Польша. Там, где нас ждут

Продолжение. Начало в № 22.

Гмина Клодзко поразила и восхитила практически всем: расположением среди гор, идеальными дорогами, даже проселочными, организацией отдыха и туризма, искренними, открытыми и очень гостеприимными людьми. Самое яркое впечатление на нас произвели две отрасли – образование и культура.

Образование

Мы заранее попросили польскую сторону организовать нам посещение какой-нибудь школы и детского сада. Поскольку в своих газетах мы с коллегой неоднократно освещали проблемы нашей системы образования, хотелось посмотреть, как с ними справляются в Евросоюзе, вообще, есть ли они, проблемы, там. Вуйт гмины Клодзко Станислав Лонгава сопровождал нас лично. Школ было несколько, детских садов – тоже. Даже одни ясли.

Чуть подробнее хочется написать об интеграционной школе, о которой упоминалось в материале предыдущего номера. Итак, школа функционирует всего третий год. Построена при финансовой поддержке Евросоюза. В числе 150-ти учеников 22 инвалида. На наш вопрос, как родители здоровых детей отнеслись к тому, что в классе будут и колясочники (помним, что происходило в Кировограде при попытке внедрить инклюзивное образование), директор школы Барбара Южец сказала, что не все были согласны. Но, поскольку эта школа одна на несколько сел, причем построена с применением самых современных технологий, смирились. «А вот для здоровых детей не возникает проблема повезти коляску со своим одноклассником. Дети все понимают тоньше, острее взрослых», – считает директор школы.

Учатся здесь с пяти лет (есть подготовительный класс) до тринадцати. Затем переводятся в гимназии. Занятия начинаются в 7.30, заканчиваются в 14.30. В перерыве между окончанием уроков и отправкой автобусов (2 автобуса и 3 буса подвозят детей со всей гмины) есть время для занятий в разнообразных кружках.

В классах здесь по 20 человек, в том числе три ребенка с ограниченными физическими возможностями. В обычных школах наполняемость классов – 25 учеников. Инвалидам гарантировано не только обучение, но и психологическая реабилитация, оздоровительная терапия. Для этих целей здесь есть специальные кабинеты.

Урок длится 45 минут. Дети в школе обедают. Семьдесят процентов стоимости питания оплачивает гмина, тридцать – родители. Для нуждающихся семей предусмотрены льготы – они не платят ничего. Стоимость одного обеда (три блюда и десерт) – 3 злотых (примерно 12 гривен).

На 150 учеников здесь 25 учителей. Размер заработной платы зависит от категории. Начинающий зарабатывает 2 тысячи 265 злотых плюс 10 процентов за работу в деревне. Самая высокая зарплата в школе доходит до 4 тысяч злотых. Средства на зарплату, на коммунальные нужды выделяются из бюджета гмины благодаря субвенциям из госбюджета. Всего на систему образования бюджет гмины выделяет 40 процентов средств бюджета.

Несмотря на то, что школа новая и построена на пустыре, никаких проблем с инфраструктурой нет. Педагогические и социальные проблемы – как в каждой школе мира. Мы поинтересовались, платят ли родители в фонд школы или класса. Не платят. В старых школах могут помогать с ремонтом, но никаких денег на краску, линолеум, окна никто не сдает. В интеграционной школе есть совет родителей (по три от каждого класса), который один раз в год просит всех родителей сдать по 40 злотых (120 грн). Эти деньги идут на награды детям, подарки первоклассникам и выпускникам, проведение конкурсов.

Помещение детского сада в деревне Берковице (население чуть больше полутысячи) до 2011 года принадлежало школе, в которой обучалось 60 детей. После строительства новой школы содержать эту стало нецелесообразным: учеников перевели в новую, а это здание стали реконструировать под детский сад, в котором громада очень нуждалась. Ремонт и содержание (до августа нынешнего года) дошкольного учреждения финансировал Евросоюз. «Само помещение очень старое, является памятником архитектуры, поэтому сложность ремонта заключалась в том, чтобы, модернизируя, сохранить его первозданный вид», – пояснил Станислав Лонгава. Детский сад уже функционирует, но ремонтные работы будут продолжаться: есть идея на просторном балконе сделать зимний сад, а около здания – парковку.

