Палево

Єней був парубок моторний,
Пока не кончился бензин.

КВН начала 90-х.

Не успело лето начаться, а в Украине разразился очередной системный кризис. На этот раз не политический, а экономический. Хотя как сказать… Политические последствия повышения цен на бензин видны уже сейчас. Нерадивость Кабмина не отмечает в последнюю неделю только ленивый. Правда, тон комментариев и качество оценок заметно варьируются: от заговора против Украины до небольших погрешностей в действиях чиновников.

Пересказывать сложившуюся ситуацию вряд ли имеет смысл. Она оформлена в виде красивых табличек на заправочных станциях и озвучена добротным матом украинских водителей. Естественно, что такого повышения цен не ожидал никто. Да, в Украине уже бывали бензиновые кризисы, но, во-первых, эти случаи происходили во времена катастрофической разрухи в нефтеперерабатывающем комплексе страны, а во-вторых, честно говоря, много дней минуло, и мы стали забывать бесконечные очереди возле автозаправочных станций. Теперь же ситуация в стране несколько иная. Большинство украинских нефтеперерабатывающих заводов, перейдя в частные руки (в основном российских компаний), не только заработали, но и прошли этапы модернизации. На сегодняшний день это современные мощные производства. В Украине функционирует весьма организованная система автозаправок (представленная все теми же российскими гигантами типа “Лукойла” и ТНК), которая вроде бы уже раз и навсегда сняла вопрос об анархии на топливном рынке. И, тем не менее, кризис случился.

Основной аргументацией защитников Кабмина Януковича были и остаются мировые цены на нефть. Они, мол, в связи с непрекращающейся войной в Ираке растут во всем мире, и мы не исключение. Однако такое толкование является чистой воды пропагандой, тем более с использованием ложной информации. Да, мировые цены на нефть сейчас достаточно высоки. Но такое положение наблюдается уже не первый месяц, тем не менее, нигде в мире такого резкого скачка цен почему-то не случилось. Даже банальное сравнение нашего гигантского прыжка с колебанием мировых цен позволяет увидеть всю искусственность украинского бензинового кризиса.

Нечего пенять и на действия России по уменьшению экспортных квот. Во-первых, подобные изменения начнут действовать только с первого июня. Во-вторых, никоим образом это не касается работы украинских НПЗ. Ведь, грубо говоря, наша экономика зависит не от российского бензина, а от российской нефти. Кроме того, если мне не изменяет память, недавно наша страна вошла в одно очень громкое экономическое пространство. Которое, правда, тоже еще не начало работать. Так что какие-то вопросы с Москвой наше правительство может решать с учетом ожесточившейся дружбы.

Остановимся на ряде объективных причин, приведших к кризису. На профилактический ремонт остановился Лисичанский НПЗ, принадлежащий ТНК. Однако этот факт был известен правительству еще в прошлом году. Остановка Херсонского НПЗ была более неожиданной, но, справедливости ради, стоит отметить, что это предприятие производит гораздо меньший объем топлива. Не стоит забывать и о начале сбора урожая. В этот период цены всегда немного повышаются.

А вот еще одна очень интересная и весьма объективная причина кризиса, о которой, правда, чиновники стараются кокетливо умалчивать. Я думаю, водители “москвичей” и “жигулей” с чувством глубокого удовлетворения узнают, что Украина является… крупным экспортером нефтепродуктов. Причем весьма прогрессирующим экспортером. Например, за первый квартал 2004 года наш экспорт в этой отрасли вырос сразу в три раза. Причем, я думаю, никто не вспомнит факты открытия новых месторождений или запуска новых заводов. Вероятно, кому-то в Украине срочно понадобились большие суммы денег. А для чего нужны большие суммы денег в год президентских выборов?..

Складывается впечатление, что Кабинет Министров не сразу “въехал” в ситуацию. Как и год назад во время зернового кризиса. Цены на заправках уже полезли вверх, а Виктор Янукович проводил важнейшие встречи с Русланой Лыжичко и братьями Кличко. Естественно, что через несколько дней, когда ситуация стала угрожающей и для украинской экономики, и для кандидатского имиджа Виктора Федоровича, определенные действия были предприняты. На неделю остановили экспорт нефтепродуктов из страны. Решение хоть и правильное, но, скажем так, малопопулярное в бизнес-кругах. Сорванные контракты, недоумение партнеров. Наверное, без таких жестких шагов (помните введение прошлогодних фиксированных цен на хлеб, которые не продержались и трех недель?) можно было обойтись. В который раз приходится констатировать полное отсутствие аналитического центра в нынешнем Кабмине. Теперь ситуацию приходится спасать, мягко говоря, не совсем рыночными методами и вновь ограничивать предпринимателей в их деятельности. В результате переговоров операторов топливного рынка и Кабмина было решено снизить рентабельность компаний до 7 процентов в месяц. Понятно, что крупные монстры рынка переживут такие действия. А мелкие и средние компании практически обречены на вымирание. Хотя, остался ли еще в этом сегменте рынка мелкий и средний бизнес, — большой вопрос. По крайней мере, бензиновый кризис образца 2004 года окончательно реструктуризирует украинский топливный рынок.

Несмотря на предпринятые правительством действия, большинство экспертов сходятся во мнении, что рост цен будет продолжаться, хотя, возможно, не будет так резко галопировать, как в последнюю декаду мая. Чем это грозит населению? Я думаю, что тут нашим читателям тоже все понятно. Достаточно выйти на рынок и прицениться к килограмму мяса. Или с удивлением услышать от водителя такси новую цену за старую услугу. Причем, как будет действовать правительство в этих случаях, абсолютно непонятно. При всей высокой энергетике Виктора Януковича ему вряд ли удастся провести переговоры со всеми операторами свино-говяжьего рынка типа бабы Мани и уговорить их уменьшить рентабельность. У них от этой рентабельности, в отличие от нефтедилеров, зависит вопрос выживания.

