Земля коори и маори

Нашим гидом будет кировоградец Александр Колотуха. Он — президент Кировоградской областной федерации спортивного туризма, член исполкома Федерации спортивного туризма Украины (отвечает за лыжный туризм), доцент кафедры географии, кандидат географических наук. Его профессиональная и общественная деятельность напрямую связана с путешествиями. Исхожено и изъезжено немало дорог, преодолена не одна вершина. Сегодня Александр Васильевич участник проекта под названием «Флаг Украины на наивысших вершинах мира».

Коренные жители населяют Австралию многие тысячелетия. До прибытия европейских колонистов они жили в гармонии с природой, верили, что духи их предков создали все вокруг в период, называемый временем Сновидения. Сегодня многие аборигены живут в крупных и небольших городах. Сами себя они предпочитают называть «коори».

Новая Зеландия — страна, основную территорию которой составляют два крупных острова в Тихом океане. Названия этим островам дал голландский мореплаватель Абель Тасман. Но народ маори, который открыл и заселил эти земли за 600 лет до появления экспедиции Тасмана, называет Новую Зеландию Аотеароа — Земля длинных белых облаков.

Патриотизм за свой счет

— Этот проект реализуют туристы всего мира. В других странах он носит название «Семь вершин» и предполагает покорение наивысших вершин шести материков плюс седьмая — самая высокая точка своей страны. Мы, украинцы, решили не зацикливаться на количестве горных вершин и назвали свой проект «Флаг Украины на наивысших вершинах мира».

Поездки осуществляются под эгидой Федерации спортивного туризма Украины. Это долгосрочный проект, который длится уже несколько лет. Мои коллеги побывали на высшей вершине Южной Америки Аконкагуа, Африки (Килиманджаро), Европы. Поскольку в среде географов существует полемика по поводу того, какая вершина Европы считается самой высокой — Монблан или Эльбрус, — решили подняться на обе. Зимой прошлого года я был руководителем группы, которая подняла флаг на зимнюю Говерлу. Поскольку сложность восхождения на нашу гору довольно низкая мы решили усложнить задачу и пошли туда зимой. В этом году реализуются два этапа проекта: — один — Австралия и Новая Зеландия, второй — в июне, если решим вопрос с финансированием, — Мак-Кинли, Северная Америка. На завершение останутся две вершины. Это Антарктида — вулкан Эребус, и высшая точка нашего материка Джомолунгма.

В Австралию и Новую Зеландию возили украинский флаг четыре человека: двое из Кировограда и двое из Ровно. Для восхождения на вершину это минимально достаточный состав, для транспортных переездов — оптимальный, когда арендуешь автомобиль с водителем. Трое ребят улетели раньше. Их маршрут: Киев — Стамбул — Сингапур — Сидней. Они по нескольку дней были в городах, имели возможность ознакомиться с другим миром, а я — по несколько часов, потому что вылетел позже и фактически догонял ребят. Хотя прилетел раньше них и из догоняющего превратился во встречающего.

Нас никто не финансировал. Игорь Парчевский из Ровно, который является автором и руководителем проекта, был моим спонсором, оплатил мне дорогу. На другие расходы я «добывал» деньги сам.

Задание выполнили, флаг вынесли, сфотографировали, тем самым подтвердили его там нахождение. В некоторых странах в подтверждение покорения вершины дают соответствующий сертификат. Но для нас самое главное то, что на самые высокие горы ступает нога не Саши или Игоря, и даже не кировоградца или киевлянина, а украинца…

Страна пустынь и кенгуру

— В Австралии мы были восемь дней. Самая высокая точка этого материка — гора Косцюшко — 2230 метров. Это всего на 150 метров выше нашей Говерлы и такая же по сложности восхождения. Поскольку Говерла нами уже была успешно покорена, то и восхождение на Косцюшко особого труда не составило.

Вообще февраль в Южном полушарии — это наш август, самое благоприятное время для восхождений и туризма в целом. У нас было два дня на ознакомление с Сиднеем и на подготовку. Город мирового масштаба, только после Олимпиады, впечатлил. Сходили на вершину, подняли флаг Украины… После этого выехали на восточное побережье, которое омывает Тасманово море. В Сидней возвращались по побережью. Наняли автомобиль. Кстати, самый оптимальный способ путешествия по Австралии и Новой Зеландии — на арендованном автомобиле хорошего качества и за довольно сносную сумму. Ни к кому не были привязаны, просто путешествовали, осматривали окрестности. А посмотреть там есть на что — пересекли несколько национальных парков. Вообще-то три четверти Австралии — это пустыня. Я летел в Сидней в хорошую погоду, внизу были видны красно-коричневые места, практически безжизненные, с маленькими селениями. А восточное побережье, по которому мы возвращались в Сидней, — это богатая природа и разнообразный животный мир. Наездили больше тысячи километров и приобрели массу ярких впечатлений.

