Один із батьків новочасного українського театру — Карпенко-Карий

В рамках программы  «Выдающийся Кировоградец», предлагаю для обсуждения выдающегося украинского писателя, драматурга Ивана Карпенко-Карого (1845-1907).

Иван Тобилевич (настоящая фамилия) родился 29 сентября 1845 года в слободе Арсеньевка на Елисаветградщине в семье приказчика. Род Тобилевичей — старинный, из обедневшей шляхты, потерявшей богатство и привилегии. Дед Ивана носил имя Адам. Отец драматурга Карпо Адамович служил приказчиком, экономом у помещиков. В жены Карпо взял простую крестьянку, ставшую заботливой и нежной матерью.
Родители всегда могли рассчитывать на поддержку старшего сына Ивана, своего первенца. Он заботливо опекал младших: нежную и «невезучую» сестру Марию, жизнь которой, увы, рано оборвалась, семейного «любимчика» брата Панаса (будущего Панаса Саксаганского), именуемого Фаней. А вот о Николае (Николае Садовском) старший брат мог не волноваться — удачливый и коммуникабельный, уверенный в себе и к тому же красавец, Коля не доставлял больших хлопот.
Иван окончил Бобринецкое уездное училище, но, к сожалению, получить высшее образование не смог — у семьи не было денег. Более двадцати лет он служил в канцеляриях Бобринца, Елисаветграда, Херсона. Игра в любительских драмкружках стала отдушиной в служебной рутине. А вот за интерес к идеям народников и разночинцев Иван Тобилевич поплатился — приобрел репутацию «политически неблагонадежного», а позже и был сослан на три года в Новочеркасск.
В Бобринце Иван познакомился с Марком Кропивницким — человеком, тонко чувствующим природу театра, будущим выдающимся актером, режиссером, драматургом. Вскоре их жизненные дороги переплетутся в Елисаветграде, а творческая увлеченность и работа на благо украинского театра будут объединять их постоянно. В первые годы работы на сцене любимыми ролями Ивана Тобилевича были роли Назара и Гната Карого — друга главного героя в пьесе «Назар Стодоля» Шевченко. В этом спектакле его партнершей выступала жена Надежда из рода Тарковских. Как известно, род Тарковских в ХХ столетии подарит человечеству двух талантливых людей — поэта Арсения Тарковского и кинорежиссера Андрея Тарковского. Для сцены Иван выбрал творческий псевдоним «Карпенко-Карый». Первая часть двойного псевдонима — от имени отца Карпа, трансформированная в фамилию, вторая — от фамилии персонажа Гната Карого из шевченковской пьесы «Назар Стодоля». Известно, что под влиянием деятельности театральной любительской труппы под руководством Марка Кропивницкого и Ивана Тобилевича у елисаветградской общественности возникло желание построить в любимом городе стационарное театральное помещение. Вскоре, в 1867 году, в Елисаветграде появился Зимний театр.
Однако судьба уготовила Ивану Тобилевичу роковой удар: молодая жена Надежда внезапно скончалась, оставив полусиротами малолетних детей. В ее честь Иван Карпович свой хутор с прекрасным садом и прудом назвал «Надія».
Но жизнь подарила ему новую встречу, и вскоре житейские хлопоты и тяготы Ивана разделила актриса Зося Дитковская, которая была намного моложе его.
Как актер Карпенко-Карый не достиг великих вершин. В украинском театре того времени первенство принадлежало Марку Кропивницкому. А вот как драматург он покорил и читателя, и зрителя.
Иван Тобилевич расширил жанровые границы драматургии. Так, например, «Наймычка» (1886) благодаря привнесенному социальному элементу из бытовой перерастает в социально-бытовую драму. Драматург тонко чувствовал природу комедийного и подарил украинской сцене свои шедевры «Сто тысяч» (1890) и «Хозяин» (1900), показывая зарождение в Украине капиталистических отношений. Карпенко-Карый представил на суд зрителей новые социальные типы, отличительная черта которых — безудержное стремление разбогатеть.
Но творческий взлет драматурга остановил рок, нанеся второй удар. Иван Карпович заболел, диагноз врачей — рак желудка. Было принято решение: ехать на лечение за границу. Иван Карпович вместе с женой отправляется в Берлин в надежде на немецких светил медицины, но болезнь не отступила, и 15 ноября 1907 года драматург скончался.

Один із батьків новочасного українського театру — Карпенко-Карий: 16 комментариев

  1. Прикольно, все знают. А дальше текст будет?

  2. Андрей, готов сотрудничать с тобой в раскрутке этого брендового имени! Подробности при встрече!

  3. Да, отец есть. При том, судя по всему-не один))
    Так кто же мать?)

  4. Андрей, идея классная, не ведись на юморные провокации некоторых блоггеров:)))

  5. У меня есть проект проведения етнофестиваля на Хуторе Надия, месте корифеев. При реализации фестиваля, вложив 200 тыс., мы можем заработать миллион. Если интересно — обращайся!

  6. Спасибо за предложение. На эту тему пообщаемся.
    Главной задачей и результатом при раскрутки любого бренда, в частности уже существующего бренда «Карпенко-Карого» является постоянный, стабильный приток туристов в наш регион,соответственно постоянный финансовый приток. Я считаю, что точечный заработок нашему региону не интересен. Поэтому необходимо работать над стратегией и реализацией стратегии, которая даст нам долгосрочный результат.

  7. Согласен с тобой. Этот фест — как один из ручейков финансового потока…

  8. По поводу фестиваля. Ежегодно на Хуторе Надия проводится всеукраинский фестиваль «Вересневі самоцвіти». Не много ли фестивалей в одном месте? Может быть раскручивать уже имеющийся?

  9. Не хватит финансов. И самоцвиты, к сожалению, нужно крепко обновлять, так как потребителя на этот культурный продукт нет.

  10. Ничего особенного банально и не интересно

Добавить комментарий