«Я перестала бояться… Всё самое страшное уже пережила»

Мы уже писали о трагедии, которая произошла в конце декабря прошлого года. Напомним, на аэродроме в Александрии Кировоградской области 25 декабря произошла крупнейшая за всю историю независимой Украины вертолетная катастрофа: на землю упал Ми-8 с пятью людьми на борту, все мужчины погибли на месте аварии.

Мы встретились с Алёной, женой самого молодого из погибших лётчиков, двадцатишестилетнего Рубена Игитяна в одном из тихих кафе города. Красивая, приятная женщина в чёрном платке и с невероятной болью в глазах. О чём бы мы ни говорили с Аленой в тот день, все темы возвращались к ее мужу.

– Алёна, о трагедии в Александрии написано уже много, в средствах массовой информации звучали и различные версии случившегося, и комментарии истинных и псевдоспециалистов. Что вы считаете из этого неправдивым или неправильным?

– Знаете, мне сложно было следить за новостями, просто не могла этого видеть. Огорчила явная ложь про алкоголь: Рубен его вообще не употреблял. Далёкие от авиации люди говорили глупости о каких-то полётах за ёлками или что-то такое. Это всё неправда! Они просто не знают, какие требования надо соблюсти, чтобы вертолёт взлетел. Тем более что он находился в технико-эксплуатационной части после ремонта. Мы, жёны вертолётчиков, общаемся между собой и чаще всего знаем, когда и что делают мужья на работе. «Газовка» двигателя в тот день была запланирована.

– Какую помощь вам оказали по месту службы мужа? Может, вам нужна какая-либо помощь сейчас?

– В части отношение просто прекрасное, помогают во всём: документы, машина, просто бытовые вопросы. Сразу после аварии был открыт счёт в банке, куда все желающие пересылали деньги нашим семьям. Я, правда, не особо вникала в это. Первые десять дней была в шоке… Потом эти деньги были сняты и разделены между всеми семьями. Помощь оказывали все. Это было организовано по инициативе командира части. Спасибо большое всем, кто помогал и помогает. Отдельная благодарность замполиту, майору Виталию Олейнику. Он и сейчас помогает решать любые вопросы, общаемся. Он сам пилот, тесно был связан с Рубеном, летали даже вместе. Это первый человек, к которому я обращаюсь, когда приезжаю в Александрию. Начальник отдела кадров тоже всегда приходит на помощь. Ира и Дима Воронины – самые близкие друзья. Да и вообще все служащие части готовы всегда прийти на помощь. Спасибо им, без их такого отношения было бы значительно тяжелее.

Знаете, они как будто чувствуют себя виноватыми в случившемся, но это не так, я никого не обвиняю! Это работа такая, её выбрал Рубен сам. Он её очень любил, любил летать, возиться с техникой. У него дома даже в одной из комнат была почти мастерская, детали там какие-то свои перебирал. Рубенчик был мастеровой, если что починить, сделать надо – всё мог. Он был таким надежным…

– Как вы с ним познакомились? Расскажите о своей семье.

– Мы с ним уже девять лет вместе. Он тогда был курсантом нашей лётной академии. Мы общались в одной компании и поначалу просто дружили, а потом поняли, что не можем друг без друга. Мы оба из Кировограда, его родители сейчас живут за городом. Когда в девяностых были сложные времена, очень многие уезжали в село, чтобы легче было прокормить семью. Там его папа завёл хозяйство: у него корова, кролики. Он очень крепкий, настоящий армянин. Это хозяйство их спасает теперь – есть чем заняться. И Рубен просто замечательный был. О нём и другие люди говорят только хорошее. Он очень быстро освоился в части. Стремился во всё вникнуть и учился постоянно. Не могу сказать, что в академии он был заучкой, он нормальный парень: мог и погулять, и повеселиться. А как пришёл в часть, его как подменили: стал серьезным, полностью прекратил пить. Раньше мог позволить себе на праздник иногда, а теперь – нет, ни в каких видах, ни в каких количествах. Дома осталось много конспектов. И почерк аккуратный, хотя он левша, и правильным почерком не мог похвастаться, но тут видно очень старался. Он был на своём месте!

