Культурный вопрос

Кировоградщина всегда считалась краем «митців» и богатых культурных традиций. Но даже притом, что культура (и наша область, понятно, не исключение) является сферой, как известно, специфической — тонкой, деликатной, многогранной, без традиционной организационной структуры и здесь пока не обходится. Сегодня главное творческое кресло региона свободно: занимавшая его Наталья Агапеева ушла на другую должность, а вакансия выставлена на конкурс. Поэтому «УЦ», не дожидаясь, пока руководство области определится с собственной кандидатурой, привлекла к обсуждению компетентных, признанных в своей отрасли экспертов.

Итак, каким видят люди культуры нового руководителя? Кто, по их мнению, наиболее достойно и эффективно мог бы управлять этой сферой на уровне региона?

По большому счету (и это вполне понятно), отвечая на наш «культурный вопрос», большинство наших респондентов сочло необходимым заметить, что сфера, которую они представляют, более чем непростая. Поэтому и требует, по их мнению, от потенциального руководителя не только беззаветной преданности делу, но и профессионализма, навыков дипломатии, незаурядных организационных способностей.

Как выяснилось, сама Наталья Агапеева преемницей видит Валентину Животовскую — своего первого заместителя в управлении культуры: «Я предложила именно эту кандидатуру: Валентина Григорьевна имеет два высших образования, получает третье, у нее есть опыт практической работы. И то, и другое немаловажно, ведь в культуру нельзя прийти “с улицы”, эта работа не так уж и легка, как многим кажется».

Директор Кировоградского областного общеобразовательного учебно-воспитательного комплекса гуманитарно-эстетического профиля (гимназия-интернат-школа искусств), заслуженный работник культуры, народный артист Украины Анатолий Коротков: «Поскольку я являюсь председателем профильной депутатской комиссии облсовета, возглавляю общественный гуманитарный совет при облгосадминистрации, мне надлежит быть взвешенным и осторожным в оценках и рекомендациях. В любом случае на этой должности нужен человек с качествами менеджера высшего разряда, причем не “дирижёр”, а опытный управленец, который мог бы “поднять” эту отрасль. Потенциал в этом плане у области хороший, достойные и перспективные претенденты есть».

Председатель областного комитета профсоюза работников культуры, СМИ, полиграфии, спорта и туризма Зоя Кадук: «Желание многих занять эту должность как “синекуру”, по меньшей мере, является необдуманным. Эту сферу нужно знать изнутри, иметь опыт руководящей работы, понимать специфику данной сферы и происходящих в ней процессов. На мой взгляд, оптимальной в этом отношении является кандидатура Валентины Григорьевны Животовской — эта работа ей может быть и по душе, и по плечу».

Директор Кировоградского областного центра народного творчества, заслуженный работник культуры Украины Валентина Пращур: «Профильное образование и опыт работы, здоровые амбиции, любовь к народному творчеству и его глубокое, без “шароварщины”, понимание — те качества, без которых руководителю сферы культуры уровня региона не обойтись. Он должен быть всесторонне развитым, глубоко порядочным, взвешенным, не размениваться на отдельные направления и, главное — сохранить то, что было наработано и сделано и его предшественниками, и культурой области в целом».

Заместитель начальника управления культуры и туризма — начальник отдела стратегического планирования и развития культуры управления культуры и туризма ОГА Валентина Животовская: «Безусловно, руководитель этой сферы должен знать область, иметь опыт работы в отрасли, причем на руководящих должностях. Кроме того, ему должно быть понятно, как формируется бюджет, как распределяются средства, причем с максимальной эффективностью. Понятно, обязательно видение им перспектив развития отрасли в целом, всех её направлений. А значит, нужно быть универсалом, а не представителем исключительно того или иного направления.

Я бы акцентировала на менеджерских, а не творческих задатках, умении быть толерантным, терпимым, способным воспринимать новые, самые разноплановые идеи. Конечно, нужно уметь бережно относиться к людям — творческие натуры, да ещё народные и заслуженные, очень сложны, требуют особого подхода… Считаю, в области достаточно людей, которые могли бы возглавить эту сферу, нужно только суметь их привлечь».

Журналист-культуролог Валентина Левочко: «На мой взгляд, нам нужны руководители уровня Николая Кравченко и Анатолия Короткова — они бы нам всю культуру подняли!»

Солист Кировоградской областной филармонии, лауреат международных конкурсов Ярослав Страшной: «Думаю, здесь нужен человек, который был бы и творческой, креативной единицей, и талантливым менеджером. И, главное — мог бы привлечь, вывести из районов, как минимум, на уровень области одаренную молодёжь».

