Областной бюджет: со сдержанным оптимизмом

Через несколько дней страна начнет жить в другом финасово-экономическом измерении — в начале месяца новый парламент принял новый же бюджет — на 2013 год. Соответственно, новые сметы принимают и территории — в конце прошлой недели областной бюджет приняла и Кировоградщина.

Вот те на — госказна

Как и каждый раз, оценки очередного главного финансового документа страны противоречивы и неоднозначны. Если Кабмин называет новый бюджет единственно возможным и суперэкономным, то другие эксперты обращают внимание на явные диспропорции в финансировании как отдельных отраслей, так и территорий страны.

Среди наиболее заметных позиций называется стремление «сэкономить» на социальных расходах и вложениях в реальную экономику. При этом сохраняются, а в отдельных статьях даже увеличиваются дотации на обслуживание руководящего аппарата государства и силового сектора.

Острейшей проблемой бюджета-2013 являются местные бюджеты. Дефицит финансовых ресурсов городов будет составлять 24,7%, то есть почти 30 миллиардов гривен.

На 2013 год правительство выделило всего 1,34 млрд гривен на социально-экономическое развитие отдельных городов, что на 2,8 млрд гривен меньше соответствующего показателя 2012 года.

Кроме того, из-за дефицита 12 миллиардов гривен на финансирование сферы жилищно-коммунального хозяйства абсолютно не обеспечены расходы на лифтовое хозяйство, реконструкцию общежитий, улучшение качества воды, переоснастку и кап­ремонт домов, в которых создаются ОСМД, замену и капремонт тепловых сетей, мероприятия по энергоэффективности и энергосбережению и многие другие программы. Также не профинансирована Государственная целевая программа поддержки социально-экономического развития малых городов на 2011-2015 годы.

Сомнительно эффективным выглядит даже выделение миллиардной субвенции на социально-экономическое развитие регионов страны. Между тем на сумму в 1,7 млрд грн. была урезана бюджетная строка Госфонда регионального развития, через который предполагалось финансировать целевые программы и инвестиционные проекты на местах, возрождать депрессивные территории.

А ещё на 20 млн грн. было сокращено финансирование одноразовых выплат «Матерям-героиням», инвалидам, не работающим малообеспеченным лицам, а также лицам, пострадавшим от торговли людьми…

В результате, прибавив силовикам, служителям Фемиды и другим подобным структурам финансирование на порядка 3 млрд грн., у областей забрали около 2 млрд грн. Но вопрос о том, где для баланса найти еще 1 млрд грн., не стоит. Ведь доходная часть бюджета увеличена на 1,3 млрд грн. по строке «Поступления от оплаты за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями». То есть, надо ожидать, услуги эти подорожают.

«Областной бюджет — очень напряженный»

На уровне регионов грядущее «безвыборье» должно почувствоваться особенно остро. Шутка ли, где-то с середины года кандидаты — особенно мажоритарщики — с тугими кошельками наперевес вовсю ринулись в электоральные поля, щедро удобряя их сотнями миллионов гривен. Ремонт дорог и домов культуры, медицинское оборудование и ученическая мебель, новенькие спортивные площадки, компьютерные классы, школьные автобусы — по этими показателям, которые в обычное время являются досадной обузой для бюджетов разных уровней, страна, что называется, выполнила и перевыполнила. Кроме того, действующие избранники с прицелом на новый мандат всячески старались «выбить» у державы новые порции материальных благ для уже прикормленных собственных округов. У многих получилось.

Теперь же придётся хозяйничать, что называется, в постном режиме. Но так или иначе, вслед за государственным бюджетом города и регионы начали принимать свои, местные. В пятницу, 21 декабря, Кировоградский облсовет утвердил областной бюджет на год грядущий — не путать с бюджетом области, который складывается из местных бюджетов (их у нас 439): областной бюджет «спонсирует» только те статьи и объекты, которые находятся в компетенции именно областного совета.

Предваряя момент принятия решения по проекту, депутатам были даны некоторые пояснения относительно финансового будущего региона на следующий год. Вице-губернатор Виктор Серпокрылов, который курирует финансово-экономический блок, скрывать не стал — областной бюджет-2013 «очень напряженный. Он даст возможность минимального старта. Облегчение может стать возможным после корректировки бюджета страны в 1 квартале». При этом чиновник напомнил: в 2012 году Кировоградщина получила дополнительные средства от государства в размере 150 миллионов гривен: «В 2013 году у нас тоже есть шанс».

Депутаты отнеслись к подобной информации довольно сдержанно. Тем не менее, проект был принят, получив 69 из 75 голосов «за».

