Большие ворота в Индию

Омываемый Аравийским морем, открытый португальцами менее 500 лет назад, Мумбаи (бывший Бомбей) из небольшого рыбачьего поселка превратился в громадный мегаполис с населением более 14 миллионов человек. Здесь богатство и роскошь соседствуют со страшной нищетой, а шикарные здания в колониальном стиле — с грязными трущобами. Мумбаи – это 38% валового национального продукта Индии, в его порту совершается половина внешнего торгового оборота страны, а киноиндустрия – самая крупная в мире.

Он заслуженно имеет репутацию самого динамичного и современного города Индии и представляется эдаким самоуверенным дельцом, который явно переоценил свои силы. Идете ли вы по широким бульварам вместе с нескончаемым людским потоком или протискиваетесь через баррикады ручных тележек на многолюдном базаре, создается впечатление, что город вот-вот лопнет по швам. Ведь главная и пока непреодолимая его проблема – хроническая нехватка свободного пространства.

Вот такими неординарными впечатлениями об индийском Мумбаи поделился с читателями «УЦ» Александр Шамшур, генеральный директора завода «Гидросила АПМ». Он неделю назад вернулся из Индии, где проходила первая Международная выставка строительного оборудования, оборудования для производства стройматериалов, горных комбайнов и строительной техники, в которой принимала участие наша «Гидросила».

bC India

Первое, что поразило Александра Захаровича, – это выставочная площадка. Еще за несколько недель до открытия здесь был огромный пустырь, и на нем как грибы после дождя стали как-то быстро вырастать павильоны и стенды – и вот 88 тыс.кв.м превратились в комфортное место для заключения выгодных контрактов. 508 экспонентов из более чем 30 стран мира представили на выставке bC India свои новейшие продукты и технологии. Из всех участников лишь третью часть составили местные товаропроизводители.

За 4 дня работы выставку посетили более 22 тыс. человек. По словам Александра Шамшура, стенд «Гидросилы» пользовался популярностью. Подход у потенциальных потребителей простой, он заключается в ответе всего на два, но принципиальных вопроса: «Кто у вас занимается сервисом?» и «Кому из ведущих фирм вы уже поставляете свою продукцию?». Если сказать нечего, то все остальное не имеет значения. То есть для индийских компаний важна не твоя нарядная реклама, а голые факты.

– Наш стенд посетили ведущие на индийском рынке производители автобетоносмесителей – компании «ШВИНГ-Штеттер» (занимает 50% индийского рынка), «Гривас» (20%), «Аквариус», «Либхер», китайская корпорация «Сани». Известный украинцам производитель автомобилей, группа компаний «Тата», совместно с испанской компанией Baryval в настоящее время открывает в Индии свой завод по производству автобетоносмесителей. Мы уже отгрузили им опытные образцы нашей продукции и ждем оттуда новых заказов, — рассказывает о результатах поездки в Мумбаи Александр Захарович. — Отмечу и тот факт, что мы провели продуктивные переговоры о сотрудничестве в области производства гидравлических узлов с ведущими мировыми компаниями – Iton, Rexrott, Sauer-Danfoss. Это свидетельствует о том, что в нас видят равного партнера, компанию, с которой можно и нужно работать. Помимо этого, мы имели встречи с представителями компаний СНГ, которые также принимали участие в выставке, – КАМАЗ, БелАЗ, Четра.

В целом поездка в Мумбаи прошла для директора «Гидросилы АПМ» и его спутников более чем продуктивно. Естественно, львиную долю времени кировоградцы проводили на выставке. Но в этом плотном графике выкроили и время, чтобы пройтись по городу, познакомиться с его достопримечательностями и образом жизни.

Миллионеры и трущобы

Итак, первое, на что обратил внимание наш собеседник, – это лица людей. Индийцы, вне зависимости от своего социального положения, преимущественно улыбчивые и открытые, в них нет агрессии, злобы, недовольства.
– Я не заметил признаков спитости на лицах, даже нищие – и те нормальные люди, просто худые и бедно одетые. Кстати, одеты все довольно аккуратно, – говорит Александр Шамшур.

Нет проблем и с общением. Большая часть жителей Мумбаи неплохо говорят на английском языке, документация ведущих предприятий ведется на английском, и, как отмечает наш собеседник, все с удовольствием общаются на языке жестов.

Индийцы живут спокойно, размеренно, без суеты. Александр Захарович приводит пример: если тебе сказали, что «машина уже за углом» – значит, она приедет минут через 20, если «будет через 5 минут» – ждите 40, а если «вот-вот, скоро подъезжает» – придется скоротать где-то час, прежде чем прибудет такси.

