Юрий Любович, елисаветградский почетный интеллигент

7 ноября, в день Октябрьской революции, исполнилось 70 лет Юрию Любовичу. Государство, созданное той революцией, продержалось семьдесят лет, но Любович — не революция, он, слава Богу, с нами и еще много сделает. Самим своим существованием Юрий Васильевич доказывает, что Кировоград — не только танцевальная столица Украины, родина корифеев театра, но может и еще что-то в творческом плане.

Можно долго перечислять его заслуги: кроме знаменитого хора, с которым исполнено более трехсот произведений, — это он приложил руку к созданию музея Кароля Шимановского и проведению конкурса имени Генриха Нейгауза, основал фестиваль хорового искусства «Золотой Орфей», выучил сотни талантов, в том числе солистку Национальной оперы Украины Лидию Забилястую, ну и стал Почетным гражданином Кировограда.

— Юрий Васильевич, каково вообще — быть почетным? Чувствуете бремя? Как это — быть человеком со званием, которое имели и имеют единицы, и просто покупать в магазине колбасу? Так же просто ходить по улицам города?

— Да никак особенно… В конечном счете это была какая-то «досадная неожиданность». Есть вещи ожидаемые и неожиданные, это звание для меня было совсем неожиданным. Лет двенадцать меня подавали на звание народного артиста, пять представлений таких было и ничего не дали. Может, это так как бы извинились, что ли, — я до сих пор не могу понять. Если подумать, то звание заслуженного деятеля искусств как-то по-другому воспринималось, это твое чисто профессиональное признание, ты к этому шел, — это ожидаемое.

Таким же точно неожиданным для меня было еще одно недавно присвоенное звание — Честь и слава Кировоградщины».

Вообще эти звания очень нивелировались, теряют свой вес, и у меня иногда возникает желание выйти из этого «клуба» заслуженных, почетных, народных, международных… К тому же я знаю, как в Москве дают звание почетного гражданина — ты должен обязательно родиться в Москве. Но большинство из тех, кому также дали звание почетного, родились далеко отсюда. Тут бы четче критерии присвоения звания определить…

Почему еще я спокойно отношусь к этому титулу? Я всю жизнь занимался многим таким, что к моим директорским обязанностям (как директора музучилища) не относилось. В круг моих профессиональных обязанностей не входили организация этих всех конкурсов, создание музеев и т.д. Это же все ходатайства перед чиновниками, перед министерством, уйма хлопот. Я создал детский муниципальный хор (это я его назвал муниципальным), и он немало лет просуществовал, находил деньги на поездки, костюмы и прочее, хотя я совершенно не был обязан это делать. Проводил «Елисаветградскую хоровую академию», пытался возвратить нам те же имена Шимановского и других, ездил в Польшу с докладом по Шимановскому, привлек внимание поляков к Кировограду. А ведь все это не мой профиль.

Наверное, все это вместе взятое оценили? Хотя вы же сами, Геннадий, когда-то писали, что если опрашивать людей на площади, кого они считают самыми выдающимися и достойными наград, то они назовут в лучшем случае Поплавского. И сколько есть народных артистов, которых знает один из ста тысяч народа?

— Вам было уже 50 лет, когда не стало СССР и появилась новая страна Украина. Многим эта резкая перемена так ударила по мозгам, что они до сих пор отойти не могут. Как вы восприняли этот переход? Или вы как творили и преподавали, так и продолжали — «а нам своє робить»?

— Я вроде бы всегда больше был в искусстве, в политику не лез (хотя меня затягивали, и я был не только руководителем областной организации партии «Реформы и порядок», доверенным лицом кандидата в мэры и даже доверенным лицом кандидата в президенты Владимира Олийныка). Сказать, что я сильно радовался концу Союза, — это не так. Я понимал, что так должно было быть, что это неминуемо, и понимал задолго до 1991 года. Мне было понятно: что-то не так, еще с 1972 года, когда я купил первую машину и бутылка минеральной воды стоила 20 копеек, а литр бензина — 4 копейки, что в стране очень многое разбалансировано. Правда, я и не представлял, какая дикая спекуляция начнется после…

Не все так плохо было, особенно в моем случае. Не дай Бог, чтобы в газете появилась даже небольшая заметка, что притесняют хор, не дают работать — на следующий день будут и райком, и горком, и обком разбираться, и быстро все решится. Меня самого как представителя настоящего искусства в какой-то степени защищало наличие хора — я всегда был остр на язык, был для советской власти неудобоварим. Я ж еще до развала СССР добился, чтобы здание райкома отдали искусству, отдали детям — я покушался на самоЁ партию! И добился. Ради формальности, помню, меня заставляли писать в характеристике хорошего педагога, что он занимается общественно-политической деятельностью. Но она никогда ею не занималась, и писать то, чего нет, я отказывался. Хотя были конфликты. Но хор меня оправдывал в глазах партии.

Я не был доволен той властью, но на трибунах не стоял, был против внутри, как большинство людей в то время. Саму революцию воспринял положительно, помните: «Горбачев — хорошо, ну а Ельцин — лучше!». Как мировую катастрофу я это не воспринял точно. Когда Ельцин попер против системы, я понял, что тоже правильно думал и чувствовал. Мне он был созвучен.