Таким образом, сегодня основные позиции областного бюджета таковы. Кировоградщине обещают рост объемов промышленной продукции примерно на 5 процентов, сельскохозяйственной — почти на 10 процентов. Оборот розничной торговли предполагаемо увеличится почти на 7 процентов. Доходы населения (а значит, и бюджета) считали по двум сценариям. Пессимистический предполагает увеличение фонда оплаты труда на 6,7 процента, среднемесячной зарплаты — на 7 процентов. Оптимистический же содержит параметры 15,8 и 16,1 процента, соответственно. Ожидается и рост объемов прямых иностранных инвестиций — на уровне 8 процентов.

Доходная часть бюджета планируется почти на 6 процентов больше, чем прогнозный показатель 2012 года, расходная — на 6,4 процента.

Первую планируется увеличить в том числе за счет прироста налога на доходы физлиц (плюс 8 процентов), платы за использование природных ресурсов (плюс 3,2%), платы за аренду ставков (плюс 6,4%) и т.д. Кроме того, областной совет дал добро на продажу коммунальных объектов и рассчитывает получить по этой статье свыше 6 миллионов гривен. В 2012 году областной бюджет был перевыполнен и располагает дополнительными 16-ю миллионами гривен, которые будут распределены позже, в первую очередь — на сферу здравоохранения.

Расходы возрастут в первую очередь за счет медицины (на 15 миллионов от запланированных минфином). Кстати, областной бюджет берет на себя содержание (а это около 32 миллионов гривен) единой системы скорой и неотложной помощи. Чиновники утверждают: почти 99 процентов расходов общего фонда бюджета предназначены на содержание социокультурной сферы, по сравнению с 2012 годом эти расходы будут увеличены на 7 процентов. Примерно на 5 миллионов (3,6%), по сравнению с запланированными на 2012 год, возрастут расходы на образование, на 5,3% — на здравоохранение, на 28,2% — на соцзащиту, на 12% — на культуру, почти на 7 % — на физкультуру и спорт. По линии соцзащиты на 300 тысяч гривен (от плана минфина) больше пойдет на льготное медобслуживание чернобыльцев. В сфере культуры найдена возможность выделить в том числе более полумиллиона гривен на закупку литературы для библиотек области, почти 18 миллионов гривен в виде трансфертов предназначено областной филармонии, муздрамтеатру и областному театру кукол. Среди «спортивных» позиций — почти 2 миллиона гривен на подготовку спортсменов высших категорий школами высшего спортивного мастерства. Предусмотрены деньги также на книгоиздательство (220 тысяч), СМИ (350 тысяч), реконструкцию (100 тысяч гривен) историко-культурного заповедника семьи Раевских.

По статье «Другие расходы» имеем в том числе следующее: 300 тысяч на имидж области, 150 тысяч «туристических» гривен, почти 200 тысяч — на инвентаризацию памятников культурного наследия. Интересное соотношение: на поиск и упорядочение захоронений жертв войны и политрепрессий выделено более чем в полтора раза меньше, чем на проведение социологических исследований — 30 и 48 тысяч гривен, соответственно…

Понятно, что цифры и статьи расходов будут корректироваться, и неоднократно, в течение года, как, впрочем, и размеры денежного участия областной казны в выполнении главного пока стратегического документа области — программы «Центральный регион-2015». Хотя по состоянию на данный момент здесь, в «ЦР», на 2013 год запланированы существенные капиталовложения в отдельные объекты областного значения, а также финансирование расходов территорий. Касаемо последнего, это преимущественно ремонт дорог в районах — в нынешнем году больше всех должно повезти Ульяновскому, куда записали дать в общей сложности около 400 тысяч гривен.

Областная казна также предполагается как источник финансирования или софинансирования для объектов областного значения. Так, в следующем году предполагается, в частности, выделить отсюда деньги на ремонт областного кукольного театра (3 миллиона гривен), обновление материально-технической базы областной филармонии (1,2 миллиона гривен), 1,5 миллиона гривен на областной психоневрологический интернат, по 2,3 миллиона гривен на капремонт школ в Бобринце и Завалье и т.д. По крайней мере, пока эти пункты из программы не вычеркнуты как невыполнимые…

Кстати, около миллиона гривен — в разделе «стратегические задания» программы — в 2013 году из областного бюджета обещано выделить на обновление материально-технической базы органов правопорядка области… Примерно такую же сумму, рассчитывают у нас, милиции области добавит государственная казна.