Певец, участник и призер международных творческих конкурсов Владимир Живицкий: «Залогом успешности руководителя и отрасли в целом я считаю любовь к своему делу и компетентность. Конечно, необходимы профильное образование, преданность искусству в любом его проявлении. И ещё — понимание важности детского творчества, его поощрение и поддержка».

Директор Кировоградского областного театра кукол Григорий Педько: «Творческие люди — особенные, требующие тонкого и деликатного подхода. Кроме того, отрасль культуры изначально не монолитна, в отличие от образования и медицины, и в каждой сфере — своя специфика, свои законодательные нормы и т.д. Все они требуют внимания, контроля, компетентности. Думаю, эта работа вполне по силам Валентине Животовской — знающему, опытному руководителю, сведущему в проблематике и специфике культурной сферы области».

Тележурналист, автор программ в области культуры Ирина Науменко: «Однозначно, должен быть человек от искусства, имевший дело и с культурной “кухней”, и концертной деятельностью, хороший организатор. Таковой считаю Нелли Чёрную, которая очень ярко и активно работала по этому профилю в Кировоградском медучилище, а сейчас, кстати, стажируется на аналогичную должность в областном центре. Хотя, нужно заметить, и в той же областной филармонии, и на музпеде людей, которые могли бы успешно работать на этой должности, более чем достаточно».

Хореограф Александр Лещенко: «Безусловно, я — за талантливого человека с недюжинными организаторскими способностями. Эти качества в полной мере присущи Анне Нижниковой, с которой мне повезло работать во время первого сезона “Майдан’Sа”. Она может организовать любого, руководит жестко, но без агрессии».

Директор Бюро металлического джаза Burn Эдуард Гева: «Нужен дипломат, умеющий искать общий язык и с творческими людьми, и с властями. Больше внимания к молодым коллективам, умение ориентироваться на требования времени тоже необходимо. На мой взгляд, очень подошел бы Николай Иванович Кравченко — все эти параметры ему, безусловно, присущи».

Директор Кировоградской областной детской филармонии Ирина Полонская: «В числе качеств, необходимых для руководителя культурной сферы областного уровня, я бы назвала профессионализм, грамотность, обязательно — наличие экономического образования и организаторских способностей, умение общаться с людьми. Это должна быть личность яркая, неординарная, зрелая (лет 40-45)… Я бы предложила на эту должность Николая Ивановича Кравченко, но мы его никому не отдадим!»

Директор Кировоградской областной филармонии Николай Кравченко: «На самом деле мне эту должность предлагали не единожды, в разное время. Но каждый раз я говорил однозначное “нет, никогда”. Если бы мне было лет 30, тогда можно было бы начать всё с нуля. Но филармония — моё любимое детище, ребенок, которого я вырастил и поставил на ноги. Поэтому буду и дальше заниматься хоть и непростым, но любимым делом.

Что же касается моего видения будущего руководителя, то, знаете ли, культура — сфера тонкая, здесь недостаточно быть или исключительно аппаратчиком, или сугубо креативщиком, нужно глубоко знать отрасль, её специфику. Ведь каждый артист — или свершившаяся звезда, или несостоявшаяся, здесь особый подход нужен, как у Валентины Животовской. Она работает деликатно, для достижения результата никогда не станет бить “обухом по голове”…»

Экс-начальник управления культуры Кировоградского горисполкома Николай Барабуля: «Руководитель такого ранга и такой сферы должен чувствовать время, его требования. Искать новые, современные формы, но при этом не отодвигать на второй план традиционные виды творчества, обрядовую культуру, особенно на селе. Конечно, нужно хорошо знать область, её потребности и возможности в культурном плане. А ещё — быть универсальным специалистом, не отдавая предпочтение какому-либо одному виду творчества, быть “министром культуры” в масштабах региона. Партийный же принцип здесь категорически недопустим! Знаю, что в области достойные люди есть, причем нужно обратить внимание не только на “старожилов”, но и на талантливую молодёжь».

Так или иначе, культурный вопрос по итогам нашего «культурного» опроса пока остается открытым. Однако кто же всё-таки возглавит эту сферу в регионе, станет известным в ближайшее время.

Подготовила Оксана Гуцалюк, «УЦ».

Культурный вопрос: 27 комментариев

  1. Думаю, руководитель, как минимум должен говорить «звонИт» и «украИнский».

