Потерпевших нет?

Самолет Х-32-912 «Бекас», арендованный Государственной летной академией Украины для обучения курсантов летному делу и разбившийся в Кировограде 7 мая 2009 года, в результате чего погибли два человека: курсант ГЛАУ, 23-летний гражданин Экваториальной Гвинеи Сирило Абага Эла Нчамо и 36-летний инструктор Андрей Литвин, НЕ ОТВЕЧАЛ требованиям, предъявляемым к учебно-тренировочным самолетам. К такому выводу, оглашенному в зале Кировского райсуда областного центра, пришла авиационно-техническая экспертиза.

Судили заместителя руководителя Харьковского авиационного клуба, который составлял отчеты о пригодности воздушного судна Х-32-912 (заводской № 03168, регистрационный номер ИЖ-ИРА) к использованию в качестве учебно-тренировочного самолета. На основании подписанных этим человеком отчетов Госавиаадминистрация выдала ГЛАУ соответствующий сертификат, тем самым позволив обучать курсантов на этом самолете. Подсудимому ставились в вину нарушения правил эксплуатации воздушного транспорта, которые повлекли за собой опасность для жизни людей или другие тяжкие последствия.

Авиационно-техническая экспертиза пришла к заключению, что в разбившемся воздушном судне были выявлены отклонения от типовой конструкции учебного самолета, отсутствие целого ряда приборов, в том числе возле кресла заднего пилота не была установлена рукоятка привода системы спасения БПС «К-500». В заключение экспертизы также указано, что пилот-инструктор, который находился в задней кабине, не имел возможности контролировать: а) обороты двигателя и подавать команду на установку необходимых режимов; б) пространственное положение самолета при пилотировании по приборам из-за недокомплекта приборной доски задней кабины тахометром, вариометром и авиагоризонтом. Рычаг управления закрылками был установлен только в передней кабине (кабине курсанта). Отсутствие аналогичного рычага в кабине инструктора не обеспечивало предотвращения несвоевременной уборки или выпуска закрылок. И так далее — всего шесть пунктов обнаруженных несоответствий.

Согласно заключению авиационно-технической экспертизы, к авиакатастрофе привела совокупность факторов, одним из которых является несоответствие самолета Х-32-912 № ИЖ-ИРА требованиям учебно-тренировочного варианта конструкции. Высота полета ПОЗВОЛЯЛА избежать авиакатастрофы в случае применения спасательной системы БПС «К-500», рукоятка которой ОТСУТСТВОВАЛА в кабине пилота-инструктора.

Кировский суд в лице судьи Ю.Солопова признал заместителя руководителя Харьковского авиационного клуба виновным в нарушении правил эксплуатации воздушного транспорта, тот полностью признал свою вину.

А далее просто цитируем приговор: «Подсудимый совершил преступление, не относящееся к категории тяжких (?!! — прим. ред.), ранее не судим, к административной и уголовной ответственности не привлекался, и фактически его действия по подписанию сертификата на разрешение использования самолета как учебно-тренировочного были, по мнению суда, малозначительными, поскольку перед полетами самолет должен осматриваться техническим составом предприятия (никому из них не были предъявлены обвинения)… Сам пилот-инструктор также должен был дать согласие на выполнение полетов именно этим самолетом, и не мог не видеть, что воздушное судно в полной мере не отвечает требованиям самолетов для учебно-тренировочных полетов… Таким образом, у суда нет оснований говорить о том, что причиной совершения преступления были только действия подсудимого (если кто-то другой повинен в смерти двух людей, то кто? — прим. ред.). Учитывая желание трудового коллектива взять подсудимого на поруки, тот факт, что совершенное преступление не является тяжким, отсутствием гражданского иска по делу и вообще отсутствие потерпевших (?!! — прим. ред.), суд считает возможным удовлетворить поступившее ходатайство. Суд постановил: закрыть производство по уголовному делу, освободить подсудимого от уголовной ответственности с передачей его на поруки трудовому коллективу Харьковского аэроклуба сроком на 1 год».

