Школы всякие важны

Управление образования Кировоградского горсовета составило рейтинг школ города, в котором учитывались результаты внешнего независимого оценивания выпускников, государственной итоговой аттестации за прошлый учебный год, победы школьников в предметных олимпиадах и результаты конкурса «Учитель года». В ТОП-10 вполне ожидаемо вошли так называемые школы нового типа – гимназии, лицеи т.п. Первая десятка выглядит так: школа №8, коллегиум, школа №6, педлицей, гимназия №9, гимназия №5, школа №25, «Виктория П», гимназия новейших технологий и школа №32.

О том, как составлялся рейтинг, насколько он объективен, есть ли разница в качестве преподавания различных предметов в разных школах и т.п., мы попросили рассказать начальника городского управления образования Ларису Костенко.

Лариса Давыдовна показала табличку, в которой учтены все аспекты: за каждого выпускника, набравшего больше 185 баллов на ВНО (учитывались только математика, украинский язык и история), школа получала 2 балла, за высокие результаты государственной аттестации по тем же предметам – 1 балл. Наибольшее количество баллов учебным заведениям приносят победы учеников в предметных олимпиадах: городская олимпиада – 1, областная – 10, всеукраинская – 20 (этот критерий очень важен, поскольку ВНО сдают только выпускники, а в олимпиадах принимают участие ученики средних и старших классов).

Что сразу же смутило: в рейтинге учитываются абсолютные цифры, без учета количества учеников в школе. Можно ли при этом сравнивать педлицей, где в прошлом году было 146 выпускников, среднюю школу №17 (41 выпускник) и школу №7, где их было всего четырнадцать? Даже при абсолютно одинаковом уровне образования седьмая школа наберет в таком случае в десять раз меньше баллов, чем педагогический лицей. Маленькие школы №№ 7, 21, 23, 30 и 33 таким образом ушли в конец рейтинга. Впрочем, в большинстве маленьких школ вообще не было ни победителей олимпиад, ни выпускников, набравших высокие баллы во время ВНО. Исключение составляет школа №30, которая была бы гораздо выше в рейтинге (сейчас она занимает не такое уж плохое семнадцатое место), если бы при его составлении учитывали количество учеников. Здесь четверо победителей городских и двое победителей областных олимпиад по математике – согласитесь, для маленькой школы на Кущевке результат просто блестящий.

По понятным причинам, в этом своеобразном состязании не участвовали начальные школы и школа №15, в которых в прошлом году не было одиннадцатых классов.

Менее объективным, на наш взгляд, рейтинг могло сделать и то, что учитывались не только результаты ВНО, но и результаты государственной аттестации выпускников.

— Да, в некоторых школах довольно много выпускников, получивших высокие оценки по результатам итоговой аттестации, и вообще нет тех, кто набрал высокие баллы по ВНО, — соглашается Лариса Давыдовна. – Мне бы не хотелось называть эти школы, но у себя мы провели «разбор полетов». В идеале, количество детей, набравших высокие баллы в обоих случаях, должно отличаться незначительно. Понятно, что государственная аттестация проще, учитель может заранее подготовить к ней детей (задания все-таки типовые), да и школьники меньше волнуются. Но если в школе 50 выпускников с высокими результатами госаттестации, и никто из них не набирает максимум на ВНО, то это значит, что учитель просто вводит выпускников и их родителей в заблуждение. Если ученик знает, что он недотягивает, то может заниматься дополнительно, с репетитором, чтобы подготовиться к ВНО. Но если все время получает высокие оценки, то считает, что у него и так все в порядке! То есть, завышая оценку, учитель уменьшает шансы выпускника на поступление в вуз.

Впрочем, если бы результаты госаттестации и не учитывались в рейтинге, то он бы отличался незначительно. Хотя в первую десятку вошли бы школы №№ 16 (сейчас одиннадцатое место) и 26 (пятнадцатое).

Что касается отдельных позиций рейтинга, то по количеству победителей предметных олимпиад однозначно лидирует школа №8. В прошлом году двое учеников этой школы победили на всеукраинских олимпиадах, 27 – на областных, 51 – на городских. Согласитесь, цифры очень внушительные. Что касается результатов ВНО, то первое место тут делят между собой гимназия №5 и гимназия новейших технологий (в обеих школах по 38 выпускников, набравших наивысшие баллы), на втором месте – педлицей, на третьем «Виктория П»). При этом лучшие результаты по украинскому языку в гимназии №5, по математике – в «Виктории П» и гимназии новейших технологий, по истории Украины – в педлицее.