Неприступный Кук

— Из Сиднея мы улетели в город Крайстчерч, на Южный остров Новой Зеландии. Северный остров более обжитый, а Южный считается жемчужиной природы мирового масштаба. На нем находятся три национальных парка, которые входят в сокровищницу ЮНЕСКО. В Новой Зеландии с нами работал русскоязычный гид Владимир Фомин. Встречал, сопровождал, договаривался. Это значительно упрощало наше нахождение на острове, потому что в Австралии незнание языка сильно затрудняло общение. Выяснилось, что в группе я лучше всех знаю английский, а я его почти не знаю. Ну жесты, мимика, рисунки… Так и передвигались по материку.

В Новой Зеландии мы были пятнадцать дней. Планировали восемь дней на восхождение горы Кука. Вершина сложная, 3784 метра, по альпинистской классификации одна из самых сложных вершин Южного полушария. Данная вершина — единственное место в этом регионе, где лежат ледники. Представьте, самый длинный ледник Новой Зеландии — ледник Тасмана — одиннадцать километров (!) длиной. Ледники в этих местах опускаются до 213 метров над уровнем моря. Нигде в умеренном поясе так низко ледники не висят. Для сравнения: у нас на Кавказе они опускаются до двух тысяч метров. А 200!.. Сложный рельеф.

Все, извините, нормальные альпинисты на вертолетах добираются на плато, откуда начинают непосредственно восхождение. Подъем на вертолете стоит 860 новозеландских долларов, это примерно 750 американских, и это только в одну сторону. Поскольку мы представляли небогатую нацию, решили «сэкономить» и до плато добирались «своим ходом». Планировали добраться за три дня, но так получилось, что на четвертый еще не вышли на связь. Со второго дня начали работать с веревками, ледорубами, кошками — полным комплектом альпинистского снаряжения. В моей практике это было самое сложное восхождение. Только перил — веревок, по которым надо подниматься, — навесили два километра. Я вообще специализируюсь в пешеходном, лыжном туризме, а тут чистой воды альпинизм.

Наш гид и контрольно-спасательная служба, которая контролирует все восхождения (кстати, абсолютно бесплатно), стали беспокоиться. Рацию-то нам дали, но мы их слышали, а они нас нет. На четвертый день над нами снизился самолетик, убедился, что мы живы и карабкаемся, они там регулярно территорию облетают. Когда мы достигли плато, там уже был вертолет с японскими туристами. Пилот к нам подбежал: «Юкрениан фо?» — спрашивает. Это был наш позывной — «Украина-4». Говорим: «Ес». «О’кей?» — интересуется. Да. В общем, убедился, что с нами все в порядке, и передал тем, кто волновался внизу.

Знаете, там настолько развита система туристского обслуживания, что можно писать отдельный учебник. Я преподаю туризм, работаю в этом направлении, сам занимаюсь туризмом, но Новая Зеландия для меня открылась как фантастическая страна в этом плане!

От плато до вершины восхождение может занять примерно 28 часов. Но маршрут чрезвычайно сложный, по разорванному леднику. В конце лета трещины в леднике достигают размеров девятиэтажного дома. Мы искали путь преодоления ущелий, но не нашли. Кроме того, тут же сверху сыплются камни, куски льда. Это место называется «пороховая бочка». Ночью примерзает, днем солнце топит, происходит вот такое опасное движение грунта. К сожалению, мы были вынуждены отказаться от этого восхождения и вернуться. На следующий день к нам прилетели новозеландцы и сказали, что ледник Линда «не ходится» в феврале, его «хождение» возможно в ноябре, когда после зимы засыпано множество трещин… Стоит сказать, что связка новозеландских альпинистов поднялась по другому, хотя и более сложному маршруту, но нас брать не захотели. Мы, чтобы не терять время и не упускать возможность, поднялись на соседнюю вершину. Она чуть ниже, чуть проще, но тоже достаточно сложное восхождение. Не на самой высокой точке, но довольно близко к ней наш флаг побывал.