Детский сад – интеграционный. Поскольку встроить лифт не было возможности, лестничные марши оборудованы специальными подъемниками для инвалидных колясок. Снаружи – зАмок, внутри – просторное, модерновое помещение с уютными группами, туалетами, душевыми, кухней и столовой.

Детский сад посещают 75 детей, в том числе десять детишек физически и умственно неполноценных. Четыре группы – для трех-, четырех-, пяти- и шестилеток. «В течение трех лет всё для детей было бесплатным. Даже дополнительные занятия с детьми финансировал Евросоюз в рамках программы “Дошкольная страна”. По истечении трех лет родители будут платить за питание – 6 злотых в день. Также предусмотрена оплата за дополнительные часы пребывания в учреждении. Пять часов ребенок в саду находится бесплатно, за каждый час сверх этого времени – один злотый. Самых маленьких в детский сад привозят родители, а с пятилетнего возраста уже можно подвозить на автобусе, что мы и делаем. Дети изучают английский язык, занимаются танцами, в театральной студии, есть в детском саду бассейн, работают психолог, логопед и терапевт», – рассказала директор учреждения Данута Мазур. Для того, чтобы с сентября ребенка взяли в сад, документы необходимо сдать в марте.

Директора всех образовательных учреждений здесь имеют свои каденции: на пять лет гмина подписывает с ними договор, после чего объявляется конкурс. Работодателем является вуйт, решение о новой каденции или о новом директоре принимается комиссионно – представителями администрации гмины и родителей. При этом директор представляет план работы на будущую пятилетку.

Гмина испытывает потребность в яслях, так как декретный отпуск для женщины – год. Администрация гмины решает, какие помещения можно перепрофилировать под ясельные группы. Но ясли в деревнях есть, и в одних из них мы побывали. Двадцать малышей от четырех с половиной месяцев до трех лет.

Всего год здесь ясли. До этого в помещении размещалось коммунальное предприятие ЖКХ. Проект реконструкции финансировался Евросоюзом. Общая стоимость – 664 тысячи злотых. Поразили совсем крохотные ванночки и унитазики. Вуйт сказал, что такой детский унитаз стоит в два раза дороже, чем стандартный. В столовой столы и стульчики для всех возрастов малышей. В комнате гигиены памперсы, присыпки и кремы. Дети содержатся в яслях с полседьмого утра до полпятого вечера. До конца года абсолютно всё финансируется проектом. После родители будут платить за каждый час пребывания ребенка в яслях сверх предусмотренного. На информационном стенде об участии ЕС в проекте реконструкции здания написано «Человек – самая лучшая инвестиция»…

Мы долго не могли понять, что такое непубличная школа в деревне Желязны. Объясняли нам практически на пальцах. Как оказалось, здесь была самая обыкновенная школа, которая в свое время попала под «сокращение». Встал вопрос о ее ликвидации. И родители учащихся, и вся община деревни с этими намерениями местной власти не согласились. Был найден выход: школу под свою опеку взяла общественность.

Гмина дотирует учебное заведение, оплачивает коммунальные услуги, часть доходов школа зарабатывает сама: собирают и сдают макулатуру, устраивают ярмарки, на которых продают выпечку, поделки и прочее. Руководящим органом школы является совет представителей местности, председателем и вице-председателем которого являются молодые женщины, дети которых учатся в школе. Совет нанимает на работу директора и учителей. Обучение бесплатное.

Три года назад было 40 учащихся, сегодня в два раза больше. На сентябрь записано около ста человек. Дотация из госбюджета выделяется из расчета на одного учащегося. Поэтому есть мотивация: чем больше детей – тем на большее количество денег можно рассчитывать.

Более того, при школе есть детский сад и уже открыта гимназия. Мы попросили директора убедить нас, что эта школа лучше других. Получилось. В непубличной школе очень хороший микроклимат, приветливые отношения между всеми родителями, учительский состав высокопрофессиональный, поэтому учащиеся получают прекрасную подготовку. В классах – от пяти до тринадцати учеников. Здесь говорят: «Если родители будут довольны школой – они скажут об этом пяти человекам, если будут недовольны – скажут пятидесяти. В наших интересах работать хорошо, чтобы все были довольны».