В общем, если ситуация будет развиваться в подобном направлении с теперешней скоростью, обещанное правительством повышение пенсий рискует не застать большинства своих адресатов.

Прогноз, конечно, ужасно пессимистический, но базируется он на реальных темпах инфляции в Украине. Гривня, которую упорно сдерживает еще один будущий кандидат в президенты, обесценивается на глазах. Счастливые обладатели накоплений в долларах тоже становятся все менее счастливыми.

Отбросим в сторону смешные гипотезы о том, что кризис спровоцировала оппозиция, чтобы подорвать доверие народа к премьер-министру. Не до жиру сейчас оппозиции кризисы организовывать. Быть бы живу и на свободе — уже хорошо. Не стоит искать и тщательно замаскированный российский след. А вот надеяться на Россию можно. Помните, как в прошлом году Россия и Казахстан организовали поставки в Украину дешевого зерна? И это еще до принятия всяческих консорциумов и ЕЭПов. Почему бы и сейчас Москве не протянуть руку помощи, организовав поставки дешевой нефти? Которой, кстати, в России гораздо больше, чем дешевого зерна. А мы, что называется, потом отработаем. Власть наша уже от всех евроинтеграторов благополучно избавилась и о реверсе “Одесса-Броды” снова заговорила. Мы же стараемся! Как можем…

Как уже отмечалось выше, бензиновый кризис разразился в аккурат к началу нашего праздника общей беды и надежд — сбора урожая. По мнению экспертов сельского хозяйства, урожай в этом году (тьфу-тьфу-тьфу) не кислый. Природа пока дает “добро”. Только вот хватит ли топлива для уборки урожая? К чести Виктора Януковича надо сказать, что вопрос организации поставки дешевого дизельного топлива работникам сельского хозяйства был одним из основных в ходе переговоров с нефтяными компаниями. Если стороны придут к компромиссному соглашению, здесь как раз и понадобится твердая рука правительства. Когда подобный кризис Украина переживала при правительстве Пустовойтенко, схожие договоренности также действовали. Однако в простой цепочке между крупными операторами нефтерынка и селом появилось огромное количество жучков-посредников, сделавших себе неплохие состояния, извините за пафос, на народной беде.

Это испытание для Виктора Януковича как кандидата в президенты явно не последнее, но, возможно, самое серьезное. Слишком уж рьяно за прошедшие полгода раскручивалась тема блестящей работы Кабмина. С рассказами о росте ВВП, снижении налогов и прочими радостями жизни. Однако гражданин избиратель очень плохо понимает рост ВВП, зато прекрасно понимает рост цены на килограмм мяса или литр бензина.

Януковичу, едва ушедшему из-под дамоклова меча зернового кризиса 2003 года, новая напасть, прямо скажем, не ко времени. Он у нас и оргкомитетом по подготовке к Афинской олимпиаде руководит, и за “Евровидение” взялся, засучив рукава. Правда, в последнем пункте дорогу Виктору Федоровичу перебежал Леонид Данилович. Президент объявил, что “Евровидение-2005” пройдет под его личным патронатом. Актуален ли будет подобный патронат в 2005 году, это вопрос вопросов. По крайней мере, Леонид Данилович надеется, что таки да. Своим указом он обязал Кабмин в двухнедельный срок разработать план мероприятий для проведения всеевропейского шоу. Какой там бензиновый кризис, когда такие дела в шоу-бизнесе?

Вспоминаются слова экс-спикера Верховной Рады Александра Ткаченко, сказанные перед президентскими выборами 2000-го года: “Де ми бачимо нашого Президента? На весiллi чи на хверверку” (сохранены фрагменты авторского произношения). Чего стоит только конкурентная борьба за нашу Руслану Президента и премьера, которые наперебой награждали ее орденами и статуэтками, а Янукович даже взял в личные советники по культуре. Возможно, бедная девушка уже и не рада, что победила на “Евровидении”.

К удивлению, так и не удалось найти ни в средствах массовой информации, ни в Интернете заявлений о том, что бензиновый кризис — дело рук Виктора Ющенко. Очень странно. А то он у нас в последнее время ответственен за все. И солдат в Ирак, оказывается, отправил он, и вообще нехорошо себя ведет. Возможно, это именно он курил в Новобогдановке вблизи складов с боеприпасами. Ах, вообще не курит? Ну тогда сознательно поджигал. Или вот, скажем, весь бензин скупил и диктует свою цену. А что, согласитесь, неплохие версии? Вполне могли бы появиться. Но, так как их нет, можно сказать, что культура черных пиарщиков в Украине значительно повысилась.

Вообще-то любой рост цен настолько крепко бьет по мозгам, что в сторону моментально отходят битвы в парламенте или очередные фестивали админресурса на каких-то местных выборах. Не будь бензинового кризиса, гораздо громче прозвучали бы такие резонансные события, как антисемитский шабаш на Куреневском кладбище или таинственная смерть ректора Ужгородского университета. В любое другое время мы все обратили бы на это пристальное внимание. Но сейчас все мы под гипнозом растущих цен. Вместо вопроса “как там погода?” мы интересуемся, “как там цены?”. И, к сожалению, от этой беды не укрыться с помощью зонтиков. Вот уж, поистине, лето — пора отпусков. И первыми на этот раз отпустили цены. А кто-то очень важный не устает говорить нам о пресловутой украинской стабильности. Может, стабилизатор сломался…

Добавить комментарий