После того как мы удовлетворили свои альпинистские амбиции, нас попутным самолетом доставили вниз. Обошлось нам это в 600 долларов с четверых. Маленькие самолетики, которые на лыжах садятся на ледник, пользуются большим спросом как средство передвижения в горах. Кстати, на то, чтобы опуститься, мы затратили 15 минут, а поднимались четыре дня. Но мы ни капли не жалеем. Во-первых, спортивный интерес. Во-вторых, это потрясающе красивое место. Нам довелось видеть так называемую ледовую Ниагару: каждые 30-40 минут грохочет ледопад. Куски льда, падающие сверху, разбиваются и образуют ледовую пыль, которая поднимается в воздухе. Грандиозное зрелище.

Туризм по-новозеландски

— В течение недели мы знакомились с Южным островом Новой Зеландии. Были на термальных источниках, на побережье Тихого океана, видели красивые каньоны. Представьте себе огромной площади пляж, температура воды плюс 20 градусов, и никто на этом пляже не лежит, не «вялится» на солнце и не плещется в воде. В то же время большое количество отдыхающих катается просто на доске, на доске с парусом, ныряет с аквалангом. Здесь развиты и довольно популярны все виды активного отдыха, которые только можно себе представить. Есть здесь джампинг, когда прыгают на тросе. По-моему, именно здесь находится вторая по высоте точка, с которой прыгают, — 143 метра свободного полета. Каяки (одиночные лодки), джипы, парапланеры, парашюты — выбирай на свой вкус.

Туризм в Новой Зеландии является второй статьей доходов экономики. Можете себе представить городок с населением полторы тысячи человек — и 16 мотелей для туристов. Кстати, места в мотелях надо бронировать за два-три месяца. Сюда съезжаются туристы всего мира. Особой популярностью пользуется Милфорд-Саунд, представляющий собой фьорд — узкий залив, окруженный отвесными скалами. К нему выводит так называемый Милфордский туристический маршрут, который считается одним из самых живописных в мире. Чтобы «забить» для себя плавсредство для путешествия по маршруту (лодку или яхту), надо договариваться за пять месяцев! А договориться там не проблема. Выбирай гостиницу, мотель, автокемпинг или бунгало. Все будет оборудовано самым необходимым, включая кухню, душ и даже Интернет.

В городах нет никаких указателей, никаких рекламных щитов. Ни биг-бордов, ни сити-лайтов. Маленькая табличка с названием города. Зато в каждом населенном пункте, даже самом маленьком, есть инфоцентр. Вот к нему ведут указатели. В Сиднее мы через инфоцентр искали себе жилье. Объяснили, что хотим снять номер. Какой? За десять долларов. Бедная девушка, которой в голову не могло прийти нахамить нам или послать куда подальше, 40 минут искала жилье за 10 долларов. Терпеливо искала. На весь Сидней нашла за двенадцать с половиной, извинилась и сказала, что дешевле нет. Все абсолютно бесплатно, здесь находится море рекламной продукции — от листовок до толстых каталогов. Все, что люди хотят рекламировать, сконцентрировано там.

Практически на каждом углу вам предлагают аренду автомобилей или велосипедов. Поражает то, что чувствуешь себя в чужой стране долгожданным гостем. Они умеют вести себя так, будто именно тебя давно ожидали, и ты самый лучший. Может, люди из развитых стран не так чувствуют эту доброжелательность австралийцев и новозеландцев. Но мы, не искушенные культурой и вежливостью окружающих, особенно остро ощущали законы гостеприимства, ставшие составляющей индустрии туризма.

И еще. Я не менял там деньги, даже не знаю, как они выглядят. Взял здесь в банке кредитную карточку — и все. В любом заведении ее принимали.

Райский уголок

— После событий 11 сентября американцы решили, что Новая Зеландия — это райский уголок. Острова ни с кем не граничат, не враждуют, на территории абсолютный порядок. С тех пор, как американцы стали скупать новозеландскую землю, цены на участки выросли в четыре раза. Причем покупать-то они покупают, но участок просто стоит, пустует, а когда новый хозяин выходит на пенсию, приезжает и начинает застройку.

Там действительно хорошо. Благосостояние любой страны принято определять по двум показателям — состоянию дорог и общественных туалетов. О дорогах говорить — себя и соотечественников расстраивать. О них сказано-пересказано. А вот о туалетах… На любой безлюдной трассе заходишь в туалет — три вида туалетной бумаги, вода, в населенном пункте горячая вода. Все бесплатно. Я по возвращении на родину зашел в туалет не на трассе, а в здании столичного автовокзала Выдубичи. Кто был, знает: цена 50 копеек, запах — за 50 метров. Вот вам и благосостояние…

Новозеландцы шутят, что население их государства составляет 78 миллионов: 4 миллиона людей и 74 миллиона овец. Животноводство там на высочайшем уровне, впрочем, как и все остальное. Когда я летел из Амстердама в Киев, на завтрак дали масло, сделанное в Новой Зеландии. Вот куда «долетает» продукт их животноводства.

