеем, — это просто чудо, и мы осознаем, что человеческой мыслью это невозможно постичь.

Посудите сами. У нас уже есть небольшая ферма, где содержится тринадцать голов крупного рогатого скота. И птица есть, и кролики, и свинюшки. Мы сегодня полностью обеспечиваем себя продуктами: это и яйца, и масломолочные продукты, и мясо. У нас земли около двух гектаров, мы посадили огороды: картофель, помидоры, перец, корм для скота. Работы хватает.

Мы очень нуждаемся в помощи. В любой. В молитве, в моральной поддержке. В этом разрушенном, израненном храме начинает течь молодая кровь. В этих стенах возрождается жизнь, хотя вокруг все разрушено. Вид хоть и неприглядный, но, тем не менее, храм выполняет свою основную функцию, в нем звучит молитва. Впервые за сто лет здесь был совершен обряд венчания. Сегодня вы присутствовали на втором венчании. А что касается первого, то здесь венчался иностранец, французский журналист, который принял православие. Здесь уже был совершен монашеский постриг. В прошлом году здесь служилась Божественная литургия.

Для укрепления монашеской общины я попросил, чтобы из Почаева к нам приехали два монаха. Они для нас – духовный стержень. Не хочется, чтобы в нашей общине был перекос только в сторону работы. Перед монастырем стоят другие задачи – поселить здесь молитвенную, духовную жизнь. Те монахи, которые приехали, имеют большой опыт монастырской жизни, и мы возлагаем на них очень большую надежду по возрождению монашеской жизни.

Работы очень много. Свою первоочередную задачу мы видим в восстановлении храма. Все свои силы и, без пафоса, всю свою жизнь мы готовы положить на то, чтобы возродить этот храм. Нам приходится совмещать работу и молитвы. Это не всегда просто. Братья очень устают, к концу дня с ног валятся. Но Господь укрепляет нас.

Глядя на храм, на его состояние, понимаешь, что только молитвами его не восстановить. Безусловно, нужно очень много денег. Возле храма стоит ящичек для пожертвований, но количество посетителей еще не такое большое, чтобы рассчитывать на их финансовую помощь. На кого, на чью помощь рассчитывает священник?

– В первую очередь, конечно, мы уповаем на Бога. Я говорю так не потому, что я монах, не потому, что я священник. Я, может быть, говорю банальные и избитые фразы, но уверяю вас, что за этими фразами кроется мой непосредственный жизненный опыт. Раньше я служил в Криворожской епархии, и мне пришлось строить храм в колонии. Когда мы его начали строить, у нас в кассе не было и тысячи гривен. Всего за два года мы построили храм немного меньше, чем этот, тоже однокупольный, с колокольней. Почему мы решились на такой, с точки зрения обывателя, безрассудный поступок? Наверное, надо было сначала составить смету, но мы никогда не считали деньги во время строительства. Действительно, всем управлял Господь. В духовной жизни есть свои законы. Опытные духовные люди утверждают, что храм сам себя строит. Это правда. В колонии не надо было платить рабочим, это понятно. Но стройматериалы мы все покупали, при этом ни дня простоя у нас не было. И когда мы построили храм, подсчитали, что на все было потрачено 70 тысяч долларов…

Если немного перефразировать слова пророка Давида, то можно сказать: «Если Господь не поможет – бесполезно трудится человек». И к этому храму точно такой же подход. С первых дней мы увидели, что Господь нас не оставляет. Иначе как чудом это не назовешь, что с первых дней пребывания здесь мы познакомились с настоящими нашими друзьями. Я очень благодарен главе Светловодской РГА Анатолию Мирошнику, Сергею Черкавскому, Сергею Яременко, Александру Уханову и другим людям, которые идут нам навстречу. Без них, без их помощи было бы тяжело.

Вот, к примеру, на престольный праздник мы 250 человек приняли, накормили, оставили на ночлег. Как мы это все сделали? Господь помог.

Логичным было спросить о роли государства в деле восстановления храма.

– Да, на помощь государства мы возлагаем большую надежду. Но сначала необходимо оформить документацию – акт технического состояния, паспорт здания и проект на реставрацию. Мы всем этим занимаемся, а Надежда Анатольевна Лисняк из облгосадминистрации принимает самое живое участие в реализации нашего проекта. В кабинете у губернатора тоже звучали просьбы о помощи, и мы очень надеемся, что это поможет не затягивать процесс оформления документов.

Архимандрит Серафим говорит спокойно и убедительно. Слушать его – огромное удовольствие. Можно найти очерк о храме Преображения Господня в Интернете, но из уст священника его история звучала красочнее, ярче, отчего казалась правдивее.

