Кировоград. Независимость. Итоги.

Культура — душа народа

Если кто-то считает, что после развала Союза практически во всех сферах культурной жизни у нас были только невосполнимые потери, тот не прав. Конечно же, за эти прошедшие двадцать лет не стало десятков клубов, книжных магазинов, кинотеатров. Но есть и прибавления. В области стало больше музеев, больше издательств и изданных книг, больше картинных галерей, к примеру. Гораздо чаще, чем в советское время, в райцентры и даже села приезжают украинские эстрадные звезды…

Как, в общем и в частности, для творческих людей минули эти двадцать лет независимости, какие главные тенденции в культурной жизни можно отметить?

Трансформация танца

Кировоградщина всегда была хореографическим центром. Еще в то далекое время журнал «Советская культура» называл наш ансамбль «Ятрань» в числе десяти самых ярких творческих коллективов СССР наравне с ансамблем песни и пляски Советской Армии, хором имени Веревки и другими. Действительно великий коллектив был создан гением танца Анатолием Кривохижей. А мы не уберегли. В начале 2000-х «Ятрани» не стало, громкая страница в истории нашей культуры была перевернута…

Но не все так хмуро. Многие десятки славных коллективов сохранились и вполне успешны и сегодня. «Зоряни», «Пролісок» мэтра Короткова, «Світанок», «Конвалія» и «Росинка» — только в Кировограде, а есть еще «Віночок» в Александрии, «Степівчанка» в Новоукраинке и т.д. Кстати, именно народный танец в масштабах области у нас наиболее сохранился. В районах умирали клубы и библиотеки, а вот народные вокально-хореографические коллективы сохранялись. Петь и танцевать народ не разлюбил, несмотря ни на какие лихие времена. В каждом районе можно назвать подчас десятки сохранившихся и действующих коллективов. Достаточно побывать в любом районе на каком-то местном празднике и можно понять — это живет. И деньги на костюмы находятся, и какая-то поддержка. Ну и многое на энтузиазме…

Эстафету народного танца достойно принял у нас танец современный. Ансамбли «Час Пик», «Метелица», «Надежда» и многие другие творят современную хореографическую историю Кировоградщины. Апогеем процесса стал телепроект «Майдан’S», в котором Кировоград благодаря такой богатой истории и общему уровню танцевальной школы победил другие города Украины.

Так что танцевальная душа нашего края живет, лишь видоизменяется.

А голос немного охрип

Двадцать лет уж прошло, а ничего не изменилось, по-прежнему голос Кировоградщины — это Антонина Червинская, Раиса Валькевич, Олег Демин и хор Любовича. Новых имен, новых местных звезд такого масштаба как-то не появилось.

Хотя были некоторые прорывы. В середине девяностых группа «Аква Вита» Игоря Балана и Иры Филатовой была довольно популярна в Украине, собирали полные залы, но сегодня об этом речь не идет.

Особняком стоит феномен группы «Гуляйгород». Этот коллектив родом с Кировоградщины, но за ее пределами он лучше известен, да и базируется сегодня в Киеве. «Гуляйгород» прославился необычным, самобытным исполнением украинского фольклора. И давно желанный гость на фестивалях в Польше, Германии, Прибалтике. На всех известных украинских фестивалях типа «Країна мрій» «Гуляйгород» — обязательный участник.

Спад двадцатилетия, подъем двадцатилетия

Ни по чему другому так не ударили эти сложные годы, как по книжной торговле. Выросли целые поколения юных жителей райцентров и сел, которые просто не знают, что такое книжный магазин, — они их не видели. В областном центре некоторые выжили, как «Школярик» на улице Ленина. И, о чудо, даже появились новые! Это в первую очередь относится к «Книжному супермаркету», который сегодня, по сути, олицетворяет книжную торговлю в области. Еще местами книги ушли из магазинов на раскладки и лотки.

Зато в другой сфере у нас большие прибавления. На Кировоградщине значительно прибавилось музеев. Поубавилось музеев Ленина, состоящих из копий фотографий и книг Ленина и о Ленине, без единого артефакта. Появились другие, ближе к нам.

Главный, конечно, областной художественный, созданный в 1993-м, открывшийся в 2001-м. А еще в Кировограде появились музеи Ивана Карпенко-Карого, Александра Осмеркина и Кароля Шимановского, совершенно обновился музей братьев Эльворти. Не отставала и область. В Голованевском районе создан уникальный в СНГ музей Ракетных войск стратегического назначения, как эхо холодной войны.

