Киноповесть «Украины – Центр»

Владимир Гостюхин на съемках художественного фильма «Дикий табун» (режиссер Валерий Рожко)

Если бы наше государство уделяло кино столько вниманя, сколько это делала газета «Украина-Центр» на протяжении всего времени своего существования, то отечественное кинопроизводство давно бы превзошло количеством картин многие соседние страны.

Вначале было слово, и было оно информационным, познавательным и развлекательным. Так можно охарактеризовать все публикации в газете «Украина-Центр» о киноискусстве в целом, будь то рассказы о кино и кинофестивалях, интервью с актерами или рассуждения о кинопроизводстве. С самых первых страниц своей деятельности «УЦ» увлекала читателя за собой в такой разнообразный и интересный мир кино. Взять хотя бы такие выборочные моменты разных лет: в 1994-м это были первые киноафиши, чуть позже – рассказ о съемках художественного фильма «Партитура на могильном камне» (режиссер Ярослав Лупий) по произведению нашего земляка Александра Жовны. «Есть здесь и динамичная интрига, и загадочные персонажи, и сложные переплетения судеб, и интересный женский образ, и даже… элементы мистики»,– так об этом фильме писала «УЦ» (№55, 1995 г.). Была в газете и статья о кинофестивале «Молодость-96», а также большой материал, посвященный столетию кино, которое отмечалось в том же 1996-м году. Так что, можно сказать, дружба «УЦ» и кино крепла из года в год, а теплое и братское отношение журналистов к теме кино передавалось читателю.

Прошло какое-то время, газета, понятное дело, развивалась, мировая и отечественная киноиндустрия тоже, что называется, на месте не стояла: материалы о кино становились все насыщенней и многообразнее. Кинофильмы, кинофестивали, кинорежиссеры, кинозвезды – «УЦ» всегда находила, о чем рассказывать на своих страницах. Вот, например, в 2002-м году на Кировоградщине, под Александрией, проходили съемки художественного фильма «Дикий табун» (режиссер Валерий Рожко), главную роль в котором сыграл Владимир Гостюхин (на фото Владимира Решетникова). Интервью о нем, о фильме, впечатления актера о кировоградской земле не остались не замеченными «УЦ»: «Работаем мы вдалеке от Александрии и близлежащих сел, в полном уединении, – рассказывал “УЦ” Владимир Гостюхин, – места здесь просто удивительные, атмосфера чудесная». («УЦ» № 447, 2002 г.)

Киноактеры и их внутренний мир, образы, которые они создают, и их жизнь всегда интересны людям. «Украина-Центр» ловит любую возможность, чтобы задать пару вопросов человеку, связанному с киноиндустрией. Эксклюзивные интервью с целым сонмом звезд украинского и российского кино никогда не сходят со страниц «УЦ». Вот только малая толика известных имен: Михаил Светин, Владимир Горянский, Наталья Варлей, Богдан Бенюк, Александр Калягин, Борислав Брондуков, Борис Каморзин, Армен Джигарханян…

Темы проблем отечественного кино, госфинансирования этой отрасли, украинских киностудий и поддержки молодых талантов также затрагивались на страницах «УЦ». Эти статьи, конечно, не назовешь развлекательными, они больше аналитические и заставляют задуматься, но ведь кино – это не только удовольствие, но и многие составляющие, которые требуют серьезных финансовых вложений и внимания со стороны государства: «Главная проблема нашего кино всем известна – нет денег. Утешает одно – в нашей стране все же что-то снимают», – так писала «УЦ» еще в №560, 2004 г.

Рубрики о кино в «УЦ» становились емче и еще информационней. Так, начиная с 2006-го читатели подробно и обстоятельно узнавали о каком-то конкретном кинофильме из проекта журналиста Александра Виноградова, в котором он с увлечением киномана рассказывал все о режиссере, продюсере, актерском составе конкретной кинокартины. Этот его проект сейчас подхватила и успешно продолжает Ольга Степанова. Так что, дорогие читатели, будьте уверены, ваш досуг в надежных руках!

Не так давно, в 2011-м, в нашем городе состоялось событие – съемки многосерийного, художественного сериала «Синдром Дракона». Естественно, наши журналисты не могли оказаться вне кинопроцесса и неординарного события в жизни Кировограда. Читатели «УЦ» получали информацию с киношной кухни, что называется, с пылу с жару. Геннадий Рыбченков, Анна Кузнецова «подносили» новости о киносъемке, о звездах актерского состава фильма – об Андрее Мерзликине, Екатерине Климовой, Кристине Асмус, Леониде Бичевине, Юрии Назарове, Дмитрии Муляре – часто и со вкусом. Было интересно узнавать о нюансах работы над «Синдромом» от таких людей, как сценарист и исполнительный продюсер Юрий Смирнов, режиссер Николай Хомерики, кинооператор Алишер Хамидходжаев. Наши фотографы Павел Волошин и Елена Карпенко ярко и характерно украшали «УЦ» эффектными фото этого события.