Я поддерживал Рух, но не ходил на митинги и стычки, мне предлагали и областное управление культуры, хотя это не совсем мое, я вообще даже на планерки в это управление не ходил 25 лет, меня там и видеть мало хотели, и слушать, поэтому мне говорилось: «Да оно тебе надо, эта планерка?»

В свое время я даже не мог представить, что буду в оранжевую революцию стоять на пьедестале у сапога Кирова и «отстаивать идеалы»…

Но, увы, все эти революционные сдвиги в основном обществу ничего, кроме пены, не дают. И, если вдруг хор пропадет, никто и не пошевелится из любого лагеря, я уверен.

— С политикой вы все, завязали?

— Да, все! Была не худшая страница в моей жизни, но хватит.

— А как вам живется на Дворцовой?

— Я давно отстаивал это переименование. Это же смешно — мой дедушка в Елисаветграде, мой отец в Зиновьевске, а я в Кировограде жили и живем на одной улице, но она все время по-разному называется…

— Как вы, потомственный интеллигент, оцениваете уровень нынешней кировоградской интеллигенции, которой становится все меньше? Где те люди, которые еще лет двадцать назад приходили зимой в театр, храм искусств, со сменной обувью? Где люди, которые битком набивались в зал музучилища послушать игру юных на экзаменах? Почему на встречи с поэтами и писателями в библиотеку Чижевского раньше приходили многие сотни, а сегодня — полтора-два десятка? Где эти люди? Мы их потеряли? Что происходит с кировоградской интеллигенцией? Отмирает как класс?

— Корни проблемы надо искать раньше, дальше во времени. Я помню те времена, когда в пасхальные дни на протяжении улицы Карла Маркса от места, где сейчас «Сельпо», и до площади Кирова с двух сторон стояли милиционеры и учителя, следя, чтобы школьники, не дай Бог, не шли в церковь. Религию со всем окружающим ее искусством у людей забрали, а что дали взамен? Песни о Коммунистической партии? Многие уехали, но оставались их ученики, которые нам, моему поколению передали то, что они знали, вкус и умение ценить настоящее.

Театров стало меньше, а ведь в театр имени Кирова как мы ходили, я как сейчас помню «Учителя танцев», очень мне нравился спектакль. В филармонию мы входили, как в святое место…

В этом ряду многое еще можно вспомнить. Раньше в областном суде Нейгауз и Шимановский давали концерты — в суде были два рояля! И не для того, чтобы на них дела складывать. И это считалось нормой. А сейчас вот возьмите залы власти. Например, в нашем городском совете зал заседаний — чудесная акустика. Раньше тут были трибуны для лекций, выступлений и докладов, и даже чтения стихов. Но уже довольно длительное время это место, где дерутся. И поэтому кресла в зданиях власти намертво прикручены к полу — чтобы не использовали как оружие. И вот мы с хором исполняем «Коронационную мессу», а трибуна в центре делит хор на две половины — басы с одной, сопрано с другой… Это мелкий штрих, но штрих…

Смотрите, как уходит та среда, в которой воспитываются и произрастают интеллигенты. Упала в свое время стена клуба имени Октября на улице Ленина — и не стало клуба, зато вырос на его месте банк какой-то. Хотя там была такая уникальная архитектура, и, как ни поразительно, всю эту красоту даже не сфотографировали перед тем, как сломать! Есть лишь любительские фрагментарные кадры. А театр имени Кропивницкого? Пристроили спереди к нему какой-то сарай, и тут же вывеска — «Памятник архитектуры». Да там охраняться законом как памятнику уже давным-давно нечему! А наше старое здание музучилища? Замечательный зал, камерный, уютный, — все это уничтожается! Дворец культуры имени Компанийца сегодня что такое? Арахисом там торгуют начиная со входа, саженцами, носками какими-то. А где же культуре быть? Откуда браться в такой общей атмосфере людям, которые будут надевать красивые платья в театр, приносить с собой красивые туфли и сидеть смотреть искусство, не лузгая семечки?

Эти красивые исторические здания, которые мы теряем, — они же носители духа, той энергетики, того интеллигентного мышления и традиций, которыми они пропитаны. А они уходят. Людям просто негде послушать приличную музыку! И они слушают Потапа и Настю Каменских, и это еще не худший вариант

— Неужто все так плохо?

— Знаете, в Бельгии беременных на последних месяцах обязательно водят на курсы хорового пения — настолько именно красивые человеческие голоса позитивны для будущего ребенка. Когда-то, верю, и у нас так будет.

— С Днем рождения вас! Увидимся на концертах!

Геннадий Рыбченков, «УЦ».

Юрий Любович, елисаветградский почетный интеллигент: 5 комментариев

  1. » Знаете, в Бельгии беременных на последних месяцах обязательно водят на курсы хорового пения – настолько именно красивые человеческие голоса позитивны для будущего ребенка.»
    Красивые человеческие голоса позитивны не только для будущего ребёнка, а и для всех нас, взрослых. Так почему же мы чаще вынуждены слушать Потапа или того же Поплавского? Действительно, негде послушать приличную музыку.

  2. Да вы правы,действительно негде послушать хорошую музыку, хотя Кировоградщина богата своими талантами

  3. Приємно, що в Кіровограді живе і працює Юрій Любович.

  4. Ну ребята, я многое узнал о себе!
    Спасибо Геннадию Рыбченкову.

  5. Приветствую Маэстро Любовича на нашем сайте!

Добавить комментарий