В Александровке открыт музей Льва Мациевича, отечественного пионера авиации. В Разумовке того же района, на базе усыпальницы Раевских, действует музей истории этого села (богатого не только памятью Раевских). В Подлесном открыт музей другого земляка — знаменитого актера Гната Юры. Вообще больше всего музеев у нас именно в Александровском районе.

В Ольшанке создан единственный в стране украинско-болгарский музей. Новый музей имени Героя Соцтруда, строителя Кременчугской ГЭС Михаила Карпова открыт в Светловодске, там есть и экспозиция, посвященная космонавту Юрию Маленченко. Железнодорожный музей — в Помошной. И еще долго можно перечислять новые небольшие музеи, появившиеся у нас.

Можно с уверенностью констатировать, за эти двадцать лет интерес к истории, к памяти в наших краях вырос.

Погребенные под макулатурой

Если судить в абсолютных цифрах, то никакая другая сфера культуры не имела такого взрывного роста, просто бума, как книгоиздание. За годы независимости на Кировоградщине изданы тысячи наименований книг, в противовес единицам, десяткам, издававшимся ранее. Это не беря в расчет литературу вузовскую — пособия, методические издания и т.д., а также телефонные и прочие справочники.

В художественной литературе — просто прорыв. Любой желающий получил возможность за собственные или спонсорские деньги напечатать свои стихи, рассказы или повести, и понеслась полиграфия во все тяжкие. Особенно с поэзией это заметно. Число поэтов на Кировоградщине значительно превосходит количество, скажем, агрономов. Ради обслуживания безмерно выросшего числа местных Баянов появилось даже немало новых издательств, готовых издать книгу любого формата, вида и крутизны.

В основном же повалил бурный поток небольших брошюрок, который за 20 лет составил небольшую речку. К чести Кировоградской областной организации Национального союза писателей, ее ячейка с трудом, но удерживается в приличных рамках, в ее составе всего три десятка членов. Есть еще у нас и отделение Ассоциации украинских писателей, и отделение Конгресса литераторов Украины…

Некоторым из стихотворцев удается находить спонсоров, но в основном сборники издают за свои, тиражом в 100, 200 экземпляров, и дарят их друзьям. Увы, за этим валом очень трудно разглядеть настоящую достойную поэзию, которая у нас все же есть. Обойдемся без имен, чтобы никого не обидеть. Скажем лишь так, наше известное литературное объединение «Степ» продолжает работать. Хотя утраты за эти двадцать лет очень весомы — ушли Валерий Гончаренко и Борис Чамлай, Леонид Куценко и Светлана Барабаш…

Прозаиков, слава Богу, у нас поменьше. И пристойные книги появляются. Но из авторов, которые бы сделали себе имя, известное хоть чуть дальше кировоградской объездной дороги, можно назвать разве что Александра Жовну. Еще Алексей Корепанов (кстати, член Союза писателей России) регулярно издается в московских и питерских издательствах. Да вот еще Юрия Смирнова, сценариста уже нашумевшего у нас будущего фильма «Синдром дракона», напечатали недавно в московском «Новом мире», том самом, где впервые публиковали Солженицына и Чингиза Айтматова, Василя Быкова и Иосифа Бродского.

Итого за 20 лет изданы тысячи книг, но почти нет КНИГ.

Яркие краски

Возможно, наибольший толчок и наибольшую свободу дала независимость творцам живописи. Сколько талантов расцвело в этой сфере! Перечислить всех очень трудно. Есть целые династии — Надеждиных, Шаповаловых; многие имеют высшие почетные звания. И даже такой показатель грустный можно упомянуть. Когда безвременно ушел Андрей Липатов, показавший нам совсем другой Кировоград, на его похороны собралось более полутысячи людей, многие из которых его даже не знали лично. Он дарил нам красоту и неповторимое мироощущение.

Вероятно то, что живопись — очень сложный вид творчества, защитило ее от наплыва дилетантов. Но художников у нас много, и хороших. Десятки из них могут гордиться, что их работы находятся за рубежом.

В Кировограде появилось немало серьезных коллекционеров, которые, в том числе, собирают работы и местных художников, поддерживая тем самым наше искусство. Это и Александр Табалов, и Николай Цуканов, и Павел Штутман, и другие.