Вообще Рубен был мудрым, не по годам. С детства очень самостоятельным. Как и его старший брат – настоящие мужчины. Начал зарабатывать ещё в школе. Когда учился в академии, у нас родилась дочь, Рубен совмещал работу с учёбой: обеспечивал семью. Он всегда был ответственным, не позволяя мне фактически работать: «Мужчина должен сам кормить семью». Всегда был очень работящим, у родителей на хуторе доил корову, в восемь лет умел складывать копну сена. Дома не сидел ни минуты на месте: утром и завтрак мог приготовить. У меня была очень счастливая жизнь… Рубен меня от всего оберегал…

У нас двое дочерей, они были дома, когда я об этом узнала. Я от них ничего не скрывала и не придумывала, честно сказала, что папа погиб. «Папа – есть, но мы его не видим». Даже если иногда приходится воспитывать моих красавиц, я говорю: «Ну вот, папу же расстраивать нельзя!» У меня всегда были и будут честные отношения с дочками. Старшая, Анаит, моя советчица и помощница, занимается танцами и делает там успехи; младшая, Карина – пока маленькая, в александрийском садике, но скоро будем переезжать в Кировоград. Мы с Рубеном очень хотели, чтобы наши дочери пошли в нашу с ним шестую школу. Мы оба там учились, хоть и познакомились позже.

Рубен перед аварией был сам не свой. Он очень уставал на работе в последнее время, это был его борт, и он как механик принимал непосредственное участие в замене двигателя и редуктора. Это и понятно: конец года, завершение ремонта. Очень хотел в эти дни поехать в Кировоград, очень любил свой город. Словно предчувствовал что-то… В последние две недели был хмурым, молчаливым после работы. Я даже сердилась немножечко. Он всегда мне говорил, что до сорока лет не доживёт, я ещё посмеивалась над ним: не придумывай глупости, говорила. Не верила в это сама…

Перед моим днём рождения, 5 января, мне вернули уцелевший в катастрофе телефон (он для меня стал последним подарком Рубена), я увидела, что в последние дни перед гибелью он часто слушал песни Александра Розенбаума. Одной из самых любимых была «Пухом небо тебе, офицер». Я её часто сейчас слушаю, эта песня как будто о нём.

Я уже перестала бояться… Раньше было страшно оставаться ночью самой, боялась даже шорохов. А теперь… Всё самое страшное я уже пережила, больше мне бояться нечего… Остались дочки – теперь надо жить для них и ради них…

Предварительной причиной катастрофы вертолета Ми-8 Внутренних войск МВД Украины в Александрии следствие называет резкое ухудшение метеоусловий.

«Еще не завершены все технические экспертизы узлов и агрегатов, но уже сейчас можно говорить, что за несколько минут до трагедии в районе аэродрома резко изменилась погода, что могло сказаться на действиях экипажа, – отметил один из членов комиссии. – Расшифровка бортовых самописцев и языковых регистраторов подтвердила, что технические характеристики вертолета были в норме».

Именно с резким ухудшением метеоусловий связывают действия экипажа и в комиссии. На вертолете проводились регламентные работы двигателей, прошедших ремонт. В считанные минуты после их запуска погода испортилась: видимость упала в десять раз, с 2000 до 200 метров, возникли сильные порывы ветра. Находившийся на земле Ми-8 начало опасно раскачивать и сдвигать. Это создавало угрозу как машине, которую ветром могло опрокинуть, и она могла зацепить лопастями расположенные рядом здания и людей из обслуживающего персонала. Вполне вероятно, командир экипажа, опытный летчик Вячеслав Павлюк, чтобы спасти людей, принял решение оторвать ее от земли.

Версию «непроизвольного отрыва» поддерживают сейчас и в МВД. «Произошел не запланированный заданием отрыв вертолета от земли, с дальнейшим переходом в поступательный полет с набором высоты полета. Попадание вертолета в низкую облачность привело к потере экипажем пространственного ориентирования, что привело к столкновению воздушного судна с землей», – информирует пресс-служба министерства.

По свидетельствам водителей, находившихся в тот момент на трассе Киев — Днепропетровск, вертолёт мог рухнуть на автомобильную трассу или на стоящую рядом АЗС. Пилоту удалось отвернуть в сторону, и вертолёт упал, не долетев до шоссе, предотвратив, таким образом, гибель людей, которые в это время ехали по дороге. По данным экспертиз, все три пилота и два техника были трезвые – алкоголь в их крови не обнаружен. До окончания расследования все полеты Ми-8 в войсках прекращены …

Алексей Гора, «УЦ».

Редакция газеты присоединяется к соболезнованиям всем семьям, которые понесли невосполнимую утрату, потеряв близких людей. Для желающих материально поддержать семьи погибших военнослужащих открыт счёт в ПриватБанке 4405885811277562 Игитян Артур.

«Я перестала бояться… Всё самое страшное уже пережила»: 1 комментарий

  1. «Кто вчера тебя знал? Да никто.
    А сегодня известен всем.
    Мы, не чокаясь, пьём по сто.
    Пухом небо тебе, офицер…»

Добавить комментарий