– Когда мы наконец выехали на автомобиле, я понял – управлять машиной там просто невозможно из-за интенсивности движения и множества негласных правил на дороге. Для удобства индийцы предпочитают передвигаться на общественном транспорте: электричках или автобусах. Метро в Мумбаи нет – только строится, причем наземное.

Очень много мотоциклистов, сплошные пробки. Но они не «глухие» – пусть медленно, но поток машин движется, – говорит Александр Шамшур. Отметил наш собеседник и уважительное отношение водителей друг к другу.

Улицы узкие, но даже если в деловом центре Мумбаи ты и найдешь проспекты, то их тротуары застроены маленькими пристройками-магазинчиками: внизу хозяин торгует, наверху — живет.

Из местных достопримечательностей Александр Захарович прежде всего отмечает сооружения, которые построили британцы в период колониального господства: «ворота Индии» – знаменитую местную триумфальную арку, весьма популярную среди туристов, здания колледжей и больниц, которые являются сами по себе памятниками архитектуры.

Видел наш собеседник и знаменитую гостиницу Тадж Махал, которая пострадала в 2008 году во время теракта, но местные власти приложили максимум усилий, чтобы люди вообще забыли о былых разрушениях. Только один раз Александр Шамшур видел бронетранспортер на улице, а так в целом полиция бдит, не нарушая обычный ритм жизни туристов и местных жителей.

Более того, индийцы, напуганные терактом, соблюдают повышенные меры безопасности. Сейчас там довольно низкий уровень преступности, хотя на набережной на всякий случай написано «Осторожно, срывают цепочки!».

Шамшур подчеркивает, Мумбаи – очень разный. В деловом центре находятся шикарные здания, перемежающиеся трущобами. В городе есть обустроенные поля для более чем популярного там крикета, и тут же, рядом, дети из бедных семей играют в эту игру прямо на улице.

– Сам Мумбаи – довольно грязный, очень шумный: рев автомобилей, сигналы, людской гомон. Такое впечатление, что он сейчас лопнет, разорвется, – говорит Александр Захарович. – Они строят что-то постоянно, закончился рабочий день, все бросили на тротуаре, не убрали и ушли. Вечером здесь же, на дороге, у свалки строительного мусора, нищие жгут костры, готовят себя пищу.

Наш собеседник вспомнил одну картинку: прямо на улице на подстилке спит ребенок, привязанный за ногу веревкой к фонарю – чтоб не убежал, наверное.

Нищие на каждом шагу подходят и просят деньги. Если отмахнешься, отстают, если дашь одному – тут же набежит целая толпа. Точно так же и в транспорте – в окна автомобилей стучат, просят, но чаще всего водители на них не обращают внимания.

Множество индийцев живет в трущобах. И хоть государство предпринимает активные меры по их сносу, то есть на месте «курятников» строятся бетонные дома, конца и края этой работе не видно. К тому же нищие, переезжая в квартиры, переносят туда свои порядки, Александр Захарович называет это типично советским «эффектом общежития», когда люди привыкли жить «временно», и не «в своем».

Или другая зарисовка. На набережной, среди шикарных домов затесалась парочка трущоб. И прохожие могут видеть, как оттуда выходят нищие с пакетами мусора, спокойно выбрасывают их подальше в море, тут же, ни на кого не обращая внимания, справляют нужду, разворачиваются и уходят…

В то же самое время в Индии, как в цивилизованной стране, бесплатное образование, в частности очень много мусульманских и христианских вечерних школ. Если хочешь, чтобы в школе была охрана, чистота, приплати немного, в переводе на наши деньги около 600 гривен – и учись на здоровье. Частные учебные заведения тоже есть, кстати, самые дешевые (в смысле оплаты за обучение) специальности в Индии – врач и инженер. Поступить в индийские вузы сложно – большой конкурс, высокие требования, и взятки «не проходят».

Наш собеседник отмечает, в отличие от Шанхая в Китае, прирост населения в Мумбаи происходит не за счет высокой рождаемости, а за счет урбанизации – из окрестных сел люди приезжают в мегаполис в поисках лучшей жизни. С жильем, конечно, проблема. Кто-то устраивается хорошо, а кто-то выбирает образ жизни… прачечной. Да-да, именно прачечной, ведь в Мумбаи центральная прачечная занимает огромную территорию (на фото внизу), где люди живут и работают. То есть стирают белье из всех гостиниц, больниц, частных школ. «Это стиль жизни», – говорит Александр Шамшур, шокированный видом людей, только и делающих, что стирающих вручную тонны чужого белья.