Показательно, что появляются у нас и новые картинные галереи, такие, как «Елисаветград» в областном центре, и в Светловодске Художественный салон. Так что у нашей живописи и, шире, прикладного искусства — светлое будущее (даже у картин в темных тонах).

Я памятник себе

Как для области небольших масштабов, монументальное искусство у нас вполне на уровне. И за годы независимости именно оно, полностью переменившись, формирует новый облик наших городов. Так что по-прежнему оно остается для нас одним из важнейших искусств.

Только в Кировограде за эти двадцать лет появилось немало памятников — жертвам Чернобыльской трагедии и первому трамваю Елисаветграда. Братьям-основателям завода «Красная звезда» Роберту и Томасу Эльворти и Богдану Хмельницкому. Ангелу-хранителю города и городскому голове Пашутину. Владимиру Винниченко и елисаветградскому дворнику. Плюс немало барельефов, памятных досок, бюстов.

Не отстает и область. В Головковке Александрийского района установлен памятник казаку-основателю села, в Цибулево Знаменского — казаку Мамаю. В Торговице Новоархангельского района — казаку-охранителю. Новые памятники Тарасу Шевченко появились во многих населенных пунктах, последний — в Знаменке.

Не совсем к творческим объектам стоит отнести памятный знак «Центр Украины» под Добровеличковкой. Это скорее политическая, имиджевая вещь, чем творческая.

В задумках и проектах у многих новые всевозможные памятники. Есть даже проект целостного монументального оформления разными памятниками набережной областного центра. Сомнений нет, что новых памятников будет у нас больше и больше.

Театр и кино

О кино у нас можно говорить в чисто инфраструктурном плане (ну не снимают у нас почти фильмов). За эти двадцать лет умерли десятки кинотеатров, выжил всего один, построен всего один новый. Это о «Зоряном» и «Портале» в областном центре. О кинопрокате за пределами Кировограда вообще давно речь идти не может. Забудьте, это в прошлом.

А вот о театре классическом говорить еще труднее. Их, театров, по-прежнему числится в области два. Художественный имени Марка Кропивницкого и кукольный. Оба театра имеют высокий статус академических. Сегодня глубоко символически о судьбе театров говорит их внешний вид. Как-то так получилось, что якобы «младшенький», несерьезный кукольный театр, чувствует себя гораздо более здоровым, чем «взрослый». Кукольный театр за последнее время здорово преобразился — хороший ремонт большинства помещений, современные окна, новый транспорт. Регулярная зарплата работникам. Но самое главное в другом — новые постановки. Поиск. В кукольном регулярно ставят новые детские спектакли. А в свое время рискнули замахнуться и на взрослые. Успех «Ночи перед рождеством» и «Собачьего сердца» подтвердили, что выбор был верным. Театр приглашает режиссеров из других городов ставить спектакли, даже самого мэтра этого искусства Евгения Гиммельфарба. Театр участвует в фестивалях — последние были в Виннице и во Львове. Сейчас его пригласили на фестиваль в Сочи…

Чем в последние годы может похвастать театр Кропивницкого? Пожалуй, только скандалами вокруг него — с нецелевым использованием денег на ремонт. Тут нет вины труппы, конечно. Но и вообще давно театр не удивлял, не радовал. Премьеры были, естественно, громких — нет. Полный зал собирался только на антрепризные спектакли заезжих московских актеров. Последняя постановка, которая (по субъективному мнению автора этих строк) как-то прошумела, прозвучала в Кировограде — это «Чума на оба ваших дома», постановка Николая Горохова. Это было лет 12 назад…

Стены помогают, а в этом случае рушащиеся стены творческого дома явно мешали. Не будем винить труппу. Им и так нелегко. К тому же ночь наиболее темна перед рассветом, у кропивничан все лучшее — впереди, мы верим.

Очень приметной зато вышла постановка студенческого театра «Резонанс» «Ромео и Джульетта». Полный зал главного храма искусств — областной филармонии, — первые лица области и города, цветы. Так держать. Как обычно симпатичен наш театральный фестиваль «Вересневі самоцвіти», хорошие гости съезжаются. И, главное — полные, полные залы…


P.S. Просто невозможно уместить в рамки этого очерка архитектурное искусство и его судьбу в годы независимости. Тема требует отдельной статьи.