Вся территория Новой Зеландии — частная собственность, везде участки ограждены колючей проволокой. Фермеры в основном занимаются разведением коров, овец, сравнительно недавно начали разводить лам и благородных оленей. Мы были на одной из ферм, где хозяин — некогда российский гражданин. Стадо коров, которое он содержит, составляет более 800 голов. По местным нормам должно быть три коровы на гектар пастбища, больше нельзя. С непонятным для нас усердием там следят за травой — она должна быть определенной высоты, которую определяют с помощью специальной линейки. Если трава ниже — не выгоняют скот, если выше — ее подрезают. Наша группа присутствовала на вечерней дойке. Чистота в помещении, как в операционной, все блестит, белый кафель. Завели стадо, подключили к автоматическим доильным аппаратам, которые, в свою очередь, соединены датчиками с компьютером. После дойки на мониторе появляются все показатели молока — жирность и тому подобное. Сравнили показатели со вчерашними, что-то для себя заметили. Коров вывели, все после них вымыли, никакого специфического запаха, та же стерильность.

Невольно провели параллели с Украиной. Там ведь земли не такие плодородные, как у нас, но с животноводством в нашей стране в последнее время что-то не складывается. Может, нашим надо побольше ездить с целью обмена опытом?

Сам себе рейнджер

— За все время пребывания в Австралии и Новой Зеландии мы ни разу не видели полицейских. Безусловно, они там есть, но их не видно. Народ настолько дисциплинированный и законопослушный, что доверие вошло в ранг конституционной нормы. Самой большой проблемой для подавляющего большинства иностранцев является левостороннее движение и автомобили с правым рулем. Мы все водители, но не рисковали ездить. Девяносто пять процентов дорожно-транспортных происшествий в этих странах происходит по вине европейцев, которые забывают о левостороннем движении.

На дорогах везде установлены видеокамеры. Если стоит указатель, определяющий скорость движения 110, все едут 110. На трассах никто никого не обгоняет. Едешь сотни километров, перед тобой одна и та же машина. Вы синхронно сбрасываете скорость, если есть ограничение, скажем, до 45 километров, потом одновременно набираете. Никто никому не сигналит, ничего не показывает.

Сын нашего гида ехал на велосипеде на речку, которая находится за 50 метров от дома, и надевал шлем. Мы спросили, зачем, ведь река совсем близко, ехать небольшое расстояние. На что хозяин ответил, что сын может заплатить штраф в размере 50 долларов, поэтому лучше не рисковать. Еще пример. Если мы едем в машине, сзади сидим втроем, и я посередине не пристегнут — штраф сто долларов, причем заплачу его я, а не водитель. Каждый отвечает за себя. Очень дисциплинирует. Проблемы с мусором нет вообще, ее просто не существует. Все знают, что могут заплатить штраф, если на улице города будут жевать жвачку. Заметьте, даже не будучи пойманным на том, что бросил жевательную резинку мимо урны, а просто: жуешь — значит, потенциально можешь промахнуться, когда надумаешь выплюнуть. Так что сиди дома и жуй, а улицы осквернять нечего.

Нигде тебя не контролируют. В кемпинге все двери открыты. По телефону или через Интернет заказал, приезжаешь — на двери табличка с твоей фамилией, заходи, живи, уезжай. Утром принесут завтрак, и никакого контроля в виде навязчивого обслуживающего персонала. Когда мы поднялись на плато перед восхождением на вершину Кука, ночевали в хижине, которую предварительно забронировали. Так к нам никто не приходил, не проверял! Никто даже не знает, что мы там были. Но, спустившись, мы заплатили за ночлег, потому что иначе поступить там невозможно. Все на доверии.

В поселках в Новой Зеландии на входных дверях нет замков. Если кто-то из чужих к дому подойдет, через пять минут подъедет полицейский и проверит, что это за гость, званый он или нежелательный.

Есть, конечно, в стране какие-то правонарушения, но тяжких преступлений практически нет. Однажды мы видели рейнджера. Это было во время восхождения, когда один из наших ребят сломал веточку эвкалипта, чтобы отмахиваться от надоедливых мошек. Откуда-то появившийся блюститель порядка предупредил нас, что это нарушение, и мы можем поплатиться за это штрафом.