– В Индии вообще довольно часто отдается преимущество ручному труду – что в стирке, что в строительстве дорог. Наверное, платить зарплату рабочим дешевле, чем купить тот же экскаватор, – говорит Александр Захарович. – Работают тут и хрупкие женщины в сари с покрытой головой, чтоб не схватить солнечный удар, и здоровые мужчины, которое по старинке носят на голове тазики с раствором.

Очень много в Мумбаи небольших частных заводиков, мини-фабрик, гаражей-автосервисов. Объясняется такая тенденция просто – земли мало, и она дорогая…

Гостиница, в которой жили кировоградцы, по уровню сервиса не отличается от европейских. Только вот одно смущало – постоянный запах нафталина: в шкафах, в умывальниках. Постепенно привыкли, но по приезде домой сразу же перестирали всю одежду – нафталином пропахли рубашки и пиджаки капитально.

Отдыхает народ, по словам нашего собеседника, в многочисленных парках. Кстати, интересно, что фонари там работают на солнечных батареях – дешево и эффективно. В самом захудалом парке деревья пострижены так, что напоминают произведения искусства. Верблюды, слоны, жирафы – целый зеленый зоопарк. А по этим деревьям бегают обычные бурундуки.

Впрочем, отдыхают местные жители не только в парках.

– У индийцев другой подход к магазинам – подавляющее большинство делает покупки на маленьких классических восточных базарах, которых в том же Мумбаи множество. А продуктовых супермаркетов там вообще нет. Вместо них – огромные торгово-развлекательные центры: на первом этаже поле для крикета или каток для фигуристов, только не изо льда, а из гранита, покрытого специальной пленкой, второй этаж – обычные магазины брендовых товаров, которые тут продаются со скидкой, на третьем ярусе – текстиль и немного продуктов, но цены в два-три раза выше, чем на рынках, а на четвертом этаже – множество ресторанов, кафе, большущие кинотеатры и мини-аттракционы для детей. Заезжаешь туда в 11 утра – пустота, а вечером – не протолкнуться, – рассказывает Александр Захарович. – Городская жизнь традиционно активизируется с приходом вечерней прохлады.

И снова возвращается к вопросу о безопасности:

– В эти торговые центры заходишь обязательно через магнитную рамку и показываешь содержимое сумок. Но при этом не чувствуешь напряжения или раздражения. Не то чтобы тебе секьюрити улыбались, просто все происходит так ненавязчиво, естественно, спокойно, слегка лениво, что никаких негативных эмоций, дискомфорта при этом не испытываешь.

Рестораны здесь – на любой вкус. Сами индийцы в еде не переборчивы: как говорит наш собеседник, из мяса преобладает курятина, редко встретишь баранину, другого мяса нет вообще. Распространены барбекю, горячие блюда, но все очень острое, широкий выбор десертов.

Поразило Александра Захаровича в Индии еще и то, что здесь практически нет китайских товаров. «Я видел только один галстук made in China», – смеется Александр Захарович. В Индии все свое – свои атомные электростанции, аэрокосмическая промышленность, самый лучший в мире текстиль, налажено производство лекарств, автомобилей: кроме своих, индийских, здесь построены заводы «Тойоты», «Хонды». «Отношение к качеству в Индии заложено еще британцами».

Цены на так называемые товары народного потребления в Индии, отмечает Шамшур, на уровне среднеукраинских. Единственное, что значительно дешевле, – это овощи и фрукты.

Еще один момент – индийцы очень ценят любую интеллектуальную собственность. Если в нашей стране, не говоря уже о Китае, ты найдешь кучу подделок D&G Levi’s, то в Индии если написано название брэнда, то можете не сомневаться – это оригинальное изделие. «Девиз индийского рынка – вначале качество, потом уже гибкая ценовая политика».

– Войти на индийский рынок можно, только начав поставки потребителю, имеющему здесь безукоризненную деловую репутацию. Это очередной серьезный экзамен для завода, авантюризмом и наскоком индийцев не возьмешь, – говорит Александр Шамшур. Он отмечает, что после поездки в Мумбаи брэнд «Гидросила» укрепил свои позиции: «Мы стали причастны к ВИП-клубу ведущих мировых производителей. Может быть, у нас пока только временный входной билет, но достигнутые на выставке договоренности и наш успешный опыт выхода на новые рынки вселяют уверенность, что скоро мы станем полноправными членами этого клуба».

Большие ворота в Индию: 2 комментария

  1. Интересно, сколько там пользователей интернета ? И сколько компьютеров у населения ?

  2. Статья порадовала. Я считаю, это хороший "пенедель" тем, кто считает, что успеха можно добиться только уехав куда-нибудь из "провинции"

Добавить комментарий