Кировоград. Независимость. Итоги.: 10 комментариев

  1. "Да вот еще Юрия Смирнова, сценариста уже нашумевшего у нас будущего фильма «Синдром дракона», напечатали недавно в московском «Новом мире», том самом, где впервые публиковали Солженицына и Чингиза Айтматова, Василя Быкова и Иосифа Бродского. "Три небольших стихотворения,на любителя,в НВ,действительно неплохо.Но наводить параллели ,на основании этого факта,пока без резонанса,с Бродским,Солженицыным,это уже слишком.

  2. С актером кажется ошибся(давно было) Не Трушин ,а скорее Трушицин.

  3. вовик, да что там 25 лет. Уже почти 300 ЛЕТ прошло, а в лондонском Королевском театре зачастую и поныне СТАРЬЕ "Ромео и Джульетта" идет. В общем,похоже тоже не театр, а полная ШНЯГА. Кстати,строго говоря, в театре смотрят не ПОКАЗЫ ( показывали Мартына Борулю), а ПОСТАНОВКИ пьес. Ну да ладно,какая Вам разница.
    Вообще то падение интереса к театральному искусству,связано в целом с ПАДЕНИЕМ культурного уровня современных людей. И так наблюдается не только в Украине. Конечно, тому есть масса объективных причин. И это отдельный разговор. Но я помню то время (60-е), когда мы, дети, пальцами показывали на актеров нашего театра, встретив их на улице — МЫ ИХ ЗНАЛИ В ЛИЦО! А я страшно гордился соседством с актером Трушиным. Сам "Ленин" живет у нас на третьем этаже! Замечу, в театр сами мы не ходили, нас приводили туда РОДИТЕЛИ, которые сами с друзьями часто обсуждали дома уже "взрослые" премьеры и новые театральные постановки. Постепенно увлечение театром сменилось как-то незаметно увлечением подавляющего большинства горожан СИНЕМОЙ (конец 70-х), а уж совсем добил, некогда театрального зрителя, КРЕТИНОСКОП.

  4. Вообще-то в театр надо ходить, а потом умничать.
    Наличие классики в репертуаре, абсолютно нормальное явление.
    Проблема со зрителями не только в театре, а сколько раньше было в городе кинотеатров?
    Перед закрытием театра Кропивницкого на ремонт, был в театре. Да, зрителей было маловато, а в зале было холодно. Но актеры молодцы, заслужено получили бурные зрительские аплодисменты, стоя.

  5. Геннадий, вполне нормальная и объективная ОБЗОРНАЯ статья. В принципе и добавить нечего.

  6. В конце 70-х довелось пару раз побывать в театре им. Кропивницкого. Зал на три четверти пустой, а четверть — солдаты, которых водили бесплатно. Репертуар — полный отстой. Тогда показывали Мартына Борулю, Каково было мое удивление, когда через 25 лет я приехал и обнаружил что идет все тот же Боруля. Вообщем не театр, а полная шняга.

  7. По театру Кропивницкого автор ка-то несмело — ему нужно петь алилуйу И раньшн не блистал, а сейчас застой хуже брежневского. Театр всегда впереди общественной мысли. А эти — сопли о корифеях и ничег, ничего нового и свежего. Устарели и морально и физически. А про Ятрань тоже правду не сказал автор — ее убил Коротков ради того, чтобы подмять под себя всю хореографию. И получилось.
    Далее — в живописи — застой до маразма. те самые династии приватизнули и премии, и союзы. Самого яркого — Липатова — они художником не считали, он, мол, без образования. А он продавался по Союзу и миру, а они — так, в клубы в лучшем случае. Кстати, свободным художником он был одним из немногих.
    О литературе — не слова. Маразматичный и прогорклый Степ таких же и плодит. А голова Спилки письменников — озлобленный нацик, ненавидит всех, включая голову Степу. Тараканы в банке. Слабая статья, даже не по верхам, а ни о чем. Не берись парень чего не знаешь

  8. Очень интересно и познавательно,а шо не уместилось в этом номере,надо перенести в следующий.И про КВН вспомнить.А Смирнов оказывается поэт,читал ничего.

  9. Вот только памятника дворника уже как бы нет,вернее он есть,но для широкой общественности недоступен.

Добавить комментарий