«УЦ» о съемках «Синдрома Дракона» в Кировограде (№914, 916-922):

– «Впервые в нашем городе будет сниматься большое кино ».

– «Выглядит кинопроцесс реально очень круто. Кругом носятся человек пятдесят с бейджами и рациями, площадка перекрывается со всех сторон с помощью милиции».

– «…все в упоении от того, какие мы снимаем обьекты, каких людей… Существует понятие городского мифа, городской легенды. В принципе это и делает наш город отличным от другого, в котором существуют свои мифы. Реальная история Ильина очень интересна, но мы снимаем не о том». (Юрий Смирнов.)

– «Сцена театра и кино – это доказательства преображения человека, которые открывают его глубины. Чем приятна экспедиция: работа закончилась, и есть время, чтобы поехать куда-нибудь, увидеть замечательные поля подсолнечника…» (Андрей Мерзликин.)

– « Все время хочется сделать что-то новое еще лучше, а все равно получается в рамках материала, в рамках времени, где происходят съемки, режиссерского видения». (Леонид Бичевин.)

Журналист – профессия творческая. Журналистика становилась для многих стартовой площадкой в литературной деятельности, да в принципе в любой профессии, связанной с творчеством. Собственно кино посвятил себя только Юрий Смирнов (сценарист, кинопродюсер). Он любезно ответил на вопросы «УЦ»:

– Юрий, чем пригодился многолетний журналистский опыт в вашей нынешней работе сценариста и продюсера кино?

– Прежде всего – умением быстро и внятно писать. Журналистика, как мы ее всегда понимали в «УЦ», – дело не только донесения фактажа, но и работа со стилем. Безусловно, очень помогает журналистика сценаристу и в плане сбора фактов, умения разговорить нужных персонажей. Но и мешает. Журналист должен проживать жизни многих людей, в том числе и злодеев. В этом плане внутренний цензор журналиста гораздо четче, это сценаристу нужно в себе изживать.

А в целом годы в «УЦ» дали мне одно очень правильное, как я считаю, чувство – нет никакой провинции и столицы, делать свою работу надо так, как будто ты работаешь в Times. «УЦ» долгие годы была одной из лучших газет Украины, и, надеюсь, ее новый взлет – впереди.

– Если бы вы снимали киноролик об «УЦ», на чем прежде всего акцентировали внимание?

– Знаете, «УЦ» достойна фильма, а не ролика. Может быть, я когда-то напишу такой сценарий. Ведь «УЦ» – это всегда больше, чем «УЦ». На орбите «УЦ» всегда находилось очень много интересных людей, которые делали интересные дела. Меняются времена, меняются хозяева газеты, и газета сейчас совсем не та, что 1000 номеров назад. Но ее история всегда интересна. А что, хорошая идея, обдумаем на сценарных курсах.

– Как вы думаете, на современного человека больше оказывает влияние словесно-печатное выражение мысли или ее визуальное воплощение?

– На данный момент на одной шестой части суши, которая раньше была СССР, повествование еще борется с визуальным. В остальных частях мира визуальное давно победило. Мы – последние воины Слова, если можно так выразиться. Хотя, думаю, мое поколение, еще ценящее книгу выше фильма, например, – последнее в этом смысле. Я не культуролог, вижу только главные тенденции, но мир явственно тупеет, тупеет на глазах, и, возможно, это спасет его. Мы же помним – горе, оно в основном от ума. Хотя мы, наверное, последнее поколение, которое это помнит. Нашему зрителю пока еще важно, как говорят персонажи, а не только что они говорят и делают. Традиции все равно так быстро не пропьешь, хотя мы за последние лет двадцать пять сделали все, чтобы это произошло.

– Чем в ближайшее время порадует читателей «УЦ» Юрий Смирнов – сценарист и кинопродюсер?

– Я надеюсь, что в ближайшие месяцы дадут первые всходы сценарные курсы, которые я веду в Кировограде, кстати, с помощью «УЦ». Надеюсь, что из первого набора выйдет много крепких сценаристов. Вы даже не можете представить, насколько я доволен своей группой, какие отличные головы, какие интересные идеи. Будем радовать.

Про себя лично говорить не люблю, я работаю, работаю достаточно много, пишу несколько сценариев, мечтаю затащить в Кировоград в этом году один или два серьезных проекта. А вообще моя мечта – сделать в Кировограде кинопроизводство. Настоящее и постоянное. У нас в городе в ближайшее время не будет никаких металлургических гигантов, химических монстров и прочей промышленности главного калибра. Значит, надо попытаться найти себя в высоких технологиях, в медиа, в культуре.

Ну и время от времени я собираюсь появляться на страницах «УЦ» в качестве автора. Не то, чтобы не отпускала журналистика, хотя мне по-прежнему нравится эта профессия, но я всегда считал «УЦ» своей альма-матер, своим главным университетом. Поэтому всегда с удовольствием возвращаюсь на какой-то проект, на какое-то время.

Остается добавить: смотрите кино, читайте о нем в «Украине-Центр», будьте с нами на одной киноволне!

Ольга Смирнова, «УЦ».

Добавить комментарий