– Наш храм имеет историческую ценность. Он является памятником архитектуры и охраняется государством. 19 мая 1803 года храм был заложен. Построен он был за три года. Все это благодаря усердию и участию в постройке Федора Артемьевича Боровского. Это славный генерал-майор, который участвовал во всех боевых походах Александра Суворова. Жизнь свою он провел в Петербурге, при дворе. О том, что это был человек высшего сословного круга, свидетельствует тот факт, что до сих пор сохранился его портрет, написанный знаменитым русским художником Боровиковским. Портрет хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

У него не складывались отношения с князем Багратионом. Боровский был оклеветан и в доносе Багратиона на имя Павла І обвинен в незаконных растратах и разбазаривании имущества. Комиссия признала донесения князя Багратиона заведомо неправдивыми, после чего Боровского освободили из-под ареста. Поскольку он все-таки был человеком честным и обвинения не подтвердились, высочайшим указом его оправдали – «ему было позволено носить мундир», то есть были возвращены все чины и регалии. После этого он уже не служил и уехал в свое поместье, сюда, в Таловую Балку, которое получил от Екатерины как ранговые земли. Но строительство храма он начал за два года до своего поселения здесь. Нужно отметить, что это был первый каменный храм в Александрийском уезде Херсонской губернии. Если силой воображения представить, какой он имел первозданный вид, то удивляет и восхищает тот факт, что этот храм мог быть достойным украшением любой столицы.

Боровский был сказочно богат, поэтому имел возможность построить такой храм. К сожалению, до конца строительства храма он не дожил. Храм достраивал его брат Иван Артемьевич, который был сначала военным, а потом помещиком, землевладельцем соседнего села. Именно он достраивал и освящал этот храм. А Федор Артемьевич был похоронен в этом храме. Скорее всего, в склепе, который находится внизу. К сожалению, в девяностые годы он был разрушен и разграблен. До сегодняшнего дня живы люди, которые были подростками в те времена и разрушали склеп. Они рассказывают, что было там, внутри, как все выглядело. Мощи не сохранились. Я думаю, что храм таит еще немало загадок, потому что под ним есть подземелье. Мы его еще не открывали, не входили туда. Да и не торопимся, чтобы не создавать ажиотаж. Хотим привлечь к этому официальные органы, чтобы они профессионально этим занимались.

В архивах сохранилось описание того, как Федор Артемьевич принимал здесь правящего архиерея, который переезжал из Екатеринослава в Миргород (туда переносили кафедру). Во время переезда епископа он по приглашению помещика сюда заехал. Существует очень красочное описание: все крестьяне в белых рубахах были выстроены вдоль дороги, ведущей к селу, встречали гостя зелеными ветвями. Сам помещик встретил архиерея далеко от поместья, пересадил его в свою карету и привез сюда. Они совершили прогулку по саду. В это время была пальба из пушек, фейерверк. Был званый обед, на котором собралось все дворянство уезда. Архиерей здесь пробыл несколько дней, после чего с почестями и дорогими подарками препровожден далее. Эти факты говорят о том, что Федор Артемьевич был глубоко верующим человеком.

В архивах сохранилось множество документов, касающихся этого храма буквально с первых дней его существования. Это метрические книги, документация, в которой записано, какие священники служили, кто крестил, кто венчал. Сохранились словесные описания храма, а строительная документация не сохранилась. Но мы предполагаем, что этот храм был построен по проекту архитектора Родиона Казакова. В Москве, на Варварке, стоит храм, на 99 процентов похожий на наш. И совпадают годы: московский был построен в 1804-м, а наш – в 1806-м. Это позволяет нам предположить, что это был один проект. К тому же, учитывая связи и круг общения Боровского, этот факт можно допускать.

Удивляет, с какой точностью был построен храм. Мы приглашали сюда архитекторов, которые изготавливают документацию, и они проводили замеры. Расстояния, диагонали между колоннами совпадают в буквальном смысле до миллиметра. Стены выложены с помощью известкового раствора и яичного желтка, поэтому они и сохранились. Несмотря на его такой печальный вид, мы все же не теряем надежду, что сможем его восстановить.

Восстановление храма для нас это еще своего рода символ. Если его оставить в таком виде, то получится, что зло победило. А этого допустить нельзя. Мир устроен так, что зло всегда наказуемо, это положено в основу мироздания. Отступить от этого – дать злу шанс. Мы будем стараться и прилагать все усилия, чтобы свет победил тьму. Это еще и наше покаяние. Мы должны исправить трагические ошибки наших предков, которые допустили разрушение храмов, расстрел священников… Рассказывают, что, когда сбрасывали с храма купол, священник, служивший здесь последним, вышел, и на пороге у него случился разрыв сердца, он умер. Когда потрясающей красоты храм стали разрушать, даже не для верующего, а для психически здорового человека это трагедия.

Отец Серафим сказал, что храм сегодня нуждается в рабочих руках, в стройматериалах и в неравнодушии. Он убежден, что дело это общее. Невозможно не согласиться. Кто готов принять участие в реставрации истории, кто созрел для того, чтобы покаяться, – приезжайте в Таловую Балку, вам и вашей помощи будут искренне рады. Для тех, кто может помочь материально, сообщаем реквизиты: Религиозная община «Парафия в честь Преображения Господня» Александрийской епархии. Р/с 26006052906465, МФО 323583, ОКПО 37969059, ПАТ КБ «Приватбанк».

Елена Никитина, «УЦ».

Таловая Балка. Свидетель истории: 2 комментария

Добавить комментарий