Вот еще пример, который наш славянский разум никак не мог понять и объяснить. Для того, чтобы порыбачить, нужно купить лицензию: 17 долларов за одну рыбалку. Один человек имеет право поймать только две рыбины. Причем каждую пойманную рыбешку необходимо прикладывать к удочке, на которой есть специальная метка — 35 сантиметров. Если ты поймал рыбу длиной 34 сантиметра — обязан выпустить ее обратно в воду. Мы долго «пытали» нашего гида на предмет того, а если рядом никого, можно ли поймать третью, и если никто не видит и не контролирует, почему бы не забрать домой рыбину, не соответствующую метке на удочке. Ответ один: так делать нельзя.

В очередной раз мы подтвердили утверждение Задорнова о том, что у наших людей лучше других работает «соображалка». Когда мы собрались порыбачить все вместе, наш новозеландский хозяин сказал, что мы обязаны купить лицензию. Мы же сказали, зачем покупать, ведь мы можем ничего не поймать, и это будут впустую потраченные деньги. Предложили выехать-таки на рыбалку, а лицензию выписать и оплатить только в том случае и после того, как что-нибудь поймаем. На что услышали замечательную фразу: «Ну, хохлы!..»

Так кто из нас папуасы?

— Аборигенам Австралии государство выплачивает пособие в размере шести тысяч долларов в месяц. При этом цены в долларах в Австралии и Новой Зеландии приблизительно как у нас в гривнях. Представьте, что у нас пенсионерам платят 6 тысяч гривен при таких же ценах. Правда, аборигенов там меньше одного процента. Но социальная защита у них на недосягаемом для нас уровне. Если не работаешь, государство тебя защищает. Работаешь — тоже защищен, потому что оплата труда почасовая. Минимальная — двенадцать с половиной долларов в час. Работодатель не имеет права платить меньше, больше — да. Эмигранты, даже из постсоветского пространства, например, компьютерщики, зарабатывают 50-58 долларов в час. Это новозеландских, а американских — 42-43 доллара. Замечу еще раз — при ценах в гривнях, как у нас. Когда мы говорили, сколько зарабатываем, вызывали, мягко говоря, легкий шок. Когда я сказал, что, преподавая в университете, зарабатываю 300 американских долларов, они были так удивлены, сочувствовали, что это очень мало. В процессе разговора выяснилось, что, когда человек называет зарплату, он подразумевает недельную выплату. Когда я уточнил, что столько я получаю в месяц, а не в неделю… Такого не может быть, говорили местные жители. Мы говорим, что в такой стране мы живем, а родину, как известно, не выбирают.

Многие туристы и путешественники говорят, что в других странах не знают Украину. Ничего подобного. Когда мы, общаясь с кем-либо, говорили, что из Украины, люди улыбались, приветствовали. Конечно, знают. Хотя в журнале восхождения на вершину (ведется такой специальный журнал, который мы пролистали) украинцев не было, мы были первыми.

«Дороги трудны, но хуже без дорог…»

Украинская сборная для восхождения на наивысшие точки планеты формируется, как правило, из опытных спортсменов, которые имеют, как минимум, 20 лет туристского опыта, прошли серьезную подготовку. Учитываются, безусловно или к сожалению, финансовые возможности участников. На Мак-Кинли Александр Колотуха не поедет. Во-первых, две поездки за один год он считает небывалой роскошью, хотя и очень хочется. А во-вторых, на поездку в Австралию и Новую Зеландию он брал кредит в банке, который определенное время придется выплачивать. «Я мог бы за деньги, взятые в кредит, купить себе новую машину, но это материальное благо несравнимо с теми ощущениями и впечатлениями, которые я приобрел в поездке», — говорит он.

Александр Васильевич очень хочет попасть в Антарктиду, покорить Эребус. Наверняка все у него получится. А пока что, по его словам, есть чем заниматься в Украине. Кировоградских туристов ждет Южный Буг, который при условии надлежащей организации индустрии туризма может войти в число лучших мировых туристических маршрутов. Наверное, так когда-нибудь будет, и тогда к нам повезут государственные флаги со всего мира…

Земля коори и маори: 3 комментария

  1. Оч приятно за всех, кто там побывал! Конеч, теперь и самой невероятно хоцца чего-то эдакого :)) Так держать!

  2. Еще мне понравилась фраза "..у нас на Кавказе..":-))

  3. Говорят, в некоторых странах Латинской Америки вещи без присмотра нельзя и на минуту оставить. Тырят -моментально. Может кто был, не в курсе?

Добавить комментарий