Культура

Если предыдущая тема вызвала у нас восхищение и в некоторых моментах удивление, то тема культуры – шок. Напомню: в гмине 35 деревень. В ней же – 30 центров культуры. Это в Польше они называются центрами культуры, по-нашему это сельский Дом культуры, или клуб.

Это действительно центры. Помещение имеет актовый зал со сценой, две кухни, где можно приготовить пищу, столовую, две комнаты для двух человек и одна для двенадцати – на случай, если приезжают артисты. При центре есть теннисный корт, библиотека, он оснащен компьютерами, имеются настольные игры.

«У сельских жителей есть потребность встречаться, общаться, что-то обсуждать, просто отдыхать в компании односельчан. Они хотят петь и танцевать, лепить из глины, обучаться чему-то новому. Поэтому мы часто проводим для них различные мастер-классы», – объяснил директор Центра культуры, спорта и туризма гмины Клодзко Кшиштоф Матышак. В руководимом им центре работают еще два инструктора, остальные специалисты, которых привлекают, зарплату получают почасово.

Для того, чтобы жители гмины развивались всесторонне, сюда приглашают волонтеров из разных стран. В данный момент с культурой, традициями, обычаями, кухней своих стран местных жителей знакомят молодые люди – представители Латвии, Италии, Колумбии и Украины.

Культуре здесь уделяется огромное внимание. Так, нам посчастливилось слушать джаз в костеле. Оказывается, это фестиваль, проводимый в воевудстве, инициированный оперной певицей Магдаленой Кулиг. «Идея фестиваля – исполнять джаз в старинных замках и костелах. Подобные помещения есть в каждом селе, и там звучит музыка», – сказала Магдалена.

Это не новшество. Уже звучала классическая музыка, произведения польских композиторов. В этот раз – прогрессивный джаз. Мы поинтересовались у Магдалены, почему не классический, а все-таки немного сложный к восприятию, на что она ответила, что цель фестиваля – поднимать планку все выше, чтобы слушатели развивались. Кстати, людей было много (напомню, что это сельские жители). Бесплатный вход для всех, а также чай, кофе и пирожные после концерта для всех обеспечили спонсоры.

В июне стартовал еще один музыкальный проект, в рамках которого на берегах озер будет звучать Шопен. Нас немного смутило то, что джаз звучал в костеле, а не в клубе, на что Магдалена заметила: «Музыка же от Бога, поэтому можно»…

И о туризме

Честно, хотелось плакать оттого, что мы не умеем так организовать туристическую составляющую своего региона. Два с половиной часа мы провели под землей, в бывшей золотой копальне. Она давно выработана, но какие же аттракционы там действуют сейчас! Это и подземный водопад, и стремительный спуск с горки, извините, на собственных попах, и поездка на подземном трамвайчике, и путешествие в лодке по подземному каналу. На поверхности нам показали, как чеканятся золотые монеты, и мы посетили музей минералов. Ах, сколько же у нас выработанного, закрытого и забытого! Речь не идет об урановой шахте, но найти и восстановить гончарный цех можно было бы.

Крепость, или твердыня, города Клодзко заставила вспомнить наши елисаветградские Крепостные Валы. Но у поляков, в отличие от нас, это предмет гордости и приманка для туристов из разных стран. Экскурсия по укреплению, подъем на смотровые площадки, интересный рассказ экскурсовода, а еще – манекены, иллюстрирующие сцены из жизни военных пруссов. Вспомнилось, что в нашей первой больнице был госпиталь и останавливались небезызвестные военачальники…

Еще нам выпала удача побывать в монастыре сестер-францисканок, в нескольких древнейших костелах и даже в мавзолее семьи графа Магнуса. Было впечатляюще и потрясающе, как и вся Польша, как вся гмина Клодзко, как все люди, с которыми мы познакомились и подружились.

Елена Никитина, «УЦ», Кировоград-Клодзко-Кировоград.

Польша. Там, где нас ждут: 1 комментарий

  1. 3 злотых (примерно 12 гривен).

    40 злотых (120 грн)

Добавить комментарий