Потерпевших нет?: 15 комментариев

  1. Среди СЛА тоже есть хорошие модели. Х-32 «Бекас» просто самый дешевый сертифицированный СЛА. Дешевый потому, что наплевали на все параметры безопасности при разработке конструкции ради удешевления производства. Сертифицированный потому, что при себестоимости 10 тыс. продают за 30 тыс…. Чтоб на нём летать надо быть либо очень бедным, либо очень глупым.

  2. Учебные самолеты созданные в сертифицированных КБ действительно конструкторами(По-2, УТ-2, УТИ-4, Як-11, Як-18, Яу-18У, Як-18А, Як-18Т, Як-52) научили летать сотни тысяч военных летчиков и гражданских пилотов, а также летчиков-спортсменов ДОСААФ. Те нынешние недомерки сверхмалой авиации, на которых пытаются учить пилотов сейчас это отнюдь не самолеты-парты.

  3. Ну, два двигателя одновременно не откажут. На сколько я знаю у «Бекаса» заглох движок при наборе высоты в итоге из-за особенности его конструкции: СЛА задрал нос, срыв потока, глубокое сваливание, ошибка пилота и привет шахтерам. А вот вихри враждебные от АН-32 надо ещё доказать.

  4. Риск катастрофы существует у любого летательного аппарата… При отказе двигателя(дв-лей), аэродинамические характеристики любого летательного аппарата позволяют выполнить безопасную посадку, если не нарушена целостность конструкции, не потеряна управляемость и устойчивость ВС, отработаны действия пилота(экипажа) при отказе двигателя на тренажёре или в тренировочных целях в реальном полёте. И самолёт "камнем вниз" не падает, т.к. у него есть "качество"(отношение дальности планирования к высоте полёта).
    В данном, конкретном случае, самолёт мгновенно потерял и устойчивость, и управляемость(его просто перевернуло возмущённым потоком воздуха от взлетевшего перед ним другим ВС)…

  5. Так у лёгких одномоторников всегда риск катастрофы. На подъёме глохнет двигатель, самолёт мгновенно теряет скорость и камнем в низ. В старое время подготовка пилота начиналась с планера, чтоб не сильно надеялись на моторы, а счас…

  6. В том то и дело, что за АН-32 нужно было выдержать временной интервал для взлёта…(3мин.)

  7. "Бекас" упал потому, что попал в спутный след взлетевшего перед ним Ан-32. Все остальное второстепенно. Хотя, если бы у инструктора было управление БПС, скорее всего, экипаж остался бы жив.

  8. Так, почему самолёт всё-таки упал? Отсутствие дублирования показаний пилотажно-навигационных приборов и органов управления у пилота-инструктора не даёт оснований, чтобы исправный самолёт с работающим двигателем просто "рухнул" на землю после взлёта.
    На каком основании было выдано Госавиаадминистрацией Удостоверение лётной годности (УЛГ) для данного типа воздушного судна(ВС), если ещё в "зародыше" при разработке были грубым образом нарушены требования, предъявляемые к учебно-тренировочным самолётам, повлекшие катастрофу?
    "Нашли" кого-то крайним, а настоящая причина скрыта… Оказывается, за предумышленное убийство дают условный срок…, берут на поруки… Цирк!…

  9. И зачем было огород городить с уголовным делом. Сказали бы сразу, что виновен погибший инструктор.

  10. А лётная академия, не видела, что они в аренду берут? Так любят деньги, что пожлобились за свой счет установить хотя бы рукоятку привода системы спасения БПС «К-500» у инструктора? Их то в суд почему не потащили?

  11. Интересно, что думают по поводу "отсутсвия потерпевших" в Экваториальной Гвинее?

  12. это что ж получается — преступная халатность более не наказуема…

Добавить комментарий