Если принять за исходный материал тот же «ЦР-2015», из бюджета страны в будущем году нужно ждать более 4 миллионов гривен на ремонт двух новомиргородских школ-интернатов, 5,5 миллионов гривен на укрепление берегов Кременчугского водохранилища и почти 2,5 миллиона гривен на расчистку русла Ингула. Всего же по этому разделу — «стратегические задания» — в «ЦР-2015» записано почти 40 миллионов гривен из госбюджета. Цифра в принципе оптимистичная, но с учетом новых бюджетных реалий на уровне страны — сбудутся ли эти планы хотя бы в запланированные сроки, вопрос остается открытым. По крайней мере, областной депкорпус уже сейчас, едва приняв бюджет региона, просит Кабмин помочь с финансированием реконструкции очистных сооружений водовода «Днепр-Кировоград». Кстати, этот пункт расходов есть и в «ЦР-2015» — в 2010 году на эти цели записали 13,8 миллиона гривен (8,3 миллиона из госбюджета, 5,5 миллиона — из областного) на период с 2012-го по 2014 год. Но сейчас цифра выросла в несколько раз — Кировоградщина сообщает правительству уже о почти 54 миллионах гривен. Мол, сами не потянем, но согласны на софинансирование — в рамках участия в общегосударственной программе «Питьевая вода Украины 2012-2020».

Однако если всего лишь к началу ноября в правительстве говорили об увеличении финансирования этой программы, по сравнению с нынешним годом в три раза, до 600 миллионов гривен, то в сухом остатке бюджетного процесса-2013 деньги на «программную воду» в масштабах страны …вообще убрали. Областные власти прогнозируют — при корректировке госбюджета финансирование этой программы всё же будет «забито», причем с учетом и потребностей нашего водовода.

Впрочем, государственный бюджет принят. Не обидели ли Кировоградщину, по сравнению с другими регионами? Как сработали при этом представители Кировоградищны в парламенте? Сколько денег и на какие цели удалось «выбить» для области? Эти вопросы мы задали народному депутату Станиставу Березкину, который непосредственно участвовал в разработке проекта госбюджета-2013 в составе Бюджетного комитета ВР.

«Я бы не стал говорить о сознательной диспропорции субвенции на развитие территорий, в том числе и по отношению к Кировоградщине, — распределение средств шло в соответствии с пропорциями территорий. Наша область получит вполне достаточную сумму — это около 40 миллионов гривен только на социальные объекты, не считая таких глобальных проектов, как, скажем, Ледовый дворец. (По данным областного бюджета — 30 миллионов гривен субвенции областному бюджету на «мероприятия по социально-экономическому развитию территорий». — Авт.) Скажем, целый ряд районов — среди них Кировоградский, Новоукраинский, Бобринецкий, Компанеевский, Ольшанский — могут рассчитывать на 1,5-2 миллиона гривен каждый для больниц, школ, других объектов социальной сферы. (По информации Виктора Серпокрылова, дополнительные 9 «государственных» миллионов обеспечил своему округу как раз Станислав Березкин. — Авт.) Это, я считаю, уже большой успех. Да, конечно, каждой территории хочется иметь миллиарды гривен от державы. Однако в любом случае все цифры будут корректироваться, и получить дополнительные порции средств на те или иные объекты, скажем, тот же «Днепр-Кировоград» хотя бы на условиях софинансирования вполне может рассчитывать. По крайней мере, мы, депутаты от Кировоградщины и лично я, будем над этим работать»…

Куда пойдут эти 30 «социально-экономических» миллионов от госбюджета, уже известно. Кстати, область получит их только при условии, если обеспечит софинансирование запланированных на эти деньги работ и мероприятий. Это в том числе реконструкция внутренних интерьеров библотеки Бойченко, окончание работ на Театральной площади, работы в областной филармонии, реконструкция станции переливания крови, а также (лёд тронулся!) проектно-сметная документация на реконструкцию печально известного «Колизея» (2-й корпус ДЮЦа в Кировограде).

Виктор Серпокрылов заверил — внутреннего дефицита в областной казне-2013 нет: все запланированные в нем источники и объемы доходов совершенно реальные. Несмотря на то, что 99 процентов расходов областного бюджета направлено на социальные статьи, бюджетом проедания областная власть его не считает: «Да, условия очень напряженные. Но в течение двух предыдущих лет нам удавалось получать дополнительные средства из госбюджета на развитие, эта тенденция сохраняется. Мы также рассчитываем на помощь народных депутатов от Кировоградщины, работу руководства области с Кабмином — при распределении средств Государственного фонда регионального развития. В любом случае все защищенные статьи будут профинансированы вовремя и в полном объеме».

Подготовила Оксана Гуцалюк, «УЦ».

Областной бюджет: со сдержанным оптимизмом: 1 комментарий

  1. чего собственно печалиться? в области 26,25% + 13,46% людей, готовых пережить любые трудности и невзгоды, принять любые действия нынешней власти! да и Ларин ц ЦР2015 не обманет. он человек слова! сказал, что уйдет после выборов, «ушел». Сказал, что область 40млн получит из госбюджета, значит «получит». уже не могу дождаться, как в этом году буду сидеть на берегу Ингула и смотреть на его расчищенное русло…

Добавить комментарий