Нас, честно говоря, больше интересовали места в рейтинге тех школ, которые не вошли в ТОП-10. В принципе мы все и так знаем, что коллегиум, гимназии №№ 5 и 9, восьмая и шестая школы – лучшие (прекрасно, что рейтинг это подтвердил). Но ведь именно поэтому в эти школы ездят дети со всех концов города. То есть здесь, особенно в старших классах, и дети собраны самые-самые, которые хотят учиться и имеют способности выше среднего. Талантливый ребенок, увлекающийся иностранными языками и живущий, например, на Завадовке, в старших классах, скорее всего, перейдет в шестую школу. Не потому, что двенадцатая плохая, а потому, что шестая — лучше. В двенадцатой же останутся в основном те, кто не имеет амбициозных планов. Увы, при этом окраинные небольшие школы обречены на низкий рейтинг, а на самом деле качество обучения в них может быть ничуть не хуже. Именно по этой причине в управлении образования решили худшие школы не называть, вполне возможно, что они совсем не худшие, просто учеников мало, и самые лучшие в старших классах уходят. По моей просьбе Лариса Давыдовна все- таки согласилась озвучить всю лучшую половину списка – до семнадцатого места. На одиннадцатом месте в рейтинге школа №16, дальше идут школы №№ 34, 4, 19, 26, 14 и 30.

Надо сказать, что при всем несовершенстве представленного рейтинга, его результаты все равно очень интересны и во многом неожиданны. Это вообще чуть ли не первая попытка управления образования провести анализ не самой работы школ, а ее результатов, и точно первая — представить эти результаты общественности. Как рассказала Лариса Костенко, в 2008-2009гг. управление образования уже проводило рейтинги школ, но там критерии были другие – больше учитывались организационная работа, документация и т.п. То есть фактически это был рейтинг директоров школ, а не качества образования. Сегодняшний же рейтинг составлен все-таки для родителей.

Что касается неожиданностей, то Лариса Давыдовна отметила, что ее неприятно удивили низкие места в рейтинге школ №№ 18, 31 и 24. В остальном результаты подтвердили то, что в управлении и раньше знали, разве что тут считали, что в десятку лучших должны войти школы №№ 34 и 26. Ну и тут не слишком ошибались: обе школы занимают довольно высокие места в рейтинге, а 26-я, как мы уже отмечали, вошла бы в десятку, если бы не результаты государственной аттестации. А нас все-таки больше удивила тридцатая школа. Маленькая школа на окраине, безо всяких специализаций, всего четырнадцать одиннадцатиклассников (с Кущевки тоже принято ездить учиться в центр), и такой высокий результат!

От себя добавим, что, выбирая школу для ребенка, нужно, наверное, ориентироваться все-таки не на результаты рейтинга (хоти их никто не мешает принять во внимание), а на собственные впечатления. В конце концов, механизм рейтинга далеко не совершенен, а в школе есть много вещей, которые будут поважнее побед в олимпиадах и даже оценок государственной аттестации. Главное, наверное, чтобы ребенок ходил в школу с удовольствием.

Ольга Степанова, «УЦ».

Школы всякие важны: 6 комментариев

  1. міські і обласні олімпіади вже давно не є показником знань учнів, практично по більшості предметів можна домовитися за призові місця.

  2. Пед. лицей — это лицей, который находится в здании КГПУ, но финансируется с городского бюджета.

  3. А откуда же ему еще финансироваться, если это гос. учреждение?
    Раньше там было 3 выпускных класса человек по 20-25. Т.е. максимум выпускников за год — 70-80.
    А откуда их набралось 146? Там уже 6 выпускных классов?

  4. При чем тут модно?
    Там довольно хорошо обучают. Я был в первом выпуске лицея. Если в обычной школе у меня было все на 5, то в лицее начались 4 и 3 даже. Он реально показал, что мой уровень нужно было еще тянуть и тянуть вверх.

Добавить комментарий