  2. «звонИт» и «украИнский» — это хорошо,но мало!
    🙂

  3. А еще лучше — «телефонує» и «украЇнський».

  4. УЦ будет вечно благодарна г-же Агапеевой за совершенно замечательную пенку: «кавалькада мероприятий» 🙂

  5. Керівник повинен бути універсалом,мати неабиякий досвід,інтелігент і культурним по відношенню до підлеглих

  6. руководитель в первую очередь должен быть требователен к себе,а потом к подчиненным.Быть лидером во всех отношениях, компетентным и эрудированным

  7. Робота відповідальна, і не легка. Скільки на сьогоднішній день проблем з культурою в області. А райони, села…? Підтримую тих хто вірить що В.Г. Животовська справиться з цією нелегкою роботою.

  8. Цитата: «Думаю, руководитель, как минимум должен говорить «звонИт» и «украИнский».» Когда-то одному из наших славных спикеров задали вопрос: -Почему Вы говорите «фосты», когда у Вас так хорошо получается «хвакты»?

  9. «…в культуру нельзя прийти “с улицы…”
    Да большинство наших работников культуры, особенно в глубинке, — с улицы. Некоторые действительно оказались на своём месте, но большинство… Просто получают зарплату, а своё бездействие обьясняют одним — нет денег.

  10. Если бы не боязнь «потерять» филармонию, то луше кандидатуры Кравченка просто нет!

  11. Как сказал французский писатель и журналист Альфонс Жан Карр «Чем больше перемен, тем больше все остается по-старому». Придя к должности, часто упоминающиеся люди в этой статье, врятли что-то изменят. По сути, Агапеева и останется «у руля культуры области»! Думаю нужен человек со стороны, не знавшего интриг «культурного життя Кіровоградщини»

  12. Валентина Животовская с ее опытом практической работы вполне может стать преемником Натальи Агапеевой

  13. Нужны молодые, амбициозные менеджеры с незашоренным сознанием. Иначе изменения прочитаются как рябь по воде…

  14. Опытный профессионал, со стажем работы в отрасли культуры — это хорошо, но хочется свежих идей, изменений, тоесть руководителя молодого, с новыми современными взглядами на развитие отрасли культуры, который в состоянии видеть и реализовать перспективы в развитии данной отрасли. Мы ведь — танцевальная столица…Молодежь доказала, что мы тоже многое умеем…

  15. Согласен с PEGAS. Молодым дорогу, старикам почет!

  16. На Кировоградщине много замечательных культурных коллективов. Их задача не только закрепить достигнутое, но и преумножить. Я поддерживаю высказывание работников культуры области на странице газеты «Украина-центр», что культура — сфера непростая. Что руководитель областного масштаба, возглавивший культуру должен быть преданным делу, обладать незаурядными организационными способностями, быть профессионалом в своем деле,видеть перспективу развития области.

  17. Напротив,регион многонациональный и мультикультурный.А язык межнационального общения-русский.Государственный-украинский.Но государство-слуга народа,человека.Так давайте говорить на языке господ,а не холопов!

  18. молодежь нужно ставить, она у нас одаренная. А с возрастом и опыт придет.

  19. Культурой области должна руководить красивая женщина. Все остальное от лукавого. Ну на что может влиять начальник управления? Да ни на что, практически.

  20. Почему всё в культуре сводится к творческим коллективам? А всё остальное? И ведь управление не только культуры но и туризма. Животовская хороший человек но она можно так сказать «воспитанник» Агапеевой. А новая струя?
    Посмотрите на какой уровень вышла работа по охране культурного наследия как только создали отдельный отдел и вывели Лесняк из культуры и дали отдых от прославления наших ведущих ансамблей.

  21. Красивая влиять сможет, но если она еще и умная, то пользы будет однозначно больше. Вы, Борменталь, словно невестку сыну-бизнесмену подбираете. У нас уже давно тот случай, когда нужен руководитель с 25 часами в сутках, и чтоб это время он посвятил работе. Прикрываться тем, что начальник управления ничего не решает не актуально, если где-то в глубине души теплиться надежда на то, что мы имеем полное право на полноценную культурную жизнь.

  22. Керівник повинен бути професіоналом, вміти вирішувати проблеми, а не боятися їх. Хто зможе?

  23. Як хто? Молода досвідчена людина,яка є керівником від «природи», а не від гаманця!!!

  24. Вы это серьёзно?! А мне сразу вспомнилась «Забытая мелодия для флейты» и Тамбовский хор.Профильный ликбез конечно Поплавского.

Добавить комментарий