Промышленность: рецепты от эксперта

Василий Гуреев — сейчас нардеп от Партии регионов, человек вполне государственный. Четыре раза он «ходил» в правительство, был министром в не самые лучшие для украинской промышленности времена. Сейчас, когда такие времена снова настали, мнение профессионала его уровня дорогого стоит. Тем более что словосочетание «антикризисная программа» в последнее время мы слышим очень часто и в принципе понимаем, что дело это нужное. Конкретики только мало. Ею мы в первую очередь и поинтересовались, задав экс-министру вопрос о том, какие конкретные, неотложные меры в ближайшей перспективе, по его мнению, нужны экономике Украины, и прежде всего — ее промышленности…

— Неотложные меры увязаны со стратегическими. Мы каждую каденцию правительства — еще при Леониде Даниловиче — формулировали в программе действий одну и ту же главную задачу государственной промполитики — структурные преобразования. Опережающими темпами развивать отрасли с быстрым оборотом капитала, наукоемкие отрасли, сохранив при этом позитивы в металлургии и химии — есть торговый баланс, который мы нарушать не должны — не допускать отрицательного сальдо.Такая стратегия выписана для всей промышленности, ей мы и должны следовать, говоря о программах в реальном секторе экономики.

А для этого нужно всего лишь поднять те законы, которые существовали и действовали: законы о поддержке судостроения, авиастроения, производства бронетанковой техники — ведь мы уже когда-то вышли на внешние рынки с заводом им. Малышева и получили миллиард долларов за пакистанский контракт. Мы выиграли тогда тендер у таких мировых брэндов, как «Абрамс», «Леклерк», у российских производителей танков…

— То есть речь идет в первую очередь о лоббировании интересов наших предприятий на внешних рынках?

— Не просто о лоббировании, а о стимулировании развития собственной промышленности. Все эти законы были. Что с ними произошло: Виктор Пинзеник, Сергей Терехин, когда Юлия Владимировна была премьером в первый раз, провели изменения законодательства. Законодательные акты по базовым отраслям промышленности они заменили отдельными статьями в законе о госбюджете. Выхолостили норму по земле — например, КБ им. Антонова сегодня имеет аэродром, где дожны были бы испытываться новые модели самолетов, но содержать этот аэродром, платить за землю КБ не может — законом была предусмотрена определенная льгота, которую убрали. Точно так же КБ Морозова имеет танкодром — полигон для испытания новой техники, тоже была льгота, теперь нет.

Сельхозмашиностроение — то же самое. Я в свое время создавал лизинговые программы для аграриев, и не случайно — потому что для наших сельхозпроизводителей просто невозможно купить технику за 100% стоимости. Но лизинг мы сформировали на основании госбюджета. Сегодня, когда государство поддерживает коммерческие банки, оно должно вовлечь банковский финансовый ресурс в лизинговые операции…

Судостроение. У нас одиннадцать судостроительных заводов, мы можем строить все — от катеров до авианосцев и строили, таких стран — единицы. Но: это предприятия с длительным производственным циклом — судно строится два-три года. Общемировая практика такая: заказчик приходит на завод и дает гарантию, что купит такое-то судно, подписывает контракт. Стройте. А денег — не дает. То есть предприятие, подписав контракт, идет в коммерческий банк и получает кредит. Под 30%! Другого кредита нет. То есть за три года получаем почти 100% — возвращать нужно фактически два кредита. Так вот, была прописана норма, и в бюджете была статья — на удешевление кредитной ставки, это нормальная, общепринятая практика. Сейчас этого нет… Дальше заказчик говорит: на судно мне поставьте двигатели «Вольво» или там «Перкинс», дизель-генератор там еще какой-то, навигационную аппаратуру — американскую, у нас она не производится. Построить корпус корабля — это 10-12% стоимости судна, остальное — «начинка». Вот и имеем на входе: получили двигатель — плати НДС 18%, таможенную пошлину, плюс не забываем о 30% кредитной ставки. Это прописные истины, которых почему-то не понимают в правительстве. Три года — до продажи судна, никто НДС не возвращает, да и после — НДС у нас возвращают только трУсы, еще лет десять завод будет ждать… Может функционировать предприятие в таких условиях? И так по каждой отрасли…

— То есть антикризисная программа ПР — она не с неба упала, все эти наработки давно существуют?

— Конечно. Программа очень земная, реальная. Давно выписаны несколько государственных программ, для тех отраслей, где мы можем сегодня сделать прорыв, — еще можем… Примите их! Надо акцентировать усилия государства…

А делается по-другому. Почему, например, мы не можем сегодня на вооружение в НАТО поставить Антонов-70? Можем. А почему не делаем? Потому что КБ им. Антонова осталось дофинансировать где-то 50 миллионов, а ему не дают… И таких примеров я вам могу «наковырять» сколько угодно, таких гвоздей, забитых шляпкой вниз для того, чтобы отечественная промышленность не работала. Это ж надо так не любить ее, ненавидеть просто… А как тогда выходить из кризиса? Конечно, за счет внешних займов. А кто их отдавать потом будет? Наши дети и внуки…

Промышленность: рецепты от эксперта: 2 комментария

  1. Ага, а варто цій людині знову опинитися при владі — і про цю програму вона дуже різко забуде.

  2. Все традиционно. Стоит человеку вылететь из власти, как он сразу знает что и как лечить. Вот было бы славно, если бы они СЕЙЧАС были такие умные, "…как моя жена потом…"